То не ветер ветку клонит
Снова осень, и мусорные баки в СНТ забиты помидорной ботвой, ветками яблонь, вырванными с корнем однолетниками.
— Бывает такое, — признает Александр Демидов, председатель СНТ «Колос-4». — Мы пишем в чате, объясняем, еще табличку сделали. У нас камера стоит пять лет, некоторые обижаются, что их фотографируют, поэтому возникают иногда скандалы, мол, «что, я одна такая бросаю?» Eще говорят «я только первый раз».
— Eсли бы каждый садовод с себя начинал… но пока тяжело это искоренить, — сетует Алексей Халиулин, председатель садового общества «Сирень».
— Беспорядка нет — если кто-то и бросит большую ветку, то дворник следит, подпилит и сложит возле контейнера. Обычно порубочные остатки жгут, но из-за противопожарного режима так не делают, -говорит Александр Мальцев, председатель СНТ «Лесная поляна».
Этим летом в ТЭО приобрели специальную мобильную дробилку для измельчения веток на контейнерных площадках.
— Пока работаем по заявкам, -говорит Сергей Перлов, начальник производственной службы ТЭО. -Принимаем заявки от садоводческих товариществ. Ветки должны быть сложены в стороне от контейнера, чтобы не смешивались с твердыми коммунальными отходами. Обязательно должен присутствовать заявитель, тот, кто сделал запрос, ведь помощники все равно нужны: куда поставить, где дробить. С представителем все обговорим. Сейчас от СНТ пошли первые заявки.
Дробилку уже испробовали в садовом обществе «Трассовик». Там живет Сергей Суханов, он встречает нас у ворот.
— Мы тут дачу купили, отстроили, на лето приезжаем сюда, -рассказывает Сергей. — У меня участку лет пять. Когда покупали, были одни развалины, вот сейчас сделали маленькую пристроечку, баню, теплицу. На участке росли деревья старые. Я вырубил все, а потом нанимал людей, которые мусор увозили. Сжигать опасно.
Он присматривается к горе веток. Без топора, похоже, не обойтись, поэтому Сергей уходит за ним и вскоре возвращается. Инструменты и инвентарь есть и у специалистов ТЭО, но помощь им все же понадобится.
— Необходимость в измельчителе веток появилась у нас уже давно, — продолжает Сергей Перлов. -Мы сталкиваемся с большим объемом древесно-кустарниковых отходов. Ветки складируют на площадки для ТКО, они занимают очень много места, но наши транспортировщики вывозят, по сути, воздух. Да, объем большой, но весит этот груз немного, поэтому региональный оператор решил измельчать растительные отходы, которые отделены от ТКО и находятся на отдельных площадках. Вот как сейчас — садоводы подготовили место, вынесли отходы, и мы измельчаем, чтобы в дальнейшем захоронить у нас на полигоне. Тут садоводы попросили щепу им оставить. Первый месяц мы тестировали дробилку, брали ветки с полигона. Испытания показали, что дробилка работает хорошо.
Уже есть заявка из Заводоуковска, от СНТ было пять заявок, однако при выезде были выявлены отходы, которые измельчитель не перерабатывает — солома, сено, трава, ботва.
— Сообщество само подало заявку, определило человека, который будет нам помогать, определило место сбора, сроки. Заявку подали две недели назад. Мы ее получили, выехали на место, определили дату, сформировали маршрут и поехали. Я думаю, когда все наладится, садоводы узнают об этом, и процесс будет гораздо проще и быстрее, — надеется Сергей Перлов.
Владимир Ковков устроился дробильщиком — эта профессия показалась ему интересной.
— Длина веток для дробилки роли не играет, — говорит он. — Главное — диаметр, он должен быть не более 12 сантиметров.
Иногда дробилка забивается, и Владимир, надев маску, чистит ее. Отходы корчевания, крупные ветки и стволы деревьев ТЭО не берет в переработку — это обязанность собственников: либо на дрова можно пустить, либо еще куда-нибудь пристроить.
ФOTO ИННА БАРДАКОВА
***
фото: Владимир Ковков работает с дробилкой.