X

  • 18 Март
  • 2025 года
  • № 29
  • 5672

Стать профи может каждый

Школа экстремального и контраварийного вождения «Автодрайвер154» работает по методике профессора Эрнеста Цыганкова. Эту методику разрабатывали для президентского гаража и сотрудников спецслужб, она прошла апробацию в Минздраве СССР, МВД, Минавтопроме, Минавтотрансе, рассказала мне Наталья Домарацкая, руководитель школ в Новосибирске и Тюмени. Это специфические навыки, которые в обычной автошколе не получить.

Заинтригованная, я отправилась на полигон школы на Московском тракте в районе ЖК «Мотивы». Полигон оказался ледовым с несколькими островками безопасности, где льда нет, только асфальт. Это сделано на случай, если ученик потеряет управление, чтобы машину не вынесло за границы площадки. Для той же цели придуманы мягкие обочины, которые остановят неконтролируемое движение автомобиля, не повредив его. По технике безопасности выезжать на лед можно только на машине, ходить по нему или выходить из машины нельзя. Вот, пожалуй, и все, что касается самого полигона для зимней программы.

Летом, конечно, льда нет. Летом ученики узнают, что машина на скорости быстрее перестраивается, намного быстрее меняет траекторию движения. Но в любом случае, хоть зимой, хоть летом здесь создаются такие условия, которые в городе в обычных условиях не создашь (и никогда не узнаешь возможностей своего автомобиля).

— Зимой работа больше идет на опережение, на прогнозирование, — объясняет мне тренер Eгор Половников. — Самое главное понять, что если с машиной что-то не так (не слушается), то ты ошибся раньше, секунду назад или две. Либо не вовремя предпринял контраварийные действия, либо сделал что-то такое, что делать не должен был. На полигоне это все разбирается.

— Какие упражнения отрабатываются?

— В основном те, которые связаны с заносом автомобиля. Чтобы побороть занос, его нужно сначала вызвать, для этого ученики сначала допускают какую-то ошибку, любым способом, и после этого мы с ним боремся, то есть отрабатываем навык, что нужно делать, чтобы выйти из заноса. Также отрабатываем полицейский разворот (разворот на 180 градусов). Это упражнение выполнить достаточно сложно, но у наших учеников это получается у всех. Правда, на льду это упражнение выполнить немного легче, чем на снегу, но зато на льду можно прочувствовать все тонкости управления автомобилем. Eсть еще такой эффект, который часто случается в жизни, он называется снос: когда колеса поворачиваешь, а автомобиль продолжает прямолинейное движение, либо незначительно отклоняется от курса. Это упражнение очень полезное, но научиться ему сложнее. Потому что для начала нужно понять физику этого процесса, за счет чего он появился, а потом уже устранять. А занос он больше на инстинктах срабатывает. Машину занесло в одну сторону — инстинктивно руль поворачиваешь в другую.

Работа на полигоне, как правило, проходит после уроков в классе. Eсть курс для опытных водителей, который подразумевает только занятия на льду. Теорию выучить просто, понять, что делать — просто, а вот выполнить это точно по времени и с нужной скоростью — это очень сложно. Поэтому те, кто, минуя класс, приходит сразу на лед, у них ошибок при выполнении элементов получается немного больше.

В школе помимо обычного есть еще тренажерный класс, где как раз проверяется скорость руления. В зависимости от скорости руления ученика, ему рекомендуют ездить для начала с той скоростью, которая будет для него безопасной. Ученики не всегда с этим соглашаются, но по мере отработки новых приемов руления на маленькой скорости, возрастает скорость вращения рулевого колеса, и как следствие — скорость, тем самым они могут уже и на большей скорости выводить машину из различных ситуаций.

— У нас обычно очень сильно отличается первый проезд и проезд через 10 минут у одного и того же водителя. И, конечно, с каждым разом водители лучше выполняют задания, лучше чувствуют свой автомобиль и лучше знают свои возможности. Помимо всего прочего, каждый водитель узнает свои сильные и слабые стороны, например, в какую сторону он лучше поворачивает руль, в какую сторону лучше чувствует машину и подобное.

Занятие на улице может происходить как индивидуальное, так и с группой до трех человек. Каждому участнику выдается рация, а тренер остается на улице, так как со стороны ошибки более заметны. Ученики по очереди выполняют элементы, а тренер комментирует действия. Рации настроены на одну волну, так что все слышат и разбор чужих ошибок, в этом плюс группового обучения. Урок для трех машин длится три часа, при индивидуальном обучении — два с половиной.

Задача на полигоне у каждого одна — пройти упражнение максимально быстро, максимально эффективно (то есть не делать лишних движений) и максимально безопасно.

Юлия Киви

— Водитель должен научиться использовать эти элементы, если понадобится, в городе, то есть все упражнения имеют прикладное значение, — продолжает Eгор. — У нас школа контраварийного и экстремального вождения, то есть подразумевается, что экстремальное вождение — это те навыки, которые необходимо применить, если водитель уже попал в непредвиденную ситуацию, чтобы минимизировать последствия, либо вообще их избежать, а контраварийное — это как раз такое вождение, навыки которого помогут не попасть в аварийную ситуацию вообще. Это тоже очень важно и, как правило, наши ученики хорошо научаются чувствовать автомобиль, но, что более важно, они понимают, где этот предел, до которого не нужно доходить в обычных ситуациях в городе и на трассе.

На занятиях в классе мы подробно рассказываем, что такое снос, занос, ритмический занос и как с ним бороться на разных типах привода, на разных автомобилях. Но главное, что надо усвоить, что есть такое понятие «капсула безопасности» в городе. Когда водитель знает про капсулу и может ее контролировать и соблюдать, то он никогда не попадет в ДТП. Конечно, застраховаться от всех случаев просто невозможно, но наша задача их минимизировать, и одной из основ этого является прогнозирование дорожной ситуации. Этому мы тоже обучаем.

— Это какое-то тайное знание?

— О, это очень большой секрет школы, — смеется Eгор, — но вам я расскажу. Капсула безопасности — это дистанция и боковые интервалы, в зависимости от условий капсула безопасности тоже меняется, например, увеличивается скорость — увеличивается капсула. Мы разбираем, что делать, если в эту капсулу безопасности попадают другие водители, если спереди — один алгоритм, если сзади — другой. Мы подробно разбираем, чем грозит нарушение капсулы и почему нельзя не обращать на это внимание, рассказываем о разных способах эту капсулу восстановить.

Юлия Киви

— Бывает, что водители к вам обращаются снова или в основном приходят новички?

— Для большинства, конечно, это новые знания, которые очень полезны, и если они будут применять их в полной мере, то проверка их в экстремальных условиях, скорее всего, и не понадобится. Но есть постоянные клиенты, которые приезжают каждую зиму и говорят, что будут ездить еще. А еще есть такие, которые горят скоростью и приезжают, чтобы выпустить адреналин. После занятий они выдыхают и говорят, что им полегчало так, как будто побывали на отдыхе. Эмоциональная разгрузка после занятий такая, что после нее уже не хочется быстро ехать по городу, хочется ездить спокойно, соблюдая правила.

— Какой машиной легче управлять, с механической коробкой передач или автоматической?

— Это все индивидуально. Здесь больше влияет не коробка передач, а система курсовой устойчивости. Eсть современные автомобили, у которых сама база автомобиля может мешать выполнить какие-то элементы. Но мы актуализировали наши упражнения под любые автомобили, которые сейчас появляются на рынке. Особенно это касается китайских автомобилей или электромобилей, у которых до конца отключить систему курсовой устойчивости попросту нельзя, но даже на них можно отработать все упражнения.

Самое интересное, что некоторые водители не знают всех функций своего автомобиля, которым пользуются каждый день. Когда тренеры им подсказывают, что можно сделать посадку удобней и более правильной, то у человека сразу получается и правильно выполнить нужный элемент.

Пока тренер мне рассказывал о тонкостях процесса, подъехал ученик. Глядя, как спокойно и точно Роман выполняет упражнения, я поняла, что наши дороги стали бы безопаснее, если бы такие курсы прошел каждый водитель. Да, цена немаленькая, но и ценность их значительна. А если вспомнить о стоимости ремонта после ДТП, то сразу поймешь, что с обучением можно много сэкономить.

НА СНИМКЕ: отработка навыков вождения на полигоне.
Фото автора

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта