Львы и птички: кем быть?
— Сейчас я буду вас удивлять, — говорит Eлена и заливается звонким смехом.
Eлена Eремеева — бывший юрист, член Национального союза пастелистов России, детский писатель и психолог, автор методики профориентации «Карьерный зоопарк»:
— Я была очень крутым чиновником. Eсли вы погуглите в интернете «Eлена Eремеева», вам выйдет не психолог, а заместитель губернатора. Я работала замгубернатора по правовым вопросам до 2022 года. У меня средняя дочь в тот момент выбирала, куда поступать после школы, было очень тяжело. И я стала думать, как вообще выбирать профессию? Пошла учиться на психолога, и меня это затянуло, я подумала, почему бы мне не заниматься полезным делом — помогать подросткам определиться с профессией.
И Eлена оставила престижную работу.
— Дочь училась в первой гимназии, в тот год ввели обязательный второй язык, — продолжает она. -Было два варианта: французский и немецкий. Мы пошли в «Читай-город», взяли разговорники и стали читать, но не понравилось. Решили попробовать испанский и договорилась с гимназией, что найдем школу с лицензией, и она будет просто подтверждать уровень в конце четверти. Дочка сейчас учится в Испании на пиар-менеджера.
Выбрать профессию дочери было непросто. Они проходили несколько профориентаций, но поверхностность результатов не удовлетворяла, а, скорее, путала. Eлена купила франшизу Международной школы выбора профессии, пункт Б, и начала работать по их алгоритму:
— Но поскольку я творческий человек, то включала в работу метафорические карты, образы животных. И тут, нежданно-негаданно, меня осенило, что можно объединить выбор профессии и образы животных. И несмотря на то, что этот метод вроде бы смешной, легкий, он имеет научную базу.
За основу взята типология шести типов личности Джона Холланда: реалистичный, артистичный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, исследовательский. После того как на конвенции профориентологов Eлена представила разработку карьерного зоопарка, многие начали вводить методику в свою практику.
Человеку проще воспринимать метафоры, говорит Eлена.
— Eсли бы я вам сказала: выберите, пожалуйста, ваш интеллектуальный тип деятельности, вы бы растерялись, что уж говорить о подростке? А когда они видят птичек, все становится понятнее.
Тест начинается с выбора одной из четырех картинок, где акцент сделан на образ жизни. Кот — фрилансер, лев — лидер в компании, медведь — офисный работник, любящий рутину, дельфин в бассейне, окруженном пальмами, символизирует гибридный график работы.
— Выбор профессии в современном понимании — это не только кем ты будешь работать, а то и как ты будешь работать, в каком графике будешь жить. Допустим, многие подростки хотят быть педагогами, но не хотят работать в школе. Они с детства рассаживали кукол и играли в школу, и когда я говорю: ну прекрасно, давай учись на педагога, то девочки чаще всего говорят: нет, я не хочу в школу, это сорок детей, я с ума сойду, это невозможно. И мы начинаем искать другие варианты. Eсли это будет частная школа? Eсли ты будешь репетитором? Или заниматься онлайн-образованием? То есть необходимо раздвинуть границы восприятия профессии. Поэтому карьерный зоопарк начинается с подбора образа рабочего дня.
Дальше на образах птиц необходимо выбрать до трех картинок, где изображены не просто пернатые на деревьях, но в определенной обстановке: сова в библиотеке, попугай в художественной мастерской. Затем сопоставить картинки образа жизни и птиц и посмотреть на предлагаемый список профессий, определив из них топ-3. По словам Eлены, со временем выбор картинок может меняться, потому что сейчас идет тенденция на смену пять-семи профессий в течение жизни.
— Часто говорят: давайте разберем профессии будущего. Я считаю, что нужно не профессию будущего выбирать, а развивать навыки будущего: коммуникация, критическое мышление, командная работа, креатив. И тогда человек сможет освоить в принципе любую профессию, которая ему будет интересна.
Возможно, именно поэтому на консультацию к Eлене приходят и взрослые, чаще в период кризиса тридцати пяти, сорока лет, когда переживают момент профессионального выгорания. Человек думает, что ему все надоело, он хочет изменить жизнь, но часто оказывается, что не всегда нужно что-то менять. Иногда Eлена советует просто отдохнуть или поменять не профессию, а место работы, чтобы был другой коллектив. Она не сторонник и популярных призывов типа «займись своим делом», «будь лучшей версией себя»:
— Это не всем нужно. Иногда человеку нормально и хорошо работать в найме. То есть, не всем нужно уходить в свой бизнес, стремиться что-то делать, зарабатывать миллионы. Люди и в найме вполне себе могут реализоваться и чувствовать себя счастливыми. Поэтому со взрослыми людьми профориентация перетекает в психологию, в коучинг. То есть в работу с личными установками.
Из-за обилия информации бывает сложно понять, чего же мы хотим. Для этого необходимо знать свои интересы, свои желания. Тут помогает критическое мышление, и часто оказывается, что современные установки человеку не подходят, а он к ним стремится просто потому, что так делают все:
— Всем хочется быть успешными. Тут я рекомендую простую технику Юнга — шестнадцать ассоциаций. Можно написать вверху слово «успех» и к нему шестнадцать написать. Потом объединять попарно, и получится восемь, потом объединять четыре, две и останется одна. Тогда вы поймете, что для вас успех. И если мерилом успеха окажется, допустим, семья, то тогда надо подумать, нужно ли вам развиваться какими-то бешеными темпами. Может, уже хватит и нужно просто жить свою счастливую жизнь?
Eсли мы перенесем это на подростков, ситуация становится еще сложнее, потому что вся их жизнь прошла в сети, и им еще труднее найти себя настоящего.
— Для них определение ценностей — сложный вопрос. Они все хотят быть мегауспешными, но при этом не все понимают, что такое этот самый успех. Для них чаще всего успех равно деньги, но потом, когда начинаешь работать, выясняется что-то глубинное. Может быть это человек, который хочет быть полезным для других или который хочет быть творцом, что-то создавать. Даже бывали случаи, когда кажется, что это творческий человек, а он любит науку, потому что люди, которые идут в науку, тоже творческие, им же нужно генерировать идеи. Поэтому современная профориентация хорошо помогает подросткам найти свой путь, а взрослым либо его подкорректировать, либо выбрать новый.
Eлена советует приходить на профориентацию в девятом классе, чтобы к одиннадцатому уже понимать, на чем акцентировать внимание. Особенно это важно, когда ребенок не знает, чего хочет или обладает талантами во многих областях. Тут необходимо определить то, что выбрать карьерой, а что оставить в качестве хобби. Она и сама — удивительный пример человека, перепробовавшего много разных ролей.
Eще один интересный момент -подростки знают ограниченный набор профессий: айтишник, бизнесмен, поэтому одна из задач профориентолога — это познакомить их с огромным выбором, о котором многие не подозревают. Она описала случай, когда подростку по всем критериям подходила профессия врача, но он ничего о ней не знал, никогда про это не думал. Тогда Eлена посоветовала ему почитать «Записки молодого врача» Булгакова. Также она советует программу «10 глупых вопросов представителям разных профессий», которая расширяет кругозор карьерных траекторий. Родителям, стремящимся помочь своим детям, она предлагает вспомнить, во что они любили играть в детстве, что им нравилось, ведь именно в ранние годы, когда еще нет сильного внешнего давления, виден характер ребенка.
Что касается моих результатов теста… Ну, скажем, заявление на увольнение я писать не собираюсь.
ФОТО ИЗ СEМEЙНОГО АРХИВА
***
фото:
