Шедевры мастеров Парижской школы

(заметки дилетанта на полях выставки)
Большая выставка графики, рисунков и живописи художников Парижской школы открылась в музее Словцова в сентябре и будет работать до марта.
Она представлена 190 работами более чем полусотни авторов из частной коллекции Павла Башмакова (Санкт-Петербург). Основатель коллекции был его дядя Марк Башмаков (1937-2020гг.), доктор наук, математик, автор десятка учебников, знаменитый альпинист, некоторое время жил во Франции, там увлекся графикой мастеров Парижской школы, книгами об искусстве, и это послужило началом коллекции.
Павел Башмаков, выступая на открытии выставки, отмечал теплый прием и большое выставочное пространство, что, по его словам, редко приходится встречать в других городах. Выставка охватывает различные направления искусства и разделена на пять блоков: «Мой Париж», «Россия — Франция», «Моя природа», «Цирк» и «Книга художника».
Парижская школа включала не только художников Парижа, но в ней были и представители Германии, Польши, Испании, России, а позднее СССР. Общим для всех съехавшихся в Париж иностранцев был творческий поиск, новаторство, яркие идеи, дух свободы, одним словом, экспрессионизм. Парижская школа — это несколько поколений интернационального сообщества художников, обосновавшихся в Париже с 1900-1960 годы, это синтез традиций французского искусства, которое приобретало новую энергию от приезжих мастеров. Общей чертой Парижской школы является ярко выраженная индивидуальность, жизненная сила и яркие цвета.
История Парижской школы связана с двумя районами — Монпарнасом и более аристократичным Монмартром, где обосновались художники первой волны — каталонец Пабло Пикассо, жаждущий славы, итальянец Амедео Модильяни, немец Жюль Паскин, французы Анри Мартен, Тулуз-Лотрек, Поль Синьяк, Камиль Писсарро, Поль Сезан, Эдгар Дега, Морис Утрилло, чех Франтишек Купка и другие фамилии, которых я не знаю, но отмечают 20 гениев, сделавших небольшой квартал международным центром искусства.
Район Монмартра привлекал очарованием сельской местности, оживленной жизнью с многочисленными кафе, барами и кабаре. Здесь было много недорогого вина, поскольку виноградники находились рядом и не было налога на алкоголь, жизнь кипела днем и ночью. Молодые девушки из предместья Парижа были моделями, помощницами, а порой и любовницами. На вершине холма находилось знаменитое кабаре Мулен Руж, где художники находили работу по росписи танцевальных залов, кроме того в этом районе было много магазинов по продаже красок, кистей, картона и много чего нужного для работы.
С реконструкцией Парижа Монмартр оказался внутри города, на узеньких улицах и холмах ничего нельзя было построить, и новая волна художников перебралась к югу на Монпарнас, на левый берег Сены, куда приехали Хаим Су-тин и Марк Шагал, оба из Беларуси, один из-под Минска, другой из Витебска. В Монпарнас перебрались Пикассо, Модильяни, приехали Донген из Голландии, Моисей Кислинг и Эжен Зак из Польши, Диего Ривера из Мексики и другие.
Там работали русские художники и выходцы из России: супруги Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, Eлена Эттинген и Серж Фера, Маревна (Мария Воробьева-Стебельская), Соня Делоне и другие, что удивительно, они очень известны широкой парижской публике и совсем мало о них знают на родине.
Многие мастера жили в «Улье», как называли его обитатели. Это здание круглой формы, которое было куплено за бесценок скульптором Буше, когда начали ломать павильоны Всемирной выставки в Париже. Ротонда была разделена на маленькие студии, более сотни комнатушек, и была окружена другими бараками с множеством крошечных жилых комнат, которые сдавались за ничтожную плату скульпторам, художникам, артистам, которые со всего света устремились в Париж — художественную Мекку.
Татьяна Листопадская
Наша выставка в Тюмени начинается с работ Мориса Утрилло (18831955гг.), которого называют певцом парижских улиц, на его картинах почти нет людей, а только улицы Парижа, любимый Монмартр, его картины наполнены светом и воздухом, хотя первые работы были очень мрачные, все в темных тонах, это объяснимо его трудным детством. Он родился в 1883 году в районе Монмартр, мать его, натурщица, а позднее художник Сюзанна Валадон, практически с ним не общалась, а воспитывала его бабушка, которая гасила вспышки его гнева напитком из красного вина в молоке, что привело Мориса к раннему алкоголизму. После лечения мать решила привлечь сына к рисованию, с трудом, но Морис стал проявлять интерес к живописи, подсматривая за работой уличных художников. На выставке представлены несколько его рисунков, посвященных Парижу, рисунки яркие с преобладанием зеленого цвета, такие яркие и свежие, настоящий импрессионизм. К 1935 году к нему пришла настоящая слава.
В 1911 году в Париж приезжает Марк Шагал (1887-1985гг.), поселяется в «Улье», посещает выставки, лекции, знакомится с творчеством художников, пишет «Невесту с веером», «Париж из окна». В это время в Монпарнасе открывались цирки, все были увлечены клоунами и акробатами, не прошел мимо и Шагал, он пишет ряд картин и рисунков «Цирк», «Аккордеонист», «Девушка-жонглер» (они представлены на выставке). Описывая жизнь Парижа, автор где-то в уголках картин умудряется отразить кусочки милого сердцу Витебска… Пробыл Марк Шагал в Париже всего три года; вновь он вернется в Париж только в 1923 году. На выставке можно увидеть работы этих лет: «Набережная Турнель», «Видение Парижа» , столько в них иносказаний, что не все поймешь.
Цирковая тема звучит в работах Фернана Леже (1881-1955гг.), французского живописца, скульптора, мастера декоративного искусства, яркого представителя кубизма. В музее Словцова выставлены его рисунки «Клоун и лошадь», «Клоуны и акробаты» и «Воздушные гимнасты», интересная цветовая гамма, хорошая композиция и философское начало, а также свойственные кубизму гипертрофированные фигуры, конические формы, заостренные углы.
Татьяна Листопадская
В 1926 году 22-летний Сальвадор Дали (1904-1989гг.) появляется в Париже — после того, как его исключили из Мадридской академии искусств. В столице Франции он сразу знакомится с Пикассо, удивлен и поражен творческой атмосферой «Улья», быстро определил себя к направлению сюрреализма, в котором странные и вызывающие образы так соответствовали его характеру и настроению.
Представленные нам картины Дали «Кровавая слеза», «Кошмар Моисея» — это нагромождение страшных фигур с кровавым пятном на одной и таким же ярким фоном на другой. В какой-то мере можно понять Дали, если вспомнить его раннее детство и взрослую жизнь. Сальвадор родился вскоре после смерти старшего двухлетнего брата, тоже Сальвадора, уход которого тяжело переживали родители, в доме везде были игрушки, костюмчики брата, все о нем говорили, Сальвадора-младшего часто водили на кладбище, где сообщали, что здесь лежит Сальвадор. Мальчику снились страшные виденья, сны о том, что он не жив и не мертв. В доме была тяжелая обстановка, кроме папы и мамы в доме жила сестра матери, которую любил отец и все это не скрывалось, мальчик протестовал, отец его строго наказывал, а мама разрешала делать ему все, что запрещал отец. Сальвадор устраивал истерики или умело притворялся больным, врачи приходили, осматривали горло, нос, животик, измеряли температуру и, ничего не найдя, уходили. Тогда Сальвадор бегал по дому в неистовой радости. Он рано потерял маму, которую очень любил и тосковал, вот они страшные фигуры и кровавая слеза появились на его картинах и рисунках. Я думаю, что Сальвадор знал о болезни гемолакрии, когда при нарушении структуры биологических мембран и дисперсной системы крови могут наблюдаться кровавые слезы.
Он писал цветы и фрукты, особенно много работ посвятил ананасу, которого считал принцем и пищей королей. На выставке есть рисунок с ананасом, правда, только его половина со всевидящим оком, что кажется странным. Eсли присмотреться, можно поразиться филигранности, с которой выписана каждая чешуйка, на которой изображены то фрукт, то ухо, то букашка, то камень, то красная линия камней охватывает воображаемую шею. На каждом листке ананаса свой сюжет, а между листьев люди живут своей жизнью, даже кто-то ест ананас. Сколько символов и знаков, художник не раскрывает их значения. В этом и сложность понимания его работ. Мы часто между строк поэтов и писателей улавливаем другой смысл, так и Дали дает нам свободу воображения и понимания.
В 1933 году после долгих раздумий, куда уехать — в США или во Францию, когда в Германии пришли к власти нацисты и началось притеснение художников-абстракционистов, Василий Кандинский, выходец из России, проживший в Германии более 30 лет, переехал в пригород Парижа, где начался третий и последний период его жизни. Кандинский не жил в «Улье», а приобрел дом с мастерской, квартиру обставил уютно, по образу немецкой, выкрасив стены в белый, черный и розовый цвета.
За все время во Франции, до своей смерти в 1944 году от кровоизлияния в мозг, Кандинский написал 144 картины маслом, более двух с половиной сотен акварелей и гуашей, а также бесчисленное множество рисунков тушью и карандашом.
В 1938 году Кандинский подготовил литографии, посвященные космосу и небесным телам, что произвело большое впечатление на зрителей, тем более в те годы мало что знали о строении Вселенной. На выставке у нас представлены эти литографии — «Кометы», «Звезды и «Космос», сочетание извилин и кругов, ломаных линий и плавных переходов, всего так много, что попадаешь в нереальность. Для Кандинского, основателя абстракционизма, важным было не воспроизведение реальных предметов (для этого существует фотография), а форма и цвет, создающие экспрессию, что ярко проявилось в космической теме.
Татьяна Листопадская
На выставке немного работ Пикассо, одна незаметная гравюра, несколько плоских, графических рисунков для «Человеческой комедии» и литография «Цирковая лошадь». Прости, не удивил и не обрадовал.
Eсть несколько литографий Михаила Шемякина по роману Эмиля Золя «Чрево Парижа», созданные в 1977 году. Шемякин — российский, французский и американский живописец, график, скульптор. Родился и вырос в Ленинграде, где и сформировался в среде «неофициального авангарда». Произведения Шемякина арестовывали, конфисковали, самого художника отправляли в психиатрическую больницу и в 1971 году выдворили из СССР. Он сразу приехал в Париж, но Парижская школа уже не существовала, хотя были попытки ее возобновить. Через десять лет переехал в Нью-Йорк, сейчас живет на два дома, в Париже и Санкт- Петербурге.
Жизнь в Париже первоначально была сложная и голодная, но, закаленный, он со всем справился. Приходилось много работать, в частности на рынках, где был сыт и многое взял для своих картин. Eго поражала сила грузчиков, которые легко переносили и перекидывали 400-килограммовые туши и были бодры и здоровы. На одной из литографий изображены люди обоего пола и туши животных, потрошенные до костей и отчлененная голова животного, немного жутко. Художник подчеркивает, что наружная поверхность людей это куски кожи как и у животных, будь тут и короли и простолюдины, то мир един и взаимосвязан. Не знаю, что думал Шемякин, но я так восприняла его рисунок.
На другой литографии изображен великан, не человек и не птица, но его напор выдерживает точно человек с могучими плечами и крепкими ногами. Такая сила чувствуется в человеке с небольшой головой. Эта деталь, небольшая голова, отсылает к памятнику Петру Первому. Действительно, его голова выглядит непропорциональной большому туловищу, длинным ногам и рукам со скрюченными пальцами. Конечно, памятник не для любования, но с различными смыслами, как и большинство работ Шемякина. Осталась непонятной для меня литография «Натюрморт Потроха».
Из французских художников выделяется Леонор Фени (1908-1996гг.) -своим сюрреализмом, гламуром и эротикой, но на выставке есть ее работа «Воскресенье после полудня», милый отдых после обеда с хорошенькими кошками. Eсть и обнаженные фигуры, как групповые, так и отдельные.
Вот я в зале, где собраны работы русских художников, живших во Франции. Особенно выделяются Наталья Гончарова и ее муж Михаил Ларионов, покинувшие Россию в 1915 году и не вернувшиеся более никогда. Очень красивые работы Гончаровой, как иллюстрации к книге «Сказка о царе Салтане», яркие, выразительные сюжеты. Впечатляют иллюстрации
Александра Алексеева к «Слову о полку Игореве», а также к роману «Анна Каренина». Хорошие работы Ильи Грекова по оформлению «Преступления и наказания» Достоевского. Всю жизнь прожили во Франции, а свои работы посвящали России, знали и помнили.
Не могла пройти мимо работ с яркими кругами и квадратами, это работы Сони Делоне (18851979гг.), хотя при рождении девочке из Одессы было дано имя Сара Штерн. С малых лет она жила с родственниками в России, переезжая с места на место, так как мать отказалась от нее, пока не оказалась в Париже, в кругу художников Парижской школы, где попала под влияние Ван Гога, Гогена, Руссо. В 1910 году вторично вышла замуж и стала Соня Делоне, вместе с мужем пришли к новому направлению живописи, называемым симультанизмом (это сочетание кругов, цвета, света с музыкальным ритмом). Впечатление, что круги пульсируют и цвет проникает в глаз по-разному, создавая простор или торможение. Их интересовало взаимодействие человеческого организма с цветом, хотя этим занимались и раньше, и не только художники. Уделяли особое вниманию красному цвету, который не рассеивался, попадая на сетчатку глаза, а активизировал красные кровяные тельца, повышая активность человека, недаром красный цвет использовали при лечении кори, ветряной оспы, скарлатины. Болеутоляющий эффект проявляли фиолетовые цвета, зеленый цвет, легче всего улавливается глазом и обладает успокаивающим действием. Соня выписывала круги, создавая красоту, ритм и воздействуя на человека. Сейчас многие разделы медицины, такие, как физиология, психиатрия, неврология используют цветотерапию как один из методов лечения.
Соня Делоне оставила после себя много работ как модельер, дизайнер, как мастер по пошиву лоскутных одеял.
Анри Матисс мог бы всю жизнь работать успешным клерком, юристом, не случись операции по удалению аппендицита. Рассматривая журналы по живописи, он захотел рисовать сам. Дальше учеба, поиск стиля, много трудностей и завершающий этап — поиски цвета, передающего радость или спокойствие, гармонию или веселье, печаль или напряженность. Eго роль как художника заключалась в изучении воздействия цвета на человека. Такой работой, представленной на выставке, является рисунок «Цирк».
…Я утомилась: почти два часа в залах со слабым освещением (таково требование для сохранности экспонатов), очень трудно воспринимаются рисунки небольшого размера, сложные темы для восприятия и понимания, а мне 84 года. Вместе с тем так наглядно прослеживается формирование стилей художественного мастерства, на сегодняшний день как авангард, абстракционизм, импрессионизм, сюрреализм, кубизм, которые существуют и совершенствуются, какой труд положен художниками в развитии изобразительного искусства! Хвала им и память на века.
P.S. Хотелось бы почитать отзывы от художников, искусствоведов, профессионалов. Мое впечатление — мнение обычного зрителя, дилетанта, поэтому прошу извинения за свою некомпетентность.
Татьяна Листопадская
***
фото: 1. «Набережная Турнель». Марк Шагал;3. «Звезды». Василий Кандинский;2. «Аккордеонист». Марк Шагал;4. «Озарение». Соня Делоне.