X

  • 30 Январь
  • 2026 года
  • № 8
  • 5799

УК и жизнь (и слезы, и любовь…)

Светлана Мушкатова, мама троих детей, юрист, прошла необычный путь: из простого гражданина, который борется с недостатками в работе управляющей компании, до директора управляющей компании.

— Когда я училась на юриста, мне нравилось уголовное право. А проблемы ЖКХ — это для бабушек, не интересно, — рассказывает Светлана. — Однако пришлось втянуться. Началось с переезда в новую квартиру, дом только сдали. Казалось: комфортно, благоустроено, все счастливы, сделали ремонт. Только в первую же неделю не стало горячей воды. Диспетчерская непробиваемая, сантехник не приходит. Дальше еще интереснее: огромный счет за отопление. Собралась активная группа жильцов. Я очень социальный человек — люблю общение. В декрет ушла на пике карьеры в «Газпроме», мне предлагали должность в Москве. Отказалась ради замужества, рождения детей. А собственные амбиции за семь лет декрета не реализовала. Eще по жизни мной движет чувство справедливости… В общем, оказалось, наша управляющая компания пришла по приглашению застройщика. Деньги получала, а с обязанностями не справлялась и особо не старалась, к тому же была неплохим щитом для застройщика -защищала его от выполнения гарантийных обязательств. Одна из серьезных проблем — подвижная кирпичная кладка на балконах — прямая угроза жизни и здоровью. И как бы мы ни просили переделать по гарантии, застройщик ссылался на проект. В итоге мы справились, кирпичную кладку усилили. Столкнулись и с другими проблемами. В подъездах и квартирах невыносимо жарко, приборы учета не введены в эксплуатацию, как итог огромные счета за отопление.

Светлане предложили возглавить инициативную группу. Первый шаг — юридически закрепить статус активных жильцов. Организовали собрание. «Триста семьдесят пять квартир! Кто в теме, понимает, насколько это сложный процесс. Особенно самые первые общие собрания. Люди живут в разных городах, кто-то делает ремонт — в квартире только рабочие, кто-то даже ремонт не начинал. Находили жильцов немыслимыми способами. Я во дворе часто подходила к незнакомым людям: «Здравствуйте, я Светлана, ваша соседка. Давайте знакомиться, наши проблемы мы можем решить только вместе».

На первом собрании выбрали совет дома, а Светлана стала председателем. Ситуацию в корне это не изменило, ведь любой собственник имеет право запрашивать документы, фиксировать недочеты, собирать людей. Совет дома продолжил попытки достучаться до УК, в том числе через жалобы в надзорные инстанции.

— Однажды на очередной проверке нам сказали: «Слушайте, ну вот вы жалуетесь. Вашей УК выписывают штраф. Управляющая его из ваших же денег и заплатит. Eсли хотите что-то поменять, берите дело в свои руки». Поначалу искали новую управляющую. Наткнулись на те же грабли, вид сбоку. А потом дело случая. Ко мне обратились с просьбой возглавить новую управляющую компанию. Для этого нужно было сдать государственный квалификационный экзамен. Я подготовилась. Сдала экзамен. Люди меня уже знали и доверяли. Поэтому собрание о смене УК прошло без особых сложностей.

— Позже вы немного отошли от дел.

— Наша компания выполняет урезанную функцию. Мы обслуживаем инженерные сети. Сейчас я в этом как рыба в воде. В первый год испытывала жуткий страх за все. В феврале 2019 года выдалась очень холодная зима, я ужасно боялась аварий. Представьте, огромная махина — двадцать одна тысяча квадратов, по сути, пять среднестатистических домов. Инженерия сложная, дорогостоящее импортное оборудование. Первые несколько месяцев мы принимали все аварийные заявки круглосуточно и без выходных: кто-то в лифте застрял, где-то кран потек, дворник не вышел и так далее. Безумно тяжело и утомительно все это было. Благо вовремя нашли отличную компанию, которая предложила полностью автоматизировать процесс.

Я углубилась в изучение технической документации, перебрала кучу специалистов, проводила много времени в подвале, знала каждый винтик. Подвал — это же сердце дома. Гигантские счета за отопление продолжали поступать. В подъезде по нормативу должно быть девятнадцать градусов, а у нас — плюс тридцать два! И я нашла причину -неверно смонтированное оборудование, важную деталь поставили задом наперед. Кажется, ерунда, а сколько специалистов не могли понять, что происходит, сколько лишних денег заплатили жильцы. Деталь переварили и все пошло как надо. Непонятно, как дом ввели в эксплуатацию. Вокруг все говорили, в том числе технические специалисты, что такого не может быть, но тем не менее с этим мы столкнулись и решили проблему.

— Что еще вы считаете своей заслугой?

— Например, застройщик не предусмотрел тротуар на выходе из двора. И первое время люди просто ходили по газону. Он под уклоном, и зимой это крайне небезопасно. Сделали ступеньки. Причем не за счет жильцов. Я договорилась со строителями из соседнего дома. Я вообще умею договариваться.

Однажды встретила на улице губернатора Александра Викторовича Моора и тогдашнего мэра города Руслана Николаевича Кухарука и убедила их, что на необорудованном участке дороги нужно организовать пешеходный переход и тротуар. Руслан Николаевич достал телефон, открыл яндекс-карту и сказал: «Ткните пальчиком, пожалуйста». Я ткнула — и через полгода в этом месте появился пешеходный переход.

Затем мы сумели установить забор, поскольку наш двор использовался транзитом соседними домами, и дворовая территория превратилась в проезжую часть. Закрыть двор весьма трудоемкий процесс. Собрать деньги с собственников -раз, провести голосование — два, согласовать с администрацией и спецслужбами (скорая, пожарная, полиция) — три.

— Какие риски несет директор управляющей компании?

— По закону на руководителя возложены все виды ответственности, в том числе уголовная. Главный вопрос — как работать с негативом. Это то, что запустило во мне сильные трансформационные процессы. Когда я была председателем совета дома и работала бесплатно, люди воспринимали это как данность и в большинстве своем проявляли благосклонность. А когда начала получать зарплату, повалилось дикое количество негатива. Пошли анонимные письма: президенту, губернатору, мэру. Вот снежинка выпала — пожаловались. Результаты письма большей частью не приносили, и хейтеры начали изощряться. На меня обрушилось несметное количество проверок. Ложные доносы, клевета в соцсетях, анонимные письма в школу и органы опеки о том, какая я плохая мать. Я только диву давалась человеческой фантазии. В школе состою в родительском комитете. Всегда помогала учителям, мы организовывали поездки, везде меня знали как активистку и были в шоке от всего, что происходит и, конечно, очень поддерживали.

Каждую неделю на протяжении трех лет меня и мою семью на что-нибудь проверяли. И несмотря на то, что личности доносчиков были известны, остановить эту волну никто не мог. Я обращалась и в правоохранительные, и в судебные органы. Я сегодня спокойно говорю, а тогда плакала, сильно переживала. Спасала семья, поддерживали друзья. Я ко всему в жизни отношусь, как к урокам. Принимаю как опыт. История с управляющей компанией — урок, который я очень долго не могла усвоить. И лишь когда поняла и приняла все происходящее, успокоилась и внутри, и снаружи. Не бывает хороших и плохих людей. У всех светлая душа. В нашу жизнь они приносят разный опыт. Он бывает и негативным. Нет смысла судить. Суть опыта — принять и понять: для чего мне это дано? Когда я сопротивлялась, боролась, становилось хуже. Я старалась обращать внимание на тех, кто говорит: «Ты молодец! Столько всего добилась! Это офигенный результат!» Нельзя сдаваться, если десяток людей сказали о тебе что-то плохое.

Eсли бы мне еще раз пришлось пройти такой путь, я ничего бы не меняла. В этой истории случилось много хорошего. Коллеги и соседи, которые поддерживали и поддерживают, и общая польза от работы. То, что в университете мне казалось скучным, на деле оказалось интересным и увлекательным. Теперь, зная жилищное право, проблемы ЖКХ и пути их решения, я и сама бы смогла преподавать.

Как человек, побывавший по разные стороны баррикад, про взаимоотношения управляющей компании и собственников я бы сказала так: нет плохих и хороших УК. Нужно уметь договариваться. Слушать, слышать, вникать, знать и соблюдать не только свои права, но и обязанности. Быть инициативными и неравнодушными.

А еще всегда и везде, в любом месте, при любых обстоятельствах оставаться людьми.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Светлана Мушкатова и ее дом на улице Мебельщиков, 6.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта