Билет по новой цене

С началом года во многих городах повысились тарифы на проезд в общественном транспорте. Тюмень в этом рейтинге — не в лидерах.
Стоимость проезда на автобусе в СССР не менялась десятилетиями. Достаешь из кармана пять копеек, бросаешь в кассу, откручиваешь билет. На среднестатистическую зарплату в 120 рублей можно было оплатить 2400 билетов. Сейчас и город стал больше, и маршрутная сеть выросла, и количество автобусов, и зарплаты.
Тарифы на перевозку пассажиров в общественном транспорте раньше устанавливало государство, сейчас — региональные власти, исходя из возможностей бюджета. Поскольку бюджеты по объему доходной и расходной части очень разные, то тарифы в разных субъектах могут отличаться существенно, иногда в 3-4 раза. И считаются они по-разному. Eсли за это берутся транспортные компании, то тариф называется нерегулируемый, поскольку они сами его и назначают. Основное его преимущество в том, что не требуется дополнительных затрат бюджета, но в остальном — сплошные минусы, особенно для пассажиров. Поэтому в большинстве городов власти применяют регулируемый тариф, который держится на социальном уровне. При этом перевозчики получают субсидии, компенсирующие им разницу между реальными затратами и той суммой, которую получают от продажи билетов.
Можно ли стоимость проезда долго держать на одном уровне? В марте 2022 года Общероссийское объединение пассажиров выходило с предложением о временной заморозке цены на проезд в общественном транспорте. Мораторий объявили на шесть месяцев, но при этом констатировали, что «стоимость проезда в городском транспорте — вещь неизбежная», а «плата за проезд должна быть обоснована реальными издержками автотранспортных предприятий». Президиуму Госсовета по вопросам развития общественного транспорта правительству и профильной комиссии Госсовета было поручено составить экономическое обоснование по формированию стоимости проезда, применению мер поддержки граждан, представить предложения по улучшению качества перевозок и обновлению парка общественного транспорта. Поскольку такие факторы, как рост реальных издержек транспортных предприятий, в том числе на покупку ГСМ, запчастей, приобретение подвижного состава, а также на повышение зарплат водителям и кондукторам и являются основными причинами повышения стоимости проезда в общественном транспорте.
В Тюмени до 2026 года тарифы на проезд тоже будут повышаться, но постепенно, ежегодно — от базового (30 рублей) на 1 рубль. В 2025 году проезд при наличном расчете составит 32 рубля, по безналичному — 31 рубль (В Eкатеринбурге, например, — 33 рубля, Челябинске — 34, Кургане — 37). При этом у нас выделены 28 категорий граждан, включая пенсионеров, для которых проезд на общественном транспорте бесплатен. Действуют льготы для студентов — 50 процентов, для школьников — 80 процентов от стоимости билета.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
Кроме того, с 1 января льготные транспортные карты стали приниматься и в автобусах междугородного сообщения в границах Тюменской области. В целом городская программа по развитию дорожно-транспортной сети находится на втором месте по расходам бюджета — 13,5 млрд. руб., на организацию транспортного обслуживания в ней заложено 5,3 млрд. рублей, в том числе на субсидии на возмещение расходов транспортных предприятий за оказание льготных услуг по проезду на пассажирском транспорте в границах муниципального образования -1,1 млрд. рублей.
В Тюмени объем перевозок пассажиров в прошлом году увеличился на 4 процента и составил почти 133 млн. пассажиров, а маршрутная сеть приросла почти на 15 километров. Маршруты регулярных перевозок обслуживают 1341 автобус, из которых 70 единиц особо большого класса, 598 -большого, 281 — среднего и 392 -малого класса. За осенний период 2024 года добавлено еще 114 автобусов большого класса. В этом году на линию выйдут еще 225 новых автобусов, заявка на приобретение которых была подана Минтранс при поддержке губернатора области. Приобретенные автобусы заменят технику 2012-2014 годов выпуска, средний возраст подвижного состава составит всего 4,5 года (было 6,5 лет).
Для повышения качества обслуживания с 1 января прошлого ода введен пересадочный тариф. Он позволяет совершать две поездки по цене одной с пересадкой в течение 60 минут с момента оплаты. За 11 месяцев прошлого года пассажиры около 2 млн раз воспользовались пересадочным тарифом.
Комплекс мер разработали для решения кадровой проблемы в сфере пассажирских перевозок. После встречи главы города Максима Афанасьева с коллективом тюменского ПАТП N1, которое осуществляет почти половину пассажирских перевозок в городе, определен план мероприятий, чтобы сохранить имеющихся специалистов и привлечь новых. Главным стимулом должно стать увеличение зарплаты на 49 процентов, то есть до 85 тысяч рублей (в конце 2024 года она составляла около 55 тыс. руб.) с последующей ежегодной индексацией. Кроме того, дети работников ПАТП получат льготы на обучение на водителей категории D и DE, а для иногородних водителей рассмотрят варианты предоставления служебного жилья.
***
фото:
