X

  • 20 Декабрь
  • 2024 года
  • № 141
  • 5640

Хорошие ученики там, где хорошие учителя

«Мамы, папы, выбирая учителя для вашего ребенка, выбирайте не просто класс, где уклон в английский или музыку, а выбирайте Марью Ивановну, которая глупых и умственно отсталых детей сделала разумными», — советовал рыцарь гуманной педагогики Шалва Амонашвили

На самом деле гуманная педагогика зародилась давно. Шалва Александрович так и говорит, что не он создал эту педагогику, он просто пошел по стопам классиков: Сухомлинский, Выготский, Корчак, Толстой. Помните эту известную фразу: «Сердце отдаю детям»? Впервые она прозвучала из уст Василия Александровича Сухомлинского, видевшего главную цель образования в воспитании в детях достоинства, уважения к себе самому и окружающим, патриотизма, отношения к семье и обществу как к истинной ценности.

С тех пор прошло более полувека, но актуальности тема не потеряла. Скорее наоборот, в таком именно подходе к воспитанию подрастающего поколения наше общество нуждается как никогда. В конце девяностых Амонашвили разработал научную концепцию гуманной педагогики, которая ориентировалась на личность ребенка и отрицала авторитарный подход. В отличие от других ему удалось эту идею воплотить в жизнь. Ныне существует созданный Шалвой Александровичем Международный центр гуманной педагогики, который стал оплотом гуманной педагогики для всего мира.

Под крылом этого центра обучаются не только дети, но и педагоги. Появилась такая школа и в Тюмени — открылась в сентябре этого года. Семейный клуб «Сердце -детям», так она названа, потому что пока не считает возможным гордо именоваться школой. Хотя цели ее очень высокие — воспитать самодостаточного и великодушного человека, а учебный процесс выстроен таким образом, чтобы быть живым и интересным для ребенка, чтобы помогать ему развивать таланты и личные устремления к получению знаний.

Любовь Васильева, директор школы, необыкновенно открытый и увлеченный человек. Ученица Шалвы Александровича, педагог, сама мама, она два года вынашивала мысль об открытии своей школы, потому что поняла, что современная образовательная система не дает ее детям должного развития.

У ребенка есть три природные страсти: он хочет развиваться, взрослеть и быть свободным. А как его заинтересовать, когда свободу отняли, развития мало и остался только образовательный процесс и тот по единым стандартам для всех? Взрослеть в современном мире детям тоже как-то не хочется, нет должных примеров взросления, гораздо проще оставаться потребителем и не брать на себя ответственность. Поэтому дети и перестали любить школу и уважать учителя, пропал его авторитет, хотя учитель — это величайшая профессия.

— Процесс гуманной педагогики осуществляется по цепочке, — делится Любовь Сергеевна, — воспитание — обучение — развитие — навыки. И на первом месте должно стоять воспитание, по-другому это не работает. Это как заводной механизм: нет воспитания — и обучение притормаживает. Мы требуем, чтобы ребенок учился, но обучающий процесс будет не таким, как нам хочется, потому что воспитательный процесс уже дал сбой. Как работает этот механизм, прежде всего важно понять нам, взрослым.

— В чем заключается воспитание?

— Воспитание — это в-ось-питание — питание оси ребенка. Это когда мы своим образом показываем, как может быть, а дети уже этот образ впитывают. Бесполезно что-то говорить ребенку, если вы не являетесь этому примером, ребенок будет учиться у ваших поступков, а не у ваших слов. По своему опыту могу сказать, что гуманная педагогика откликается всем, но не все берут ее в жизнь, потому что реализовать ее не так просто. Она не точная наука, где есть формулы или инструкции, а искусство, где каждый сам рисует свою жизнь, выражает себя, опираясь на внутренние ценности. Истинное воспитание — это воспитание самого себя. И если мы хотим, чтобы дети были прекрасными, то и краски, и материалы, и инструменты мы им должны дать соответствующие. И ответственность взрослых здесь очень высока.

— Допустим, с воспитанием все понятно, а как создать условия, чтобы ребенок захотел учиться?

— Стремление к познанию у ребенка врожденное, нужно лишь создать внутреннюю мотивацию для этого, на что у нас и делается уклон. А для этого важно создать атмосферу эмпатии, где ребенок сможет открыться и уже в раскрытом состоянии спокойно развиваться. Когда организм зажат, то развитие практически невозможно, и, к сожалению, именно это мы сейчас наблюдаем в общеобразовательных школах. Дети по своей природе очень живые, поэтому наша задача — вернуть школе жизнь. Мы этому учимся, продумываем проекты, как это сделать, чтобы и свобода была, и в то же время и дисциплина, и мотивация к обучению. Понимаете, если интерес ходить в школу и учиться у ребенка будет высокий, то вот и мотивация. Ведь, по сути, мотивация — это мысль, которая зарождается изнутри, это не внешние какие-то события или давление, а внутренне состояние. И эта внутренняя мотивация начинает разрастаться, становится больше, и чем она больше, тем больше мотивирует. Такая взаимосвязь.

— И как же вы это делаете, как удается такую мотивацию создать?

— Для начала нужно научить детей позитивно мыслить, вести их от успеха к успеху. Чтобы даже мысль, что не получится, у ребенка не зарождалась. Обычно учителя гордятся своими лучшими учениками, но лучшие ученики и так приходят сильными, не мы им эту силу даем, а вот когда получается вырастить сильнейшего из слабого — вот это и есть настоящая школа. Вера в ребенка — это сложно, но очень важно. Важно научиться верить в ребенка, несмотря ни на что, тогда он будет чувствовать, что он может больше. Шалва Александрович говорит: «Eсли вы о ребенке худшего представления, вы будете творить худшую педагогику, будете иметь лучшее представление — родится лучшая педагогика».

— Какой вы видите школу будущего?

— Школа будущего будет зависеть от того, какой будет учитель. Поэтому все силы сейчас нужно направить в учителя. Конечно, мы учимся сами, вместе с детьми. Обычно учитель идет к ученикам с предметом в руках, мы же вместе с детьми идем к предмету. У нас заключен договор с международным центром гуманной педагогики, и по понедельникам у учителей проходят занятия — так же, как и у детей. Так же по понедельникам, только в вечернее время, занятия проходят и для родителей. Все родители очень хорошо принимают гуманную педагогику, потому что каждому близко желание жить в мире любви и принятия, но повторюсь, что достичь этого не так просто. Это труд, и начинать всегда важно с себя.

Юлия Киви

…К Любови Сергеевне на собеседование пришли мама с сыном, и нам пришлось прерваться. Я не спешила уходить и побродила по школьным коридорам, было тихо, шли уроки. В семейном клубе пока учится 30 детей на девять классов, по нескольку человек в каждом классе, хотя есть возможность принять до 90 человек. Учителя есть по всем предметам, все они пока сами в процессе обучения и постигают вместе с детьми новую для себя науку. «Сложности, конечно, возникают, куда без них, — сказала мне Любовь Сергеевна, — но это и хорошо, преодолевая их, мы растем».

Семейный клуб «Сердце — детям» работает всего четвертый месяц. Но за это время уже много всего произошло. И участие ребят в ярмарке, и поход, и приезд Алексея Бабаянца, который провел беседу с учителями, детьми и родителями, и даже поездка в Eкатеринбург в гости к отряду «Каравелла». Ребята посмотрели, как живет отряд и что можно перенять от них. Да, я совсем забыла сказать, что правила в клубе ребята устанавливают сами. Не без помощи взрослых, конечно, но главное, что все вопросы здесь решаются с участием детей.

Юлия Киви

Юлия Киви

***
фото: На уроке физики;Трудовое воспитание — часть образовательного процесса.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта