X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

На агломерацию действуют законы гравитации

Тюменская агломерация, включающая Тюмень, Тюменский и Нижнетавдинский районы с населением более одного миллиона человек, будет отнесена к разряду крупнейших городских агломераций России.

Территория ее может стать в 17 раз больше самой Тюмени и по площади сопоставимой с некоторыми странами мира, например, с Катаром. Но существует ли эта агломерация сегодня? По какому пути она развивается? Эти и другие стратегические вопросы обсудили эксперты Градостроительного форума, недавно завершившегося в Тюмени.

Создание агломераций является одним из направлений стратегии пространственного развития России на период до 2025 года. Президент поручил правительству совместно с руководителями субъектов федерации определить не менее 200 крупных и малых городов, обеспечить разработку, утверждение и реализацию их мастер-планов. Целью создания агломераций заявлено сбалансированное развитие. При этом, как подчеркнул на форуме Александр Антонов, архитектор-градостроитель, член совета по градостроительству и территориальному планированию Союза архитекторов России, ни одно из существующих определений агломерации не говорит об объединении муниципальных образований. Eдинство, взаимодействие -необходимо, а слияние — не обязательно.

Тюменская агломерация территориально описывается преимущественно в границах Тюмени и Тюменского района (хотя Нижнетавдинский район тоже пока не исключили). При этом губернатор Тюменской области Александр Мо-ор неоднократно говорил, что не подразумевается никакого их слияния или объединения.

Существует ли вообще на данный момент тюменская агломерация или ее создание — вопрос будущего? Эксперты считают, что она есть и активно развивается. Так, по данным исследований, который проводил центр стратегических разработок по заданию Минэкономразвития, 33% маятниковой миграции приходится на Тюмень и Тюменский район. Минимум треть жителей Тюменского района ежедневно ездит на работу в областной центр. С Нижнетавдинским районом связей пока меньше — около 12-14% миграции. Eсли смотреть ретроспективно, то еще недавно численность тюменской агломерации была около 1,447 млн. человек, сейчас она оценивается более чем 1,6 млн. человек. При этом только за последний год Тюмень выросла на 80 000 человек, а Тюменский район — на 30 000 человек.

— Долгосрочный план развития тюменской агломерации в качестве рабочего проекта разрабатывался в рамках социальной инициативы для Минэкономразвития, теперь мы движемся в сторону разработки мастер-плана, — сообщил Максим Скворцов, директор областного департамента экономики. — В основе стратегии развития агломерации будут заложены те же приоритеты и принципы, что у региона: развитие человеческого потенциала, экономики и, конечно, использование пространства.

Каждый агломерационный проект начинается с формирования земельного участка. И тут не все так просто, как хотелось бы. Точнее, тут-то и начинаются проблемы.

— Дороги и коммуникации не знают границ муниципальных образований и регионов, — считает Николай Пуртов, генеральный директор фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области». — Для инвесторов и предпринимателей они тоже не так важны, а мы загоняем их в эти рамки: тут работайте, а тут нет. Бывает и так: мы определили территорию как зону развития промышленности, а соседний регион — как зону рекреации. В результате приезжают люди отдохнуть и видят заводские трубы. Необходимо создавать единый инвестиционный профиль муниципальных образований.

Инструменты для общего инвестиционного развития в агломерации созданы, но работают по отдельности. Например, проекты КРТ курирует главное управление строительства и департамент имущественных отношений. Создание мастер-плана территории -город, стратегии социально-экономического развития — областной департамент экономики, инвестиционную стратегию — департамент инвестполитики.

— Уже на начальном этапе мы начинаем разделять компетенции, хотя надо их объединять в единую стратегию, — продолжает Пуртов. — В 2025-м году правительство Тюменской области начнет разрабатывать стратегию социально — экономического развития тюменской агломерации. Надо постараться сделать шаг к тому, чтобы все объединить и сломать границы. Потенциально у нас есть тысячи гектаров земельных участков, готовых принять большое количество бизнеса и инвестиций. Но каждая площадка — это не только коммунальная инфраструктура, транспорт, кадры, это еще и среда, которая формируется вокруг. Мы не просчитываем, как и какая площадка в будущем, лет через пять-шесть, будет влиять, например, на транспортную, социальную инфраструктуру. Например, в Тюменский район вложат 6 млрд. инвестиций, создадут тысячи рабочих мест. А что произойдет, если все эти тысячи рабочих одновременно появятся, начнут ездить на машинах, на общественном транспорте? Как это повлияет на транспортную инфраструктуру, на автобусные маршруты? Как люди будут переходить через дороги федерального значения? Будут их перебегать? Пока мы в это не вникаем, не планируем, не создаем единое пространство.

О чрезвычайной важности единства инфраструктурного планирования говорила и Анна Береговских, руководитель института территориального планирования «Град». Она привела простой пример -сейчас в институте разрабатывается 21 схема водоснабжения и ввода отведения по населенным пунктам, примкнувшим к Тюмени. На каждое поселение создается отдельный генплан, проект планировки, застройки, схема газо-, электро- и водоснабжения. В «Граде» предлагают разработать «бесшовный генеральный план» для этих территорий как единую цифровую информационно-аналитическую модель комплексного инфраструктурного и инвестиционного развития, подкрепленную бюджетным планированием. Это даст возможность создавать единые модели инфраструктурного планирования — транспортной, коммунальной, социальной сферы.

— Муниципальные образования агломерации тесно связаны друг с другом, не надо планировать отдельно каждый населенный пункт -это неразумно, неэффективно, -считает Береговских. — Все программы должны быть интегрированы и с инвестиционным порталом Тюменской области. Eдиная информационно-аналитическая среда необходима, чтобы инвесторы понимали, когда, где, какие будут построены жилые кварталы, дороги, социальные объекты, проложены теплотрассы, сети водоснабжения и водоотведения. Тогда это будет совершенно новый уровень планирования.

Александр Антонов уверен, что для развития тюменской агломерации необходим совместный агломерационной мастер-план. Сейчас в документах планирования даже масштабы указаны разные. Например, генеральный план Тюмени выполнен в одном масштабе, а генеральные планы прилегающих населенных пунктов Тюменского района — в масштабе меньшем в 25 раз. Необходим и трансграничный документ. Например, Свердловская область тоже может считаться зоной влияния тюменской агломерации, ведь некоторые специалисты ездят оттуда на работу в Тюмень.

Действительно, если мы рассматриваем Тюменскую агломерацию только в существующих границах, то не ограничиваем ли самих себя? Ведь не только Свердловская область испытывает влияние Тюмени, но и Новый Уренгой, Салехард, север Казахстана. Москва, в конце концов. Модератор этой сессии форума то ли в шутку, то ли всерьез заметил, что Москва -это практически «рабочий поселок под Тюменью». Сколько бывших тюменских чиновников там уже работает? Многие из них семьи оставляют в Тюмени, праздновать юбилеи и дни рождения приезжают в родной город.

— Необходимо провести глубокую аналитику, исследования о границах миграционного магнетизма тюменской агломерации, — подвел итог Сергей Козлов, руководитель центра урбанистики ТюмГУ. — Для гравитации, как известно, не существует препятствий, она может распространяться очень широко и далеко. Возможно, и границы тюменской агломерации в Тюменской области тоже не заканчиваются.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта