X

  • 31 Октябрь
  • 2024 года
  • № 120
  • 5619

Как учить, любить и побеждать

— Что не относится к живой природе? Ну, называй, Женя.

— Парта, ручка, тетрадь! — раздается нежный детский голосок.

— А что относится к явлениям живой природы, Ярослав?

— Рождение, движение. Радуга, роса, облака, дождь, листопад…

— Отлично!

У школьной доски Анастасия Камитова, педагог-психолог гимназии N 5, уже семнадцать лет. А вот диплом призера Всероссийского конкурса «Первый учитель» для нее в новинку.

— Почему решили принять участие в конкурсе?

— В прошлом году, когда я была на форуме классных руководителей, конкурс «Первый учитель» проходил впервые. После того как объявили победителя, я поставила себе цель, что в следующем году буду стоять на сцене. Победа досталась прекрасной учительнице начальных классов из Белгорода, а я стала призером.

— Насколько сложными были задания?

— На первом этапе всего два испытания: урок для детей и урок для родителей — это то, с чем мы привыкли работать, особого труда они не составляют. Конечно, должна быть изюминка, мы думаем, чем же удивить членов жюри, чем удивить детей, которых видим первый и последний раз, чтобы урок прошел живо и интересно.

Другие испытания — блиц-турнир и брифинг — учителю были совершенно незнакомы. Но и здесь удалось показать свою индивидуальность, свои темы, приемы, методы работы. «Например, звучали вопросы по театральной педагогике. А я как раз занимаюсь театром и играю в спектаклях, мне это близко, поэтому жюри очень понравились мои ответы», — рассказывает Анастасия Камитова.

— На урок я привезла две ростовые куклы: Александра Сергеевича Пушкина и Дмитрия Ивановича Менделеева, — продолжает педагог. — Персонажи рассказывали детям о себе и задавали вопросы. На белый лист бумаги ученики наносили раствор и появлялась надпись — слова нашего знаменитого земляка-химика. Eще задание — на картине Васнецова исчез серый волк или появился ягненок, нужно дополнить недостающие фрагменты или убрать. В конце возник календарь, с которым они будут знакомиться в течение учебного года. Каждый месяц календаря рассказывает про одного из известных людей нашей страны.

— Судя по сегодняшнему уроку, вы любите привносить элемент соревнований, игры.

— Групповая работа развивает коммуникативные навыки. Написала программу и занимаюсь распространением идеи развития эмоционального интеллекта у детей и взрослых. Важно, чтобы дети сами делали открытие, чтобы они удивлялись, пропускали через себя, вот тогда происходит щелчок: это я запомню. Тогда они выходят воодушевленными, дома охотно рассказывают, чему сегодня научились на уроке. Мои малыши тоже готовят презентации, пяти-минуточки, чтобы поделиться информацией.

— За что вы любите своих учеников?

— За то, что они непредсказуемые, добрые, открытые, искренние, они не притворяются, они вот такие, какие есть. У меня уже пятый набор и всегда такие ученики. Ну, и самое главное, они самые активные. И я говорю: какой учитель — такие дети. Уроки иногда шумные, они все хотят ответить, и порой друг друга не слушают. Но со всеми можно найти общий язык.

— Вы работаете не только в начальной школе, но и со старшеклассниками, как оцениваете их психологическое состояние? Что тревожит современных детей?

— То, что детей не слышат, не понимают. Они тревожатся, что так никогда и не будут услышанными. Особенно подростки. Они активные, дерзкие, но боятся о себе заявить. Боятся показать свою внутреннюю силу. И чаще надевают маски, потихонечку врастая в них, с каждым годом все больше и больше. Это очень большая проблема для современного общества. Eе надо решать сейчас, чтобы не упустить время. И в первую очередь родителям. Работа учителей в том, чтобы дети научились открываться и быть собой.

— А кем они хотят быть услышаны?

— Взрослыми. Родителями. Наблюдается тенденция, когда родители много требуют от детей, они требуют постоянного результата, но забывают, что детям сложно его достигать. Далеко не каждый взрослый может справиться с поставленной задачей сразу на ура, а от детей мы ждем подвигов. В конкурсе только один победитель, у детей нет навыка, той практики, базы и опыта, которые есть у взрослых. Нужно учить их добиваться не тех результатов, что мы ставим перед ними, а тех результатов, что они ставят перед собой. Цели, какие им действительно нужны и пригодятся в жизни. А зачастую родители хотят реализации своих несбывшихся надежд и мечтаний. Я не стала пианистом, я не стала артисткой, а вот ты, пожалуйста, будь. Часто родители скрывают такие намерения, но они очевидны.

— Возможно, родители переживают, что мир усложняется, в нем надо как-то выживать, адаптироваться, находить себе место, поэтому стоит иметь много разных навыков, и вот они стараются затолкать в ребенка их побольше.

— Различные кружки, особенно в раннем возрасте, важны, ведь наш мозг состоит из немыслимой сети нейронных связей, правое и левое полушария начинают активно действовать. Это на самом деле важный процесс. Но после десяти лет ребенок сам вправе выбрать, что же ему интересно. И пойти на одно, два, три направления. Гибкие навыки сейчас модны, их развивают и при помощи тренингов для подростков. Книги позволяют расширить знания. Но все-таки поддержка семьи в развитии ребенка считается ведущей. Потому что, когда ребенок чувствует себя в безопасности, удовлетворяя базовую потребность в защите, а также следующую базовую потребность, в общении, заботе, тогда он может по ступенькам подняться выше, ведь поддержка семьи никуда не уйдет.

— Что представляет собой программа по развитию эмоционального интеллекта, что для этого делается в гимназии?

— Уроки за пределами школы -выезды, экскурсии, интервью, беседы. Мы ходили в пансионат для людей золотого возраста, к нам приезжали из интерната для детей-инвалидов.

Устраиваем мастер-классы, чаепития. Дети набираются опыта в общении со взрослыми, задают им вопросы.

Подобные встречи развивают эмоциональный интеллект, ведь коммуникация самое важное.

— В чем сложность работы с младшим возрастом? В том, что они более подвижные?

— Маленьким детям не хватает игр на свежем воздухе. Они бы с большим удовольствием бегали в догонялки, бросали мяч, если бы их организовывали.

Этому есть прямое доказательство, несколько лет назад мы участвовали в проекте «Сильные духом», который длился целый год. Летом мы организовывали дворовые игры. И если сначала подключилось всего пятнадцать человек, то к концу августа у нас уже было сто детей и двадцать пять взрослых. С каждым годом дети становятся все активнее и активнее. Нам надо учиться с ними разговаривать. Eще я наблюдаю, что самооценка у таких ребят адекватная или заниженная, но они настолько хотят проявить себя, показать: я лидер, я индивидуальность.

— Влияют ли на детскую психику мультики, гаджеты, телевизор, который дома идет фоном?

— Электронные устройства, безусловно, влияют на психику ребенка. С этим столкнутся еще много поколений. Многие родители, большинство ученых, психологов и педагогов заботятся о психическом состоянии ребенка, а не о том, что зрение посадили или осанку угробили. Потому что проблема-то стоит острее: абсолютно меняется мировоззрение ребенка. Дети даже фразы из игр используют: «убили», «умерла», «я в гробу». И эти фразы, если копать дальше, они на подсознательном уровне на мышление влияют.

Так строится цепочка определенных последствий, которая может произойти с ребенком в реальности. Все настолько серьезно, что нам всем нужно задуматься. Пока радуюсь тому, что убрали телефоны на уроках.

— Как за много лет работы в школе не выгореть, воспитывая и обучая детей?

— Я не выгорела, потому что хорошо понимаю: для того чтобы оставаться нормальным, адекватным педагогом, нужно себя пополнять, делать то, что нравится, что любишь. Я люблю театр, в свободное время занимаюсь актерским мастерством в труппе любительского театра «Тишина», играю в спектаклях. Дети ко мне приходят с родителями в качестве зрителей. Eще я провожу время с семьей, путешествуем по разным уголкам России и сплавляемся по рекам.

Виктория Ющенко

***
фото: Анастасия Камитова, педагог-психолог гимназии N 5.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта