Влиять труднее, чем учить
Воспитанию профессионализма был посвящен семинар руководителей образовательных организаций, съехавшихся в Тюмень на финал всероссийского конкурса «Мастер года».
Какой должна быть эта воспитательная система? Как сделать процесс наиболее эффективным, чтобы работа проводилась не просто над выпуском квалифицированных кадров, а еще и над эффективностью их личностного роста?
— Воспитание — одна из ключевых позиций при реализации профессионалитета, — считает Ирина Черкасова, профессор кафедры педагогического, психологического и социального образования Тобольского педагогического института, филиала Тюменского государственного университета. — Вообще говоря, воспитывать всегда было труднее, чем учить, особенно в подростковый период. Мне кажется, что современные дети менее амбициозны. Им важны краткосрочные цели, поэтому мы должны это учитывать в своей работе. На первое место выходит интерес. Они не готовы решать скучные задачи. Но, с другой стороны, мы с вами понимаем, что интерес сиюминутен. Появляется дилемма: как выстроить воспитательную работу, чтобы этот интерес захватить и мотивировать наших ребят.
Ирина Ивановна поведала об исследовании, которое проводил институт изучения детства, семьи и воспитания в контексте анализа системы ценностей. В исследовании приняли участие 250 тысяч человек, из них более 55 тысяч — студенты среднего профессионального образования. Для 60 процентов студентов на первом месте физическое и психическое здоровье. Любовь как ценность важна только для одного человека из трех. Ценность семьи растет с возрастом. Материальный достаток они ставят выше, чем интересную работу.
Развитие гармонически развитой личности — важный элемент для целеполагания в воспитательной работе. Профессиональное воспитание — формирование профессиональной культуры, компетенций, личностных качеств. Наша задача — вовлечь, влюбить в профессию.
— Образование должно работать на опережение, — считает Татьяна Юзефавичус, главный специалист отдела координации образовательных проектов в СПО института развития профессионального образования, кандидат педагогических наук. — Работа на опережение актуальнее, чем когда-либо, потому что темпы преобразований во всех сферах человеческой жизни нарастают. Соответственно, образование должно готовить человека, чтобы он вписывался в этот производственный мир. Мне очень нравится фраза о том, что студенты сегодняшнего поколения не хуже и не лучше своих предшественников, они просто стали иными. Стандарты синхронизируются с образовательными стандартами, локомотив всей системы образования — федеральный проект «Профессионалитет» с новой образовательной технологией, которая дает возможность строить отраслевую модель подготовки кадров.
Когда мы говорим об обновлении содержания образования, фактически мы находим ответ на вопрос о том, какого профессионала мы хотим и можем подготовить. Мы готовим профессионала и воспитываем гражданина, патриота. Подчеркну, что воспитание — обязательная часть образовательной программы. Чтобы не было водораздела: здесь я занимаюсь воспитательной работой, а здесь я его обучаю. Так не бывает, человека нельзя разделить, он целостен. Когда мы его чему-то обучаем, мы формируем отношение к тому, что он познает, а это уже воспитание. И когда мы проводим какие-то воспитательные мероприятия, мы учим его быть добрым, заботливым, ответственным и проявлять это в каких-то поступках и делах. Таким образом, воспитывая, мы обучаем.