X

  • 26 Декабрь
  • 2024 года
  • № 143
  • 5642

Лично я живу в диджимодерне

В 70-е было замечено: «Создается ощущение, что мы и в самом деле живем в эпоху безвременья, отчаянно нуждающуюся в интерпретации». Семидесятые — период становления постмодернизма, но так и не понятно, существовал он или нет. Наверное, раз такой вопрос вообще поднимается, то данная эпоха была, но где мы сейчас?

У философов нет ответа на этот вопрос, что даже немного обидно. Мне известно о девяти названиях нашего времени (их, скорее всего, больше), но давайте разберемся хотя бы в тех, о которых я знаю.

Ремодернизм. В недалеко-далеком 2000 году британские художники Билли Чайлдиш и Чарльз Томсон написали манифест ремодернизма. Уже по этимологии слова можно понять, что, английская приставка «ре», указывающая на повторность и имеющая значение «пере», играет здесь ключевое значение. Представители этого течения отвергают постмодернизм как нечто неспособное дать ответы на вопросы бытия, ремодернизм — переосмысление модернизма и окончание эры нигилизма и духовного банкротства. Авторы манифеста утверждают, что в искусстве главное — вера в духовное, творческая свобода и искренность, потому что именно духовность — инструмент к пониманию себя и бога.

Перформатизм. В то же время американский теоретик Рауль Эшерман вводит термин «перформатизм», основная идея которого в том, что он фокусируется на потенциале искусства создавать и переписывать свои же смыслы. Таким образом, происходит раскрытие границ собственных практик. Особое место здесь уделяется влиянию Интернета, так как именно онлайн мы воспроизводим «перформансы целостного отображения действительности», формируем эстетический контекст, размышляем над неожиданным опытом и развиваем собственные смыслы.

Гиперсовременное время. Термин, введенный французским философом Жилем Липовецким в 2004 году, выделяет культ потребления, гипериндивидуализм и интенсивностью культурных изменений как главные особенности эпохи. По его словам, наше общество более чем когда-либо характеризуется движением, изменчивостью и гибкостью. При этом гиперсовременный человек наполнен напряжением и тревогой, так как живет в мире, лишенном традиций, где нет систем и убеждений, к которым он бы мог с уверенностью обратиться. То есть гиперсовременное время — эпоха гедонистов, которые при этом находятся перед неопределенным будущем.

Альтермодерн. В 2009 году французский художественный критик Николя Буррио предлагает термин «альтермодерн» в попытке обозначить новую культурную эпоху, выходящую за рамки как модернизма, так и постмодернизма. На первый план он выдвигает идею культурных кочевников и фокусируется на глобализации и выделяет стремление к синтезу и созиданию, так как новая культурная реальность требует переосмысления идентичности, времени и пространства.

Метамодернизм. Тут уже голландские философы Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер делают попытку обозначить нашу эпоху. В 2010 году они публикуют статью, где предлагают мета-модернизм как культурный ответ на усталость от цинизма и иронии постмодернизма, который сочетает в себе аспекты как модернизма, так и постмодернизма, находя баланс между оптимизмом и иронией. Метамодернизм — смесь модернистской искренности и веры в прогресс с постмодернистской иронией и скептицизмом.

Пост-постмодернизм. Как и в случае с постмодернизмом, у термина нет конкретного автора, однако выделяют ряд теоретиков, работающих над концепцией данного времени. Тут все просто: постпостмодернизм — то, что идет после постмодернизма, это попытка вернуть смысл в искусство и философию через поиск конструктивных решений в культурных и социальных процессах. Это, наверное, единственная теория, признающая наследие постмодернизма.

Космодернизм/Планетаризм. Термин введен американским философом Кристианом Морару в 2011 году и представляет собой новую культурную парадигму, которая приходит на смену постмодернизму в условиях глобализации. (звучит знакомо, да?) Морару утверждает, что космодернизм фокусируется на этике, заботе об окружающей среде и человеческих отношениях, акцентируя внимание на диалоге между различными культурами и обществами. Человеческие отношения с технологиями и космосом рассматриваются как важная часть культурного и философского контекста. Космодернизм предполагает сложное восприятие мира, где существует множество реальностей, а не единая объективная истина. Интересно, что четыре года спустя философ переименовал свою теорию, и она стала называться «планетаризм».

Диджимодерн. В 2009 году британский теоретик культуры Алан Кирби описывает культурную парадигму, вызванную развитием цифровых технологий и интернета — диджимодерн. По названию понятно, что речь идет о массовом создании контента пользователями и разрушении традиционных границ между автором и потребителем. В эпоху диджимодернизма Интернет и цифровые технологии меняют саму природу повествования, искусства и медиапространства. Акцент делается на интерактивности, перформативности и коллективной креативности, где текст постоянно изменяется и развивается через взаимодействие с пользователями.

Автомодерн. Американский социальный теоретик Роберт Сэмюэлс дает определение новой эпохе — автомодерн, где автономия человека сочетается с ростом автоматизации в технологиях и жизни. Он утверждает, что стремление к атомизации ставит под сомнение феномен социального государства, потому что, стремясь к обретению независимости через технологии, человек достигает отчуждения, что само по себе является противоречием, ведь человек все равно находится в зависимости от социальных структур. То есть парадокс состоит в том, что в текущем столетии высокий уровень механической автоматизации сочетается с усиленным желанием людей получить/завоевать личную автономию. Автомодернизм также критикует роль технологий в снижении глубины человеческих отношений и переживаний, но признает их неизбежную роль в современной жизни.

…Признаю, что эти сведения могли провалить вас в смысловую дыру, но именно в таком мире мы живем. Происходит множество культурных сдвигов, диктуемых технологическими и социальными изменениями современности. Каждая из концепций, о которых я рассказала, ищет и находит смыслы, но, создает ощущение, словно они не могут скооперироваться между собой. Происходит это потому что люди окончательно перестали слышать друг друга, из-за глобализации (ею вообще можно объяснить все что угодно) или чего-то еще — вопрос для философов. Однако факт остается фактом — каждый из нас волен выбирать название эпохи, в которой живет, как волен выбирать аватар в социальных сетях.

ФОТО FASHIONEDITORIALS.COM

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта