X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Субурбанизация, рурализация и другие пути побега

«Лекции о городе» — так назвала свой новый просветительский проект компания «Брусника». Сегодня стало важно, кто и зачем выбирает город для жизни, где еще хотелось бы жить, почему, — девелоперам это дает ключ к пониманию, как, где и что строить. Присмотреться в современному горожанину: кто он, какой. Цель лекций — понять, как городская среда формирует наше мышление и поведение, научиться анализировать городские процессы, познакомиться с единомышленниками и обсудить будущее Тюмени.

Первая лекция «Из города в деревню: субурбанизация, рурализация и рост агломераций» прошла в бизнес-центре 1А на улице Первомайской.

Алима Бисенова, PhD, доцент кафедры социологии и антропологии в Назарбаев университете (Астана), поделилась подробностями развития территорий в Казахстане. Похожие процессы происходят и у нас. Два противоположных миграционных тренда: одни едут в город, другие — из города. Из города многие готовы уехать. А куда? В классическую деревню? Не всегда. Многим хотелось бы укрыться от городской суеты, не потеряв уровень комфорта. И вот рядом с городами растут малоэтажные поселки, как правило, там есть сети, небольшие земельные участки, где-то и управляющие компании. То есть преимущества жизни на земле (свежий воздух, возможность делать посадки, гулять на свежем воздухе, не зависеть от соседей) совмещают с высоким уровнем комфорта (централизованные канализация, отопление, освещение, дороги). Это и называют субурбанизацией.

Возникновение городов-спутников стало возможным благодаря развитию инфраструктуры: проще перемещаться на большие расстояния, проще обмениваться информацией и общаться, растут возможности получать образование дистанционно. Деградация городской среды, экологические и транспортные проблемы, риск пандемий заставляют выбирать место жительства за пределами города. На подобный переезд решаются чаще всего люди с достатком, готовые взять на себя риски и затраты по обеспечению жизнедеятельности своего дома. Так из пригородных поселений формируются городские агломерации.

Вместе с тем есть тенденция переселения горожан и в существующие деревни и села. Для этого есть термин «рурализация». Особенности жизни здесь — это принятие тех условий, в которых живет поселение. Однако житель города пытается создать максимально комфортную для себя среду, насколько это позволяет развитие территории и, конечно, финансовые возможности.

Основная причина субурбанизации и рурализации — идея «побега из города», осознание преимуществ и ценностей жизни на земле, часто это так называемое «возвращение к себе». События последних лет добавили привлекательности жизни вне города: шок от пандемии дал толчок к переоценке ценностей: «Стало понятно, что близость к природе, к земле, физический труд, свои дача и огород помогают справиться со стрессами современной жизни и дают некоторую стабильность. К тому же для многих работников креативного и образовательного сектора пандемия раскрыла возможности работы онлайн. Можно заниматься любимым делом, не находясь «в центре событий».

«Жизнь на земле» имеет свою ценность и преимущества для многих, особенно бывших сельских жителей, здесь, конечно, играет роль ностальгия, добрые воспоминания. У каждого есть свои примеры. Это и дом друзей в ближнем селе, который построили, когда дети уже выросли и нет нужды ежедневно возить их не только в школы, но и на дополнительные занятия. Выход на пенсию, например, не по возрасту, а по выслуге, когда человек еще многое может. Много интересных открытий случается при такой перемене жизни. Человек вдруг начинает делать прекрасную мебель, потрясающие светильники, с упоением ухаживает за растениями, выращивает огурцы, в город выбирается с неохотой, только в случае крайней необходимости. Открывается то, что в человеке тихо дожидалось своего часа. Это порой становится открытием и для самого человека.

Или построить дом в садовом товариществе, устроить свою территорию так, как хочется и видится тебе. Радоваться цветам и клубнике, собираться в беседке с друзьями, по выходным готовить еду на открытом воздухе.

Да, поддержание такой жизни требует больше усилий, но дарует совершенно другой уровень свободы. Интересно, что в случае, когда состоявшиеся люди приезжают со «своим уставом», классово-культурный конфликт между новоприбывшими и местным населением минимален. Может быть, потому, что часть правил были знакомы? Пример самой Алимы: ее семья сейчас живет в сельской местности. Переезд был продиктован покупкой лошади. На земле работать не планировали. Однако выглядеть в глазах соседей человеком, который не использует землю по назначению, ловить на себе осуждающие взгляды не хотелось, так, вначале поневоле, пришлось заняться посадками.

Повторюсь, пандемия, заставившая всех сидеть по домам, в этом процессе сыграла немаловажную роль: осознание того, что ты заперт в ограниченном пространстве, многих заставило не только задуматься, но и приобрести дома в загородных поселках. А открывшаяся возможность удаленной работы расширила понимание, что можно работать, где нравится, при этом оставаясь там, где удобно.

Вместе с тем не у всех такой исход может получиться, но и при постоянной жизни в городской среде человек не прочь обзавестись небольшим участком за городом. И этому есть масса примеров и историй про дачи. Eще одно важное наблюдение: люди, живущие в сельской местности, обладают экологическим сознанием, знают, что откуда берется и куда исчезает. Сознание это формируется само по себе, из повседневной жизни, приводит к бережному обращению к ресурсам, пониманию ландшафта.

Вместе с отъездом одних продолжается миграция других в города. У этого процесса также есть свои особенности и проблемы. Eсли в прошлом миграция в город была основана на потребности в рабочей силе для новых промышленных предприятий, количество приезжающих регулировал институт прописки. Человек мог жить и работать только там, где прописан, а прописывали строго по квоте. Сейчас это уже история. А для живущих в те не очень далекие времена возможность жить и работать в большом городе было настоящей проблемой, часто ломающей судьбы. Не выжили и многие моногорода, жизнь в которых строилась вокруг одного производства, предприятия закрылись, люди уехали…

Сегодня большие города имеют неконтролируемую миграцию людей из сельской местности, едущих на заработки. И вот здесь очень обостряется классово-культурный конфликт. Человек попадает в неведомый ему мир, с неизвестными законами и правилами. Алима Бисенова рассказала, как в Казахстане пытались воспитать «понаехавших» с помощью билбордов, изображавших бегущего барана, и надписью: «Люди переходят по правилам, бараны — где придется!» Билборды вызвали большой общественный резонанс. Подобные процессы урбанизации отражаются и в языке, возникают новые слова с уничижительной оценкой: «понаехавшие», «маргиналы», «деревенщина» — все они характеризуют классово-культурный конфликт, необходимость воспитания новых горожан.

Более добрый и оптимистичный подход к проблеме, ее осмысление — истории девушек из фильма «Москва слезам не верит» и, конечно, Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра». Многие герои Шукшина пытаются, но так до конца и не могут жить и дышать в городе. И часто, наигравшись в городских, возвращаются.

Конечно, в большие города не все едут из деревень и аулов, есть люди, переезжающие за большими возможностями из городов поменьше. Им легче ассимилироваться, хотя тоже непросто. И тоже тянет в свой маленький, уютный город, «где без спросу ходят в гости, где нет зависти и злости, …где все просто и знакомо».

Вечное движение: деревня едет в город, город — в деревню. Кто за чем. Побег от драмы и токсичности. Возвращение к себе. Бегство от себя. Хорошо бы, чтобы каждый мог найти его, это свое место, при этом не вступая в культурно-классовый конфликт. Надежда на людей, планирующих города, хорошо, что они стали прислушиваться к мнению социологов, антропологов и других ученых, предметом изучения которых являемся мы, живые люди.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта