X

  • 26 Декабрь
  • 2024 года
  • № 143
  • 5642

Рыжики не то, чем кажутся

Российский сериал «Трасса» режиссера Душана Глигорова определенно стал событием в российской киноиндустрии. 31 октября вышла заключительная серия фильма.

По сюжету героиня Светлана отправляется на поиски дочери Киры и сталкивается со своим прошлым. События разворачиваются с громкого преступления — тринадцатилетняя девочка Вита расстреливает свою семью и пытается повеситься. На выстрелы прибегает сосед и вытаскивает ее из петли. Как оказалось, в городе действовала банда по похищению девушек, в которой участвовал отец Виты. Виту тоже принуждали к убийствам, но она отказалась. Киру похитили именно они. А когда-то от них пострадала и Светлана.

Что можно сказать — ну не может на российской почве родиться обычный детектив, триллер. Жанр «Трассы» обозначен как «психологический детективный триллер». Сделать хороший детектив, триллер -слишком простая задача для нашей киноиндустрии. Беда нашего кино в нежелании выдерживать жанр; как повар-любитель хочет сделать «повкуснее» и везде добавляет кукурузу, так и российский прокатчик рассуждает: ах, триллер… ну, ребята, это же скучно. Мы покажем, что мы умнее, душевнее. В общем, фильм получился эклектичным. Так что это сериал и о женской грустной доле, и о силе и преодолении, и детектив, и все что хочешь.

Надо сказать, многое удалось выдержать в стиле «нормальный, хорошо сделанный триллер». Держались как могли, и достаточно долго. Красивая «серая» картинка. Актерский состав — кастинг, как сейчас говорят, потрясающий. Изначальную манкость фильму придало имя Анны Михалковой, присутствие которой сейчас — уже знак качества. Диапазон ее актерского таланта очень широк. Это и комедийный (который так здорово раскрыла Анна Меликян, у нее героиня Анны в нелепой шапочке и с палками для скандинавской ходьбы), и ее работы в паре. И, конечно, «Обычная женщина» — фильм, который стал почти символом. И вот сейчас «Трасса», где Анна -детектив Эльвира Бараева. И опять она другая. Лишенная, кстати, всех своих наработанных клише.

По части визуальных решений фильм, кстати, на высоте, в нем много природы. А также судмедэкспертов и поисков, что роднит его с немецкими детективами. Совершенно неожиданно — спойлер -героиня Анны умирает. И вроде бы так некстати, ведь кажется, что оставшаяся актриса не потянет дальнейшее повествование, но оказывается, что Карина Разумовская очень даже хороша, самостоятельно и крепко держит историю.

Кстати, сценарий для этого фильма написал популярный сейчас сценарист Олег Маловичко. Но на этом, кажется, все идеальное и заканчивается. Возможно, актриса Анна Михалкова что-то такое чувствовала или просто прочитала сценарий и не стала подписываться на все остальное, происходящее в фильме, а может, просто не было времени на дальнейшие серии. Но с ее уходом завершился период «баварского» кино и начался путь сказки. Особенно хорошо это заметно в последней серии, в которой творится полная неразбериха.

Бывает абсурд веселый, интересный, а бывает такой — русский и беспощадный, немного в стиле ТВ-передач «Следствие вели». В последней серии маньяк и его жертва сидят в подвале и ведут разговоры о жизни. Да, это правильно и с точки зрения криминологии -разговоры с маньяком. Но тут речь идет о выживании, поэтому философствования крайне неуместны. Маньяк предлагает Вите оружие, чтобы убить мать, а она даже не пытается обернуть это оружие против маньяка. Женщины кричат из подвала, маньяк оборачивается на крик — и проигрывает схватку. Но потом воскресает и убивает героя. Света стреляет в маньяка, но не убивает. Вишенка, а скорее развесистая клюква на торте — финал: Света приезжает в дом к маме, звучит песенка «А мы любили, а мы могли». Света спускается в погреб. Ну, может, грибочков захотелось. И надо же, не боится после такого злоключения. И кого мы там видим? Сидящего на цепи маньяка, который когда-то держал в подвале и саму Светлану, и потом убил много девушек. Просто невозможно смотреть без смеха. Eсть фильмы, и их немало, с таким финалом, но он не смотрится как «не пришей коняшке хвост». Света выдает тираду банальнее некуда: мол, это ты взрастил во мне такого человека. Не факт, что окровавленный человек на цепи может ее воспринять. И далее конец фильма и ссылка на организацию, оказывающую психологическую и юридическую помощь жертвам. А мастер-класс по закатыванию мужчин в погреба не прилагается?

В фильме достаточно хорошо показано женское братство, сестринство, точнее. Слоганом могла бы быть фраза «Ты не одна». Света становится опекуном Виты. С дочкой они, кажется, становятся друзьями. И даже с мамой находят общий язык. С мужчинами язык находят хуже, пока больше коммуникация, как с больным отцом Светы, — пожатие руки. Но вот как-то так получается по фильму, что в России жертвы преступления должны решать свои проблемы сами, причем изощренным восточным способом. Можно предположить, что Света каждый день после работы будет запускать в погреб насекомых, чтобы они медленно поедали прикованного маньяка. А она будет сидеть рядом и смотреть сериал. Возможно, даже «Трассу». «Да, скифы мы, да, азиаты мы». Нормальных детективов нам не видать, а смотреть нам работы, которые хороши для студвесны или для народного ТВ; все-таки воспитано наше кино на криминальных ТВ-передачах и на многочисленных плохих криминальных сериалах.

Однажды я купила мои любимые соленые рыжики и была удивлена, что часть банки занимало масло. Сверху это не было заметно, и тогда я не знала, что вообще есть такой рыжиковый вариант. Вот так и с «Трассой». Прекрасная обложка, но есть одно — но. Рыжики не те, чем кажутся. Особенно те, которые прикованы цепями в погребе.

От редактора. Вчера обнародован шорт-лист премии «Сделано в России-2024», ежегодно организуемой журналом «Сноб». Сериал «Трасса» участвует в номинации «Фокус внимания (кино, сериалы, анимация). Победитель будет определен онлайн-голосованием, оно продлится до 1 декабря на странице премии.

ФОТО DZEN.RU

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта