X

  • 18 Октябрь
  • 2024 года
  • № 115
  • 5614

По-настоящему прекрасное никуда не делось

Массовая культура. Массовый человек. Масса, масса, масса. Лучше бы речь шла о творожной массе. С курагой, например.

Я люблю ходить по музеям, слушать оперу, смотреть черно-белые фильмы, листать Pinterest и создавать контент для соцсетей. Каждый раз, включаясь в один из этих процессов, я слышу стальной ритм системы стандартизации и серийного производства, куда входят кино, радио, журналы, соцсети и другие медиа. Неважно, противостоят ли они идейно между собой, каждое медиа — гайка в вечно работающем механизме массовой культуры. И я тоже являюсь ее шурупчиком. Я не против. И Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Вальтер Беньямин тоже не против. Массовая культура -классно: она дает доступ к искусству, что, как следствие, просвещает и в то же время не требует концентрации в коллективных формах, потому что поверхностна: ставит во главу лейбл, делает информационный шум важнее события, а позиционирование продукта важнее самого продукта. Журналист The New Yorker Джон Сибрук пишет, что сейчас продукты культиндустрии подчиняются маркетинговым критериям: «модно/не модно, продается/не продается».

Культиндустрия — феномен стандартизации серийного производства. Мне нравится это слово -культиндустрия. Возможно, некоторые читатели будут удивлены, но массовая культура берет свои корни не из работ Энди Уорхола и даже не из сказок. Она начинается с приходом религии. Икона предстает как духовная сущность чего-то несуществующего, снимая таким образом проблему подлинности, доступ к которому обеспечивался через церковь. Икона была в доме каждого, вот они — первые растиражированные изображения. Со временем сложилась определенная теология художественного и служения прекрасному, которая в своем апогее дошла до концепции «искусства ради искусства».

При этом философы отмечают, что доступ к искусству остается элитарным. Что это значит? Все просто: необходимо иметь образование, культурный бэкграунд, чтобы его понимать и вытаскивать истины через репродукции. Поэтому можно со всей смелостью нивелировать фразу: «Мы никогда этого не поймем». Чушь! Это вопрос желания познания. Теодор Адорно в «Диалектике просвещения» делит людей на два типа: тех, кто требует от себя многого, и тех, кто плывет по течению. Массовый человек не отличается от остальных и ощущает себя таким же, «как и все», он «ни в добре, ни в зле». Что важно — он полностью доволен своей неотличимостью.

Выше я писала, что мне комфортно быть потребителем массовой культуры, я не пытаюсь выйти за рамки и устраивать бунт в виде игнорирования того, что нам дает современность, но стоит отметить, что я не считаю себя массовым человеком, потому что пытаюсь разобраться, понять и затем создать что-то свое. Как говорится, давайте разойдемся миром — просто копируйте! Копировать — нормально, ведь копируя, человек создает свое. Художники бы не научились рисовать, не копируя технику живописи друг у друга. Ведь именно на базе классической живописи родились импрессионизм, абстрактное и другие направления искусства (включая кино, литературу, фотографию и др.), потому что новое — переосмысленное старое в рамках действительности.

То, что сейчас происходит в новых медиа, тоже является частью массовой культуры, но давайте разберемся: можно ли говорить о появлении новых эстетических ценностей в дигитальном мире? Эстетика традиционно рассматривалась как вопрос художественной формы, глубины содержания и восприятия зрителем. Визуальные медиа погружают нас в мир, где ежедневно продуцируется бесконечный поток изображений и видео. Каждый лайк, репост и комментарий формируют уникальную систему ценностей, где важны не только визуальная привлекательность, но и скорость реакции, мгновенное влияние и эмоциональный отклик, отсюда можно вывести термин «быстрая эстетика». Быстрая эстетика — визуальная система ценностей, где главные качества — мгновенность, пер-формативность и интерактивность. Так как этот феномен существует именно в контексте цифровых платформ, одна из его очевидных положительных сторон — демократизация творчества (легкий входной порог — каждый может стать автором контента), что ускоряет культурные и художественные процессы, ведь копирование находится в постоянной динамике, побуждая людей придумывать новые способы самовыражения. Однако, делая акцент на мгновенный эффект, мы жертвуем глубиной продукта. Чтобы найти нечто по-настоящему стоящее, способное вызвать катарсис и революцию в мире искусства, необходимо потратить немало времени. При этом стоит признать, что поиск гениев всегда был тяжелым и длительным процессом распознавания уникального среди поверхностности и «эстетического шума».

Дигитальная эпоха не просто создает новые эстетические ценности, а трансформирует само понятие эстетики. Возникает вопрос: стоит ли противопоставлять традиционное искусство и быструю эстетику или же они должны существовать параллельно, взаимно обогащаясь? Лично я считаю, что история массовой культуры уже доказала второй вариант.

ФОТО СГEНEРИРОВАНО ИИ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта