По волне моей памяти, по улице Первомайской

Окончание. Начало в N 141.
С грустью перешла узенькое Товарное шоссе и остановилась в воспоминаниях. Когда-то на месте высотного дома под номером 58 по улице Первомайской, возведенного в 1974 году, стоял по тем временам тоже большой дом, построенный в 30-х годах.
Назывался он Андреевским, в честь министра путей сообщения Андреева, выделившего средства на постройку четырехэтажного кирпичного дома для железнодорожников. Дом стоял полукругом, одной стороной на улице Первомайской, и легким поворотом выходил на Товарное шоссе. На первом этаже дома был хороший магазин, а также большой двор. Первоначально в доме было печное отопление, но проведены вода и канализация. Затем дом подключили к центральному отоплению, оставив в квартирах печи. Как-то в январе, в холодную зиму, произошла авария, отключили отопление, и несколько семей начали топить печи, которые не чистились много лет. Начался пожар, дом сгорел, как не подлежащий ремонту его быстро убрали. Похожий на него дом, практически двойник, названный Реконструктором, находится на улице Республики, 24, построенный в 1934 году в стиле конструктивизма для сотрудников администрации Обско-Иртышской области и творческих работников Тюмени. В начале 2000-х годов дом тоже горел, восстановили, надстроив пятый этаж, мансарду, выглядит красиво и современно.
…Впереди вокзал и Привокзальная площадь, но перед ней здание несуразной конструкции, разноуровневое по высоте и изломанное по основанию, причем все в рекламе, но гораздо меньше, чем в прежние годы. Тогда мне хотелось его назвать «чудо в перьях», но и сейчас дом не может быть украшением гостевой улицы, как и сама Привокзальная площадь.
Привокзальная площадь, вернее, пространство перед зданием вокзала появилось в 1885 году, когда началось регулярное движение поездов. Кирпичное здание красного цвета, с изразцами, башенками на крыше, толстыми стенами украшало город. Здание имело два этажа: нижний этаж занимали служебные помещения, буфет, залы для пассажиров, телеграф, кабинеты начальника станции, жандарма, дежурного станции. Верхний этаж использовали под квартиры должностных лиц. Прибывающие пассажиры попадали в город через деревянный мост, выходящий на Стриковскую улицу, ныне улица Крупской, далее по безымянной односторонке в центр, чаще на пристань.
Название улицы как Голицынская появилась много позднее, после посещения Тюмени князей Голицыных. В 1893 году князь Григорий Сергеевич Голицын, будучи военным губернатором Уральской области, командирован по случаю неурожая в Тобольскую губернию и посетил Тюмень с целью оказания помощи городу. Он был удручен видом грязных, неблагоустроенных улиц и предложил ввести местный налог в полкопейки за каждый пуд грузов, которые перевозили по железнодорожной ветке от вокзала до станции Тура и обратно. Большие заслуги в названии улицы отводятся другому Голицыну, Борису Борисовичу. Он был морским офицером, окончив Морской кадетский корпус и Морскую академию. В 1887 году оставил службу во флоте и продолжил образование в университете Страсбурга, где изучал физику, защитив диссертацию, преподавал в Московском университете и продолжал научные исследования в области сейсмологии, геофизики и картографии и являлся организатором сейсмических станций в Юрьеве, Тифлисе, Eкатеринбурге и Владивостоке. Борис Голицын прибыл в Тюмень в 1902 году для топографических и геодезических работ по приглашению министра путей сообщения, князя Михаила Ивановича Хилкова, который построил Транссиб и Байкальскую железную дорогу. Голицын спроектировал улицу от вокзала в город, направление которой сохранилось до сих пор.
Именно его проект продвинул решение о строительстве земляного моста прямиком от вокзала. Это было по-своему уникальное сооружение из грунта, очень крепкое, за десятилетия он не провалился, сохранив свою целостность до самой первой реконструкции в 1948 году. Сколько грузов он выдержал во время войны: не только сотни машин с эвакуированными заводами и предприятиями прошли по нему, но и перевозили раненых бойцов в тюменские госпитали; все, что прибывало в Тюмень, доставлялось только через него.
После визита князя Бориса Голицына улицу осветили электрическими фонарями и замостили булыжником. Кстати, оба Голицына были родственниками и внесли для Тюмени большой вклад, поэтому улица носила знаменитую фамилию без указания имен, но весной 1920 года она была переименована в Первомайскую.
Привокзальную площадь начали обустраивать особенно активно после 1912 года, когда Тюмень вошла в Транссиб. В сквере сажали кусты сирени, установили фонтан. Скульптура очень гармонично вписывалась в дизайн площади. Машины огибали этот сквер и выезжали на остановку, к которой можно было спокойно подойти с любой стороны.
Сейчас у здания вокзала, которое появилось в 1974 году на месте снесенного старого, совсем иная картина. Привокзальная площадь довольно большая, вся в асфальте с небольшим числом елочек во краям, обнесенная заборчиком практически с трех сторон и заставленная машинами. Как ориентироваться прибывшему пассажиру, в какую сторону выйти в город, если кругом заборчики? Автобусная остановка в город находится за более чем 200 метров от выхода, все так некрасиво и неудобно. Площадь — это ворота в город, и такая она унылая. Надо дизайнерам много поработать для создания внешнего облика Привокзальной площади «лучшего города земли».
Недалеко от остановки находится гостиница «Филтон», название созвучно международному бренду небольших отелей с отличным сервисом, Hilton, но не по сути. Говорят, посуда тут трясется от проходящих поездов, но некоторых это успокаивает, а также радует факт, что до остановки транспорта рукой подать.
Многие не знают, что гостиница стоит на месте железнодорожной бани, построенной в 30-е годы как стратегический объект. Она служила и в мирное время, и особенно пригодилась в годы Великой Отечественной войны: сколько было помыто солдат и новобранцев, прожарено солдатского обмундирования, спасая от педикулеза, который, говорят, мог быть пострашнее пули. Баня славилась и в мирное время своей парилкой, большой вместимостью, чистотой помещения, и работала по четным и нечетным дням, для женского и мужского населения, причем в любой день недели в баню была большая очередь. Сейчас в городе почти нет бань, кроме дорогих банных комплексов. Да и в случае войны сейчас бани, скорей всего, уже не понадобятся.
Татьяна Листопадская и из архива редакции
Eдинственным украшением площади остается вырубленный до одной аллеи бывший железнодорожный сад, а сейчас сквер Семена Пацко. В далеком 1936 году комсомольцы-железнодорожники по инициативе Семена Константиновича Пацко высадили на большой территории липы, которые образовали сад, называвшийся Железнодорожным. В нем со временем появились волейбольная и танцевальные площадки с духовым оркестром, беседки, украшения в виде небольших скульптур. Сад нравился народу, особенно оживленным он был в субботние и воскресные дни, когда мелодии духового оркестра начинали звучать на всю округу, и молодежь бежала на танцы. Зимой привлекал клуб имени Ильича. В небольшом здании работало более 20 кружков, народный театр и хор, был кинозал и отличная библиотека. Это клуб был настоящим культурным центром. Летом сад утопал в липовом цвету, а зимой популярностью пользовался находящийся рядом стадион «Локомотив» с большим катком. Сейчас нет сада, давно не работает стадион, осталась одна липовая аллея, летом пышная, а сейчас как бунинская темная аллея. У ее начала в 2014 году с благословения бывшего комсомольского вожака города Юрия Неелова был поставлен большой камень с надписью: «На этом месте будет монумент «Молодым покорителям земли Тюменской». Монумент был открыт к столетию комсомола 18 августа 2018 года, открывал его губернатор области Александр Моор. Надпись на монументе немного другая: «Молодым созидателям земли тюменской». Автор монумента — Сергей Титлинов из Eкатеринбурга. Место для монумента выбрано удачно, именно с вокзала выезжали отряды молодых людей на освоение Севера и его богатств.
С 1975 года пошли большие перемены и потери в саду, началось строительство дворца культуры «Железнодорожник». Старое здание клуба сломали, бездарно вырубили больше половины красавиц-лип. В 1986 году, в честь 400-летия Тюмени, остаткам сада присвоили имя «Сквер Семена Пацко». Мне нравится, что имя Семена Константиновича Пацко не забыто. Вся его жизнь (19141962гг.) связана с нашим городом: восьмилетним его привезли родители из Белоруссии. Здесь он закончил среднюю школу и определился учеником в депо железной дороги. Проявив трудолюбие и активность, он стал комсомольским лидером, позднее секретарем горкома. Под его руководством в 1942 году за 25 дней был организован знаменитый поезд-баня из десяти вагонов, среди которых были вагон-цистерна с водой, вагон для санитарной обработки белья и обмундирования, помывочные вагоны с мылом и чистым бельем, вагон-клуб с патефоном, газетами, шахматами, ручками и карандашами, что давало возможность написать письмецо родным.
На строительство этого поезда тюменцы собрали большую сумму денег, мясокомбинат сварил две тонны мыла, ДОК «Красный Октябрь» поставил всю банную мебель, артель «Бытовик» передала парикмахерские наборы, другие выделили баян, комплекты нижнего белья и даже пианино.
В феврале 1942 года старейший машинист Садаков добровольно отправился с поездом-баней на фронт — уже как 38-й банно-дезинфекционный состав. За годы войны через нашу тюменскую баню на колесах прошло около миллиона солдат и военнослужащих. В ноябре 1945 года поезд вернулся в Москву и был расформирован. К великому огорчению, в Тюмень он не вернулся. А какой мог быть памятник!
Вот и табличка с названием сквера Семёна Пацко, но много лет не могут поставить две точки в его имени. Наверное, самой надо прийти с кисточкой и краской, чтобы переделать букву E в Ё, ведь буква Ё еще не выведена из алфавита.
В сквере находится монумент, сделанный из более чем трех тысяч отрезков рельс времен Великой Отечественной войны, он посвящен памяти железнодорожников фронта и тыла и был открыт 30 сентября 2015 года. Монумент работы Сергея Титлинова и Александра Медведева из Eкатеринбурга часто называют мостом Победы: на одной стороне монумента — картины войны, а на другой жизнь тех, кто остался в тылу. Соединяет арку колокол Победы, который начинает звучать при прикосновении к нему. У монумента часто лежат живые цветы, даже зимой.
Вот я подошла к замечательному месту, к берегу оврага, где внизу бежит автомагистраль, а на вершине его стоит паровоз, установленный в июне 1987 года в честь 100-летия локомотивного депо, в память о боевом и трудовом героизме тюменских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
Этот паровоз марки «Феликс Дзержинский» (ФД-3031), производившийся Луганским паровозостроительным заводом, был пригнан с Октябрьской железной дороги осенью 1941 года со следами вмятин и пробоиной котла, полуразрушенной изоляцией, весь в ржавчине и грязи, так как машина побывала под обстрелом и бомбежкой. В кратчайшее время деповские слесари отремонтировали паровоз и вернули в строй. Для «фронтовика», так называли паровоз, скомплектовали комсомольскую бригаду во главе со старшим машинистом Михаилом Ивановичем Ковязиным, который со своей бригадой всю войну водил тяжеловесные грузовые поезда, превышая норму нагрузки почти в 2,5 раза. Чтобы увеличить нагрузку до 5600 тонн, тянули сдвоенные составы длиной более километра, а после поездки все время тратили на техосмотр и ремонт машины.
В 1959 году на смену паровозам начали приходить первые тепловозы. К столетию основания депо кто-то из машинистов-ветеранов предложил разыскать ФД-3031 и водрузить на постамент. Поиски увенчались успехом, и к юбилею паровоз-герой появился в Тюмени. Много времени ушло, чтобы перевезти отремонтированный паровоз от депо до его стоянки на крутом берегу оврага рядом с дворцом культуры «Железнодорожник», для чего потребовалось перекрыть улицу Первомайскую и временно проложить по ней рельсы.
Увы, постамент, на котором стоит легендарный паровоз, как и мемориальная доска, требуют ремонта. Он запаркован машинами так, что к нему не подойти, бамперы упираются в постамент. Краска на паровозе облупилась, кое-где начал расти мох, видна ржавчина. Приближается 80-летие со дня победы в Великой Отечественной войне, надеюсь, этот легендарный памятник не оставят без внимания.
С трудом выбралась из этой кучи машин и обратила взор на здание дворца, которое хорошо помню с 1975 года. Оно построено по проекту тюменских архитекторов Заварихина и Жученко из небесно-голубого стекла, закованного в бетон. Цвет стекла сливался с небом, а отсутствие высоких домов вокруг делало здание легким и как бы парящим в воздухе, красивым и современным. Скоро будем отмечать 50-летие дворца, но изящество здания как-то пропало, все выглядит прозаичным, аляповатые афиши кругом, куча машин и дико-синий цвет сайдинга, использованного в обшивке. Здание стало приземистым, тяжелым, особенно под козырьком черного цвета, как будто черные тучи спускаются на него.
При строительстве дворца была разобрана танцевальная площадка, сейчас на ее месте детская площадка, за которой, за забором, видна старая деревянная трибуна с лозунгом над ней «Наш рекорд сегодня — здоровье» и небольшим пространством — все, что осталось от стадиона «Локомотив».
Я снова на мосту, который появился после грандиозной стройки автомобильной развязки с 2015 по 2017 годы. Мост претерпел большие изменения, теперь он не насыпной, а на сваях, четырехполосный с чугунными ограждениями и фонарями. Какой вид открывается с него — просто красота, пожалуй, единственное место, где все гармонично. Но я всегда вспоминаю мост после реконструкции в 1948 году. Мост был неширокий по сегодняшним меркам, но вполне достаточен для двухстороннего движения, главное, его украшали белокаменные колонны, увенчанные звездами в обрамлении лаврового венка и замысловатыми светильниками. Колонны соединялись чугунными ограждениями. Это было красиво.
Справа от моста на углу улицы Первомайской, 39 выделяется светло-серое высокое здание с часами на фронтоне. Оно не оставляет неравнодушным любого прохожего тем более приезжего. Слева видна мемориальная доска, извещающая, что это дом тюменского купца Вульфа Израилевича Рабиновича, построенный в 1911 году по проекту архитектора Константина Чакина и признанный архитектурным наследием. Дом Рабиновича был в два этажа с пятью окнами по фасаду, на первом этаже был магазин готовой одежды, обуви, дорогих шляпок и мехов, а на втором — жилые комнаты для семьи и сдачи внаем.
В 1918 году дом национализировали, но Вульф Рабинович остался в нем на правах жильца коммунальной квартиры вплоть до своей кончины в 1923 году. Вдова его и дочь с мужем сразу уехали из города.
В 1928 году здание заняло жилищно-арендное кооперативное товарищество, с 1936 года здесь разместился маслозавод, затем в 1961 году — трест столовых, позднее, в семидесятые, поселилась лаборатория Западно-Сибирского научного и проектного института глубокого бурения. В конце девяностых дом был сдан в аренду фирме «Сибнефтебанк», которая начала капитальный ремонт здания (20012005гг.), сделав громадный пристрой и увеличив дом Рабиновича на один этаж по проекту Г. Дубоноса. Между третьим и четвертым этажами пристроя появилось броское название СИБНEФТEБАНК.
Здание получилось красивым, хотя памятник архитектуры потерялся в этих каменных джунглях, но вместе они составляют единый ансамбль. Сохранилось нарядное убранство фасада, все окна двух зданий украшены полукруглыми фронтонами, очень выразительные межэтажные пояса, много других украшений из кирпичной кладки, сдержанный колер здания, все это делает здание солидным.
Банку в таких хоромах не пожилось, 1 июня 2015 года он лишился лицензии. Долго были закрыты его двери, окна не мыты, здание продавали за долги и продали: в декабре 2020 года там открылась фирма по продаже недвижимости и пельменная «Три богатыря». Вот такая трансформация. На этих днях и нет уже пельменной, только офис компании-застройщика «ХаризМы», непонятно, но так написано.
Сразу за домом Рабиновича протянулся небольшой бульварчик из трех аллей, две из которых всегда заставлены машинами, но за третьим рядом деревьев стоит длинное пятиэтажное здание по адресу Первомайская, 23. Дом был построен в конце 60-х годов для сотрудников железной дороги, и в одной из квартир с 1976 года жил Народный артист РФ, участник Великой Отечественной войны Георгий Иванович Дьяконов-Дьяченков, о чем извещает мемориальная доска.
Завершает квартал ничем не примечательное здание под номером 23, но многие помнят его по магазину «Кулинария», где был хороший ассортимент и небольшое кафе. В годы перестройки кулинария исчезла, появился парфюмерный магазин «Л’Этуаль», который здравствует и по сей день.
На углу улиц Первомайской и Ялуторовской прежде стояла усадьба купца Богданова, она представляла собой двухэтажный жилой дом и довольно большой каменный магазин, в котором торговали мясом, позднее — сельхозпродуктами. За усадьбой Богданова находился завод «Рекорд», который в годы войны не только выполнял заказы для оборонки, но также изготовлял гвозди, необходимые для фронта. После войны завод выпускал предметы из чугуна: вьюшки, заслонки, плиты и дверцы для печей — в городе было в основном печное отопление. Заводской гудок в шесть утра оповещал рабочих, что пора вставать, так как во многих семьях не было часов.
В конце 1990 года территорию завода и магазина начали разрушать, долго очищали площадку, а затем приступили к строительству двух оригинальных зданий, соединенных ажурными воротами по адресу Первомайская, 19 и 21, в которых арендодатель ЗАО «Син-тра» приютил центр «Айти», банкоматы и офисы банков, сменяющих друг друга чуть не каждый год.
… И вот мы снова у бывшего драмтеатра, прошли половину улицы Первомайской, порадовались, что восстанавливают исторические здания, но много еще надо сделать, чтобы улица стала по-настоящему гостевой, а начать надо с Привокзальной площади и сокращения автостоянок по всей улице.
***
фото: Привокзальная площадь; постамент и мемориальная доска требуют обновления; ДК «Желенодорожник» сейчас; закладка монумента покорителям земли Тюменской, 23.08.2014г.; монумент молодым созидателям земли Тюменской в сквере имени Семена Пацко.
