До свидания, дорогие! Вам ни пуха ни пера

В конце февраля завершил работу Зимний бардовский фестиваль.
…Три дня радости, огорчений, ожиданий, сомнений, улыбок, грусти, встреч, расставаний! И песен! Песен, которые заставляют задуматься, прислушаться и опять задуматься. Кто ты? Где ты? С кем ты? Почему ты? Куда идешь? Кто друзья? Где враги? И опять — кто ты?
В который раз в конце февраля я участвовал в бардовском фестивале имени Николая Старченкова. Я пишу стихи и потому традиционно выбираю номинацию «Поэзия». Эмоции подталкивают меня к творчеству, но, придя на конкурс, я не чувствую ничего, просто их оставляю за порогом. Все происходит само, я просто наблюдатель. Ну, а наблюдать за происходящим легко и интересно!
Первый день: прослушивание участников во дворце «Пионер». Три мастерских. Эксперт на первой — Ирина Бархатова. Слушает мои стихи с улыбкой, пониманием, где-то — с удивлением, где-то — с тревогой и сочувствием.
Ведущие второй мастерской -Светлана Пантелеева и Иван Ялынский. Меня они сразу предупредили, что оценивают песни, но стихи послушают с удовольствием. Я прочел «Балладу о солдате», «Eе мечты», «Среди одуванчиков».
Третья мастерская: Марина Дмитриева и Юрий Лорес, московский гость. Марина как-то говорила, что ей нравятся мои стихи, и я не имел права ее разочаровать. А с Юрием Лоресом встретился в первый раз. Именно Юрий когда-то дал лучшее определение авторской песни: интонируемая русская поэзия!
Потом мастера пошли смотреть выступления детских коллективов.
Как всегда, перед входом в актовый зал — импровизированное предисловие, песни сборной бардовской команды: «Милая моя», «Вот идет по свету человек-чудак», «Ваше благородие», «За туманом». Собравшиеся в вестибюле зрители дружно подпевали. Ведущие, как и все 20 лет, -Сергей Ломакин и Марина Солото-ва. В первом ряду — Татьяна Старченкова, вдова тюменского барда, имя которого носит фестиваль.
На прослушивание иногородних конкурсантов, которое состоялось на следующий день в «Конторе пароходства», я не попал. Но на концерте песен Николая Старченкова «Всю вашу жизнь я буду с вами» побывал. Барды пели Старченкова так, что от давно известных произведений рождались совершенно новые эмоции. А иногда песни, не очень распространенные, казались знакомыми и близкими.
Но вот и конкурсный концерт! Кто станет победителем?
Конкурсанты, заметно волнуясь, выходили на сцену и исполняли то, что готовили весь год, на что возлагали надежды, к чему стремились. Пели песни, читали стихи. Звучала негромкая песня под гитару и гремел хор со множеством инструментов, где исполнители тщательно подобраны, мелодия разложена на несколько голосов, инструменты настроены, танцевальные элементы продуманы, костюмы отглажены, прически уложены!
Трудная задача у жюри — определить, кто же будет петь свою песню на сцене Дк «Нефтяник». Музыкальные композиции представили артисты и коллективы из 20 городов России! 142 участника!
Объявили мой выход. Накануне я раздумывал, какие свои стихи читать. Хотелось выбрать «Среди одуванчиков», это последнее из написанного, совсем недавно обсуждали и шлифовали его на ЛИТО (так мы называем встречи в литературном объединении на базе библиотеки N6). Смерть Никитки Горбунова такое тяжелое впечатление произвела на всех нас, что мы еще долго будем приходить в себя. Я посвятил 16-летнему парнишке эти стихи. Но читать их на конкурсе я все же побоялся: могу не справиться с эмоциями. Читал «Балладу о солдате».
Приказ зачитан был по всем дивизионам: Идти на Курск форсированным маршем! Тяжелых гаубиц походная колонна На километры тянется и дальше. В строю шагает паренек безусый, Вчера еще за партою сидел. Артиллерийские ускоренные курсы -Наводка, дальность, азимут, прицел… Какие длинные военные дороги, Как тяжело в кирзовых сапогах! И с непривычки в кровь истерты ноги, От жажды ссохлась кожа на губах… Вдруг — в небе стая! Но совсем не птицы! Знакомый леденящий душу вой! Команда: «За обочину! Ложиться!» В траву с испуга парень с головой! Полынь и пыль, какая-то траншея И вдруг — засыпанный немецкий пулемет! «Ну, если что, ведь не дадут по шее!» И очередью длинной — в самолет! Он бьет с колена, как Василий Теркин, (Тогда, конечно, он о нем еще не знал…) И самолет запнулся, сделал «горку», И зачихал, закашлял, и… упал! И вился в поле дым змееподобно, Товарищи смеялись: «Молодец!» А почему я знаю все подробно? Был тем солдатом мой будущий отец.
Стихотворение действительно по рассказам отца, как и все мои стихи о войне, это мой долг перед ним. За сбитый вражеский самолет молодой Ибрагим Хажиев был награжден орденом Славы второй степени. При его жизни написать об этом в стихах у меня не получалось, а после его смерти как-то все пошло.
Завершило второй день традиционное неформальное общение. Теплое, душевное продолжение знакомства с пением и чаепитием, с воспоминаниями о былых встречах и планами на следующие. Долгожданное и любимое мною — гитара по кругу. Кто был на таких посиделках, знает!
На третий день фестиваля в «Конторе пароходства» прошел мастер-класс Юрия Лореса по написанию песен и стихов. В зале собрались барды с гитарами, блокнотами, диктофонами. Но Юрий не взял гитару и не спел ни одной ноты, он только проникновенно рассказывал о Севере, о работе, о людях, о встречах, о том, с какими трудностями сталкивались организаторы первых бардовских фестивалей, когда это были полулегальные концерты в квартирах да палаточные городки с гитарой у костра.
Наконец — награждение и гала-концерт в «Нефтянике». Я стал лауреатом (в своей номинации) в пятый раз, не зная, что существует негласный джентльменский договор: стал лауреатом — на следующий год не заявляйся, отойди в сторонку, дай другому проявить себя. Приму к сведению, тем более, что давно хотел попробовать себя в другой номинации.
Прекрасный зал, отменная акустика, великолепное звучание -не то, что в «Конторе пароходства»! Хорошо отрепетированные номера, песни. Слаженная работа организаторов фестиваля, свето-, звуко-, фото- и видеотехники. Уверен, большое впечатление оставил у зрителей этот концерт. Хотя авторов со своими песнями было мало. В основном исполняли написанное известными бардами.
Когда после концерта с опустевшей сцены уносили оборудование, Юрий взял гитару и спел:
Пусть лето за Полярным кругом Короткое, но долог день, Здесь первый встречный
станет другом, На юг отбрасывая тень. Там все устроено неброско, Пусть для костра не сыщешь дров, Укрой штормовкою березку От злобных ледяных ветров. Я прожил жизнь, но верю в чудо, Не опуская головы, Я свято верю, что оттуда На юг отправились волхвы…
И подумалось: «Может быть, начать сначала? Лесная поляна, палатка, костер, негромкая песня под гитару в кругу друзей и взгляд -глаза в глаза!»
В заключение — пронзительная история, которой поделилась Татьяна Старченкова на официальной странице Зимнего бардовского в Тюмени в соцсети «ВКонтакте», когда фестиваль уже закончился:
«У меня есть друг, с которым мы знакомы благодаря Коле. Он воюет на СВО и сейчас находится в госпитале. Он поет Колины песни, очень их любит. И вот вчера он зашел ко мне на страничку и написал: «Смотрим все видео, которые нашли с фестиваля, спасибо большое от бойцов, очень душевно, парни и медсестры подпевают. Мы в госпитале под Москвой, вы нам сделали обалденный подарок. Тяжелораненые даже перестали стонать, слушают. Я: «А концерт закрывали Колиным «Чайничек». Он: «Я ее в Донецке пел, когда девушки меня несли с оторванной ногой, точнее мычал, чтоб не кричать».
***
НА СНИМКАХ: барды и зрители поют вместе в вестибюле «Пионера»; Шамиль Хажиев; Юрий Лорес.
Фото Елены Бушуевой и Юрия Хозяинова