Шить людей интереснее

Хирургия кажется максимально далекой от актерского мастерства, но участникам международной студенческой хирургической олимпиады имени Перельмана, региональный этап которой прошел в Тюмени, приходилось демонстрировать и такие способности.
Участникам команд выдавалась легенда — техническое задание, что произошло с пострадавшим, а уж пострадавший должен изобразить как можно точнее свою болезнь или травму. Например, перелом.
Конечно, все это не на самом деле. Имитация. Порой в роли одних органов выступают совсем другие. Например, свиные или бараньи. Кожа барана очень похожа на человеческую, а некоторые органы свиньи используют даже для трансплантации. Разнообразие конкурсов, а они включают в себя и шов нерва, и абдоминальную хирургию, и гинекологию, и трансплантологию, и сердечно-сосудистую хирургию, урологию, пластическую хирургию и другие, -поражает. Конкурсы, учитывая наглядный материал, становятся очень зрелищными. К примеру, крыс бреют перед операцией, а после помещают в отдельную капсулу, где они проходят постоперационный период. На наших глазах прямо во время операции одна крыса очнулась от наркоза, ей ввели добавочную дозу. Так что это, конечно, очень живое действо, участникам нужно еще и уметь быстро подстроиться к обстоятельствам.
Кто-то любит шить. Как заметил Григорий Ковалев, студент Уральского государственного медицинского университета: «Шить ткани не интересно, шить людей интересней». А что любит Максим Казанцев, капитан команды студенческого хирургического клуба Тюменского медицинского университета, студент четвертого курса института клинической медицины? «Каждый хирург — это сочетание как мануальных навыков, так и теоретических, вообще из всей медицины, я считаю, хирургия является наиболее сложной и объемной, поскольку, кроме теории, необходимо еще и уметь делать что-то руками. Eстественно, мне нравится шить, но и теоретические аспекты тоже».

— Мне сказали, что будут и пластмассовые модели, и голова барана… На чем легче работать?
— Ни на чем не легче. Мы подбираем материал на олимпиаду, чтобы он максимально точно отражал условия операционной. Eсли это голова барана, нам необходимо, чтобы кожа была похожа на человеческую. На анатомию мы не смотрим. Чтобы ткани были схожи с человеческими.

— Как это возможно, у кожи барана есть схожесть с кожей человека?
— Некие схожести есть, мы стараемся максимально приблизить к реальным условиям. Это если мы говорим про кожу, а если мы говорим про органы, все достаточно похожи на человеческие. У трансплантологов будет очень интересная операция — трансплантация почки, у сердечно-сосудистых хирургов операция на сердце — там будут макеты созданы. На трансплантации будет торс — пластмассовая модель.
Любой хирург должен сочетать скорость и качество, поэтому участникам нужно соблюсти то самое латинское — торопись медленно (festina lente). Вся атмосфера олимпиады напоминает прием у старинных фельдшеров — ребята бегают с тазами, на тебя неожиданно могут вынести откуда-то поднос с почками.
Вячеслав Собенин, врач-уролог отделения урологии медсанчасти «Нефтяник», оценивал конкурс по своему направлению, урологии: «Студентам ставится задача выполнить лапароскопическую резекцию, удалив опухоль. Оставить почку и восстановить после удаления ее части». Резекцию выполняли на свиных почках.
«Операция симулируется второй раз в России, насколько нам известно. В России еще ни на каких хирургических олимпиадах это не выполнялось. Поэтому это ноу-хау Тюменской области», — поделился Вячеслав Собенин. Олимпиады проводятся часто, но спектр симулируемых операций не так высок. Не все то, что делается в человеке, можно воспроизвести.

НА СНИМКАХ: операция на голове барана; на операционном столе – крыса; участник конкурса Григорий Ковалев.
Фото Инны Бардаковой
