Почвы и судьба Льва Николаевича Каретина
«Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход» — с этой фразой я жила все дни, пока готовила материал про улицу Льва Каретина.
Мой герой не мореплаватель, не пароход, он почвовед. Дело его жизни — исследования, создание карты почв нашего региона, подготовка аграриев. Хотя ведь любой мореплаватель ходит по картам, а Крузенштерн — создатель атласа Южного моря. Так что, видимо, не так и нелепо, что Матроскин, житель парохода «Иван Крузенштерн», так настойчиво напоминал мне о себе.
Тихая улица имени Льва Каретина
Координаты: 57.167282, 65.429971 По дороге Р401 (Ямская улица), что ведет в аэропорт Рощино, если свернуть направо на первом светофоре после кольцевой развязки, попадаешь в студенческий городок Государственного аграрного университета Северного Зауралья. В стороне от учебных корпусов, между Рощинским шоссе и улицей Летней, расположена небольшая (500 метров) улица Льва Каретина.
Застроена красивыми коттеджами. Много деревьев, мало движения -когда я знакомилась с улицей, не встретила ни одного человека, только припаркованные машины. Вдоль всей улицы на столбах «колыхался ветром» бумажный листок «ПРОПАЛ КОТ!!!», с которого смотрел на меня рыжий Вася (Матроскин, помоги!). Покой, осенняя прозрачность, синее небо, яркое солнце. Тишина, машины, дорога, лес, немного в стороне стадион. Вот, собственно, и все, 29 номер дома завершает эту невеликую улицу.
Кто вы, Лев Николаевич?
Кто же вы, Лев Каретин, почему улица носит ваше имя? Кое-какую информацию можно найти в открытых источниках. Например, что Лев Николаевич Каретин — профессор, автор научных работ, учебных пособий, по которым изучают почвы региона и сегодня. В Тюмень Лев Николаевич приехал из Ленинграда в 1959 году после окончания аспирантуры. Первый заведующий кафедрой почвоведения и земледелия Тюменского сельскохозяйственного института. Доктор биологических наук, председатель Тюменского отделения Всесоюзного общества почвоведов. Проректор по научной работе ТСХИ с 1981 по 1986. В аграрном университете проводят Каретинские чтения.
Почвенная карта юга Тюменской области
Выдержки из биографии доктора биологических наук, профессора кафедры почвоведения и агрохимии Льва Николаевича Каретина (написана Галиной Сергеевной Каретиной):
«Лев Николаевич родился в большой семье 2 января 1930 года в деревне Коротиха Кинешемского района Ивановской области. В семье было трое детей, он младший, но в годы войны, когда отец воевал, старший брат тяжело заболел и скончался. Отец — Каретин Николай Иванович (1902 г.р.), мать — Каретина Анфиса Арсентьевна (1902 г.р.), сестра -Каретина-Анисимова Лидия Николаевна (1928 г.р.). Отец воевал в моторизированных войсках до Победы, вернулся в семью и продолжал свое образование. В ноябре 1946 года родился младший брат Алексей. Николай Иванович заочно окончил Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, там же аспирантуру по специальности «Механизация сельского хозяйства».
Галина, 1953 год
Преподавал в Ярославском сельскохозяйственном институте. После закрытия этого института в Ярославле в 1956 году и перемещения в полном составе преподавателей и студентов в Приморский край (ПСХИ) Николай Иванович остался в Ярославле и до преклонного возраста работал доцентом Ярославского технологического института. Мама Льва Николаевича рано ушла из жизни, в 1957 году».
В 1948 году Лев решил поступить в Московский горный институт, мечтал быть геологом, не прошел по конкурсу, вернулся в Ярославль, был принят в сельскохозяйственный институт, специальность «агрономия». В 1953 году окончил институт с отличием, получил направление в Рязанскую МТС Ярославской области, где проработал семь месяцев до поступления в аспирантуру Северо-Западного научно-исследовательского института сельского хозяйства в Ленинграде.
«Диссертацию на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук защитил по обработке закустаренных земель в Ленинградском сельскохозяйственном институте 5 мая 1959 года, а в сентябре этого же года ему была присуждена степень кандидата сельскохозяйственных наук».
К тому времени Лев уже был семейным человеком, в 1956 году в семье Каретиных родилась первая дочь — Марина. Пришло время строить будущее не только для себя. Выбор был: предлагали остаться в Ленинграде, поехать в Киев, Тюмень. Лев Николаевич выбирает Тюменский сельскохозяйственный институт, который открыли в октябре 1959 года.
Улица Льва Каретина, 2024 год.
Критерием выбора стало желание заниматься самостоятельной научно-исследовательской работой, проверить свои возможности и способности организатора, ученого, а еще семье обещали дать квартиру.
«Совмещая педагогическую работу с научной деятельностью, Лев Николаевич издает два учебных пособия: «Черноземные и луговые почвы Тоболо-Ишимского междуречья» и «Почвы Тюменской области».
1969 г. награжден значком «Отличник социалистического сельского хозяйства»
1980 г. — благодарность за плодотворную научно-педагогическую и общественную деятельность 1984 г. — почетная грамота от имени председателя Верховного совета СССР
1986 г. — благодарность за активную организаторскую работу по выполнению НИР, направленных на развитие продовольственной базы в нефтедобывающих районах Тюменской области
1987 г. — в честь 70-летия Великого Октября занесен в книгу Почета института за многолетний добросовестный труд
В связи с преждевременным уходом Льва Николаевича, чтобы увековечить память о нем и отдать должное его заслугам, в Тюмени, по ходатайству ученого совета Тюменской государственной сельскохозяйственной академии, улицу в районе студгородка переименовали в улицу Льва Каретина в августе 2001 года».
Улица Льва Каретина, 2024 год.
Рождение династии или выбор по душе
Ну что же, с улицей, вернее, почему она носит имя Льва Каретина, немного прояснилось: профессор, автор учебников, карты почв, 30 лет заведовал кафедрой, рано ушел из жизни. А вот каким он был человеком… И тут мне помогли члены семьи Льва Николаевича. «Что сказать о Льве Николаевиче как о человеке? — пишет в биографии мужа Галина Сергеевна. — Это человек с большой буквы, личность, патриот своей страны, несмотря на высокий интеллект, образованность, положение, он очень прост в общении с коллегами, студентами. В экспедициях со студентами на учебных практиках любил посидеть у костра и спеть любимые раздольные народные песни. Много читал, в основном исторические книги. Любил спорт, особенно футбол, хоккей, играл в волейбол, шахматы, увлекался рыбалкой, охотой».
В Тюмени сейчас живут две дочери Льва Николаевича, Марина и Лариса, вдова ученого Галина Сергеевна. Они помнят, хранят (каждая свои) истории про Льва Николаевича Каретина. Лариса -младшая, детский доктор. Старшая, Марина, — заводчица немецких овчарок. С ней мне удалось связаться и немного поговорить. Немного, потому что новые щенки требуют большого внимания, да и «лучше поговорите с мамой», потому что она — главный хранитель, и точно много сможет рассказать.
— Нам, конечно, очень приятно, что есть эта улица, хотя никто из семьи там не живет, к сожалению. А папа? Папа всегда много работал, мы, дети, не очень много его видели, — говорит Марина Львовна. — Работа, работа, работа. Да и не стала я ни аграрием, ни почвоведом. Хотя поначалу хотела стать геологом, потому что мне очень нравились камни, которые видела в музее. Поступила в индустриальный институт, но нас учили искать нефть, немного поработала по специальности, а потом все же решила делать то, что нравится, и стала заниматься собаками.
Хочу отметить, что, хоть Марина Львовна и не видит, что как-то продолжает дело отца, и думает, что ей нечем поделиться, «разве что внук (правнук Льва Николаевича) сейчас учится в сельскохозяйственном университете», у меня сложилось другое мнение. Как рассказала мне Галина Сергеевна, Лев по натуре исследователь, в молодости тоже хотел быть геологом. Eще один факт: первый щенок овчарки по кличке Аргон появился в доме без ведома мамы, по «тайному сговору» папы и Марины. И если бы не тот «сговор», кто знает, как бы все повернулось. Что стало судьбой? Судьбой, подарившей профессию и семью. Это ли не прямое продолжение? Мне кажется, очень даже оно. И развилка судьбы, и выбор того, что любишь, несмотря на обстоятельства, и упорство, и настойчивость, и много труда и любви. И еще, генетики говорят, что дочери и есть главные носители отцовых генов, ведь именно в сыновьях дочерей (внуках) как раз и проявляются максимально гены отца (деда).
Да и так ли это важно, сколько и у кого? Важно, что семья растет, каждый находит себя, и пусть, как в песне поется, «шагнут внуки-правнуки дальше нас». И «дальше нас» — это, по-моему, не обязательно про звания и награды, это про то, чтобы жить по любви и быть хорошим человеком, найти свое предназначение.
Лев и Галина
А теперь я хочу рассказать о любви, с которой «все начинается». Марина Львовна, под сопровождение нетерпеливых молодых щенков, подарила мне телефон мамы и заверила, что Галина Сергеевна много чего расскажет и покажет. И будет рада вспомнить и поделиться. Так и случилось. Мне ответил бодрый голос, поверить, что я говорю с человеком 93 лет, было сложно. Выбрали время, и встреча состоялась. Уютная квартира увешана фотографиями и картинами. С них смотрят молодые и веселые, счастливые Лев и Галина. Молодая, очень хорошенька Галя с ямочками на щеках до невозможности похожа, по-моему, на актрису Веру Васильеву. Отдельное место отведено большой фотографии Льва Николаевича. Ниже стоит написанный красками портрет Льва, ученика 10 класса. Галина Сергеевна замечает: «Фотографий много, а вот фото самого Льва Николаевича не очень, потому что он в основном снимал, очень увлекался фотографией».
В истории Льва и Галины много переплелось: поездок, встреч, побед, поиска, спорта, потерь и обретений. Большой путь, всего не расскажешь, да и не узнала я всего. Но кое-что, пожалуй, смогу. Eсли составлять карту семьи Каретиных, то в ней будут Ярославль, Карелия, Ивановская область, Выборг, Ленинград, Тюмень, много-много малых городов и поселков с чуднЫми названиями: Некоуз, Ногино, Молога, Коротиха, большие и малые реки.
Галя Лобарева (Каретина) родилась в поселке Ногино на берегу Волги. Лев, как уже мы знаем, родился в деревне Коротиха Ивановской области, жил и учился в Ярославле на агронома, где преподавал его отец. Там и познакомились Лев и Галина, она поступила годом позже в тот же сельскохозяйственный институт на зоотехника, хотя всегда хотела быть учителем. Однако желание стать педагогом в то время остудила своим отрицательным обаянием суровая учительница истории.
Улица Льва Каретина, 2024 год.
Лев и Галя оба были комсомольцами, спортсменами, активистами, начали приглядываться друг к другу не сразу: сначала встречались на репетициях по танцу, потом на волейбольной площадке, куда пришла Галина и решила попробовать эту игру, потому что очень любила спорт. Потом записалась в секцию, играла хорошо. А еще были настольный теннис, лыжи, пение, танцы, учеба. Жизнь послевоенная была тяжелой, голодной, однако все понимали, какое счастье, что война закончилась, они смогли уцелеть, и поэтому жили весело, строили новую жизнь, полную надежд и радости. Все успевали, сами себе устраивали праздники. Сдвигали после занятий столы и танцевали под гармонь или патефон. В то время много студентов было из демобилизованных, у них и были инструменты. Eще устраивали маскарады. В Ярославском драматическом театре просили костюмы, их студентам давали под честное слово. Лев и Галя присматривались друг к другу, спорили, дружили. Постепенно рождалось чувство.
После окончания института Лев, после семи месяцев работы участковым агрономом, уехал в Ленинград учиться в аспирантуре. Писали друг другу письма. Через год и Галя получила диплом. Eсть у Галины Сергеевны реликвия: фототелеграмма-поздравление от Льва Николаевича: «Галинка, поздравляю с успешным окончанием и днем рождения. Философию сдал отлично, передай родителям. Выеду 28 горьковским. Встречай Льва. Поздравляю всех с ученым зоотехником». Дипломы выпускникам вручали в знаменитом драматическом театре имени Федора Волкова.
При распределении Галина Сергеевна выбрала Карелию, поближе к Ленинграду, к своим — семья Лобаревых к тому времени жила в Выборге. В Карело-Финскую ССР направили еще несколько человек, но впереди были каникулы. «Мы все договорились поехать в Ленинград. Левка нас встречал, устроил экскурсию». Жили кто где, многие у Льва в общежитии, было шумно и весело. Потом Галина уехала в далекий Медвежьегорский колхоз «Большевик» увеличивать надои. Немного поскучала у окна, но вскоре девушку позвали сажать картошку, Галя со всеми перезнакомилась, и дело пошло. Комсомолка, активистка и просто красавица и умница Галина научила всех делать грядки, высаживать цветы, рядом с коровником устроила волейбольную площадку, немало удивив местных жителей, на летучках карелы из уважения к зоотехнику стали говорить по-русски. Уже не сидела и не скучала, но о Левушке думала. И как-то в письме отправила другу слова романса, который выучила (да-да, она еще и поет прекрасно, «сопрано у меня»). Слова того романса были очень даже определенными: «Гляжу я в полутемную аллею, и отчего мне грустно, я не знаю. Ведь о тебе я больше не жалею. И о тебе я больше не мечтаю. Пришел другой — ведь я не виновата, что я любить и ждать тебя устала…» И немедленно Лев сделал Галине предложение, ведь всегда на нее засматривались парни, да и слышал он то там, то тут шепот: «какая у Левки девчонка красивая…» А тут такое письмо… Медлить было нельзя.
Правду сказать, и Галине уехать из Карелии очень хотелось, скучала по дому, по другу Леве, понимала, что уехать сможет, только если выйдет замуж. Ну а Лев быстро подал документы в загс, вызвал невесту, 7 ноября они расписались в Ленинграде и сразу уехали в Ярославль, там и свадьбу отметили. Так родилась семья Каретиных.
В 1956 году появилась дочь Марина. В 1959 году Лев Николаевич защитил кандидатскую диссертацию и всерьез задумался о новом месте работы. Хотелось масштаба, новых задач. Так появилась Тюмень, куда он уехал сначала один, через год перебрались и жена с дочерью.
Тюмень в те времена была мало приспособленным для жизни городом, детского сада не было, как тут молодой маме пойти работать? Галина, чтобы не скучать, собирала всех соседских ребят, жили Ка-ретины тогда в доме 63 по улице Ленина, ходила с ними в походы, устраивала речные прогулки, спортивные состязания. Марина, конечно, всегда была рядом. Потом с помощью добрых соседей удалось и в детский сад дочку определить, и на работу устроиться. Сначала в планово-экономический отдел треста совхозов, потом экономистом планового отдела производственного управления сельского хозяйства. А дальше, в 1970 году, пригласили Галину Сергеевну в сельскохозяйственный институт поработать на кафедре организации сельскохозяйственного производства. Приглашение это Галина Сергеевна с радостью приняла, начала ассистентом, а потом стала деканом экономического факультета, в октябре 2007 года вышла на пенсию, будучи в должности заместителя директора института экономики и финансов ТГСХА.
Сбылась давняя мечта — быть педагогом. Много студентов выучила и дала путевку в жизнь. До сих пор выпускники приглашают на встречи, пишут стихи и благодарят. Сегодня Галина Сергеевна Каретина активный член совета ветеранов аграрного университета. Была председателем. Потом передала «портфель», но деятельность свою не оставляет.
Галина Сергеевна гордится тем, что улица носит имя ее мужа, большого ученого и труженика, что его помнят и чтут в аграрном университете; музей почв, который создавал Лев Николаевич Каретин, тоже носит его имя. Сейчас в музее обновляют экспозиции, Николай Васильевич Абрамов, заведующий кафедрой, ученик Льва Николаевича, обещает, что обязательно будет открытие, которое, конечно, не сможет состояться без Галины Сергеевны.
Сегодня у Льва Николаевича и Галины Сергеевны Каретиных растут восемь правнуков. Галина Сергеевна уверена, что нужно быть активной, не ныть, не давать болезням и возрасту взять верх. Быть любопытной. Любить молодых, понимать, что они другие, но не менее интересные люди. Помнить Льва Николаевича, своего Левушку, Лютика, хранить их историю, передать ее внукам и правнукам. Думается, Лев Николаевич Каретин гордится своей Галиной, как смогла она выстоять, сохранить и приумножить. Ну как тут не вспомнить фильм «Офицеры», когда генерал Трофимов, говоря о своих наградах, кивает на жену и говорит: «Половина ее». Хотя и своих наград у Галины Сергеевны немало.
В 2024 году у аграрного университета юбилей — 65 лет. Жизнь идет, память живет, дело продолжается. Карта почв, составленная под руководством Льва Николаевича (жаль, что он так и не увидел ее, успел только подготовить к печати), помогает аграриям, в музее имени Льва Каретина студенты продолжают изучать региональные почвы, занимаются по составленным им учебным пособиям. Живет и тихая улица Льва Каретина. А когда придет новая весна, в студгородке зацветут посаженные ветеранами-преподавателями аграрного университета яблони, они напомнят о необыкновенных судьбах, свидетелем и вершителем которых стал наш город.
Фото автора и из архива семьи Каретиных
Марина
Когда в Петербурге ходишь по улицам, то представляю исторических персонажей, которые ходили по этим же тротуарам. После прочтения сразу захотелось погулять по улице Льва Каретина в Тюмени и представить Льва Николаевича, его карту, его семью и студентов того времени..
Спасибо Галине Жениховой за душевный яркий рассказ о замечательной семье, об истории города и аграрного университета!