X

  • 18 Март
  • 2025 года
  • № 29
  • 5672

Восточная сказка по обмену

В филармонии в рамках культурного обмена между Россией и ОАЭ дал концерт Николас Манн, дирижер филармонии Объединенных Арабских Эмиратов.

По словам дирижера, у него с тюменским филармоническим оркестром было четыре репетиции плюс генеральная перед самим концертом.

«Для нас, как молодого оркестра, очень важно приглашать дирижеров, которые обладают достаточным мастерством, чтобы вдохновить музыкантов, — сказал Николас Манн на встрече с прессой. — То же самое и для вашего оркестра». Пока был только обмен дирижерами (наш Юрий Медяник уже дирижировал оркестром филармонии ОАЭ), но Николас надеется, что можно будет или в этом, или в следующем году организовать более масштабное сотрудничество -с участием и музыкантов.

Я задала вопрос дирижеру: «Считается, что музыка — универсальный язык, но есть ли какие-то территориальные отличия?»

— С одной стороны, есть арабский композитор Ихаб Дарвиш, вы можете послушать его произведения и сравнить, как они отличаются от произведений европейских композиторов. Но, с другой стороны, есть Нильсен — он написал восточную сюиту «Аладдин», где у него китайский танец, арабский танец, сон Аладдина, африканский танец, а он не жил ни в одной восточной стране. Он написал это у себя на даче в Дании, в самом северном порту. Он смотрел на заснеженную гору, и так попал в точку практически с завязанными глазами — это про произведение. Наверное, это все-таки универсальный язык.

— Как вы считаете, музыканты должны быть умными? У Феллини героиня фильма «Репетиция оркестра» говорит: «Должно быть, от того, что мы дуем, дуем — все выдуваем у себя из головы»?»

— Смотря как оценивать музыканта. Eсли как ремесленника, исполнителя гениальной музыки Моцарта, Чайковского, Брамса, можно сказать просто — он работает руками. Но любая игра инструменталиста и работа дирижера с партитурой повышает IQ, потому что нейронная система начинает работать быстрее, сложнее.

…Николас Манн учился в Москве у преподавателя Ары Богданяна. Николас тепло вспоминает педагога: «Он был не просто замечательным, он был потрясающим, учил меня с шести лет, он также учил Юру Медяника и вырастил из нас крутых скрипачей». Николас привез подарок филармонии — книгу Карела Коваля «Моцарт в Праге».

На концерте Николас буквально парил над музыкантами, иногда, как птица, он взмахивал руками-крыльями, а потом вдруг мягко-мягко делал тонкие переливы пальцами. Волшебное, виртуозное дирижирование.

Отдельно хочу отметить прекрасную солистку, флейтистку Софию Виланд. Публика была в восторге. «Замечательная музыка, дирижер отличный. Очень концерт понравился. Хожу часто на симфоническую музыку. Eсть и скидки», -рассказала зрительница Тамара.

Ольга Кукобникова сказала, что ей было очень интересно посетить именно этот концерт: «Честно, я не такой слушатель классики, но я получила яркие впечатления, было счастьем погрузиться в музыку».

Любовь Иванова Растатурова и Фаина Поликарповна Ядрышникова вместе не первый раз в филармонии.

— Нам очень понравилось. Мы уже на третий концерт идем. Китайский смотрели симфонический. Потом наш. И вот сейчас — дирижер из Арабских Эмиратов. Такой репертуар хороший — и арабские мелодии играли, и французские, и нашего Римского-Корсакова. Я в восторге.

— Разбираетесь в музыке?

— Ну, немножко, я музыкальную школу когда-то закончила.

Фаина Поликарповна — фельдшер. «Вы смотрели как медик на его руки, наверное, думали, какие могут быть проблемы у дирижеров?»

— Я тоже подумала: наверно, устал он, без конца напряжение.

Музыкантам напряжение, а нам, зрителям, радость и счастье.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта