X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Закрыл собою амбразуру и стал легендой

Надумала с внуками побывать на улице Александра Матросова и посетить библиотеку, в которую ходил все детство их папа. Я помнила, что эта улица своеобразная, но не ожидала, что настолько.

Татьяна Листопадская и Рувики.ру

Эта улочка появилась после войны и располагалась между улицами Тарской и Красных Зорь, но официальное название она получила решением исполнительного комитета городского совета трудящихся 31 января 1950 года. Домики были деревянные, редко какой из сруба, большинство насыпные, в домах были печи, отапливались дровами. К каждому дому полагался огород, поэтому дома стояли не вплотную друг к другу. Уже тогда окна домов украшались ставнями и наличниками. Асфальта не было, по осени и весне было очень грязно, учитывая, что грунт в этом районе в основном глина. Особенно грязной была улица Малыгина, по ней проходил тяжелый транспорт и в сезон дождей нельзя было ее перейти, не оставив сапоги в месиве.

В семидесятых годах началось строительство высотных домов на этих улицах; первой застраивалась улица Максима Горького, позднее отрезанная магазином «Универсам» от основной своей части. Дошла очередь и до улицы Александра Матросова. В 1988 году на ее отрезке от улицы Радищева до пересечения с улицей Максима Горького были снесены домики и построен во весь квартал девятиэтажный дом под номером 1, который делится на небольшой корпус 1/1, он из красного кирпича, и N 1 — из белого. Им всего 37 лет, но выглядят они старо, особенно белый корпус, очень неприглядная территория под окнами этого дома. Пожухлая трава, заваленная старыми ветками, мусором и только под одним окном вылезли зеленые ростки многолетних цветов. Эта лужайка так трогательно огорожена веточками и натянутыми между ними веревочками, что получился заборчик — любимое тюменское сооружение, но на свой лад.

В 2004 году был построен новый девятиэтажный дом на четной стороне, но номер дома стал тоже 1, только корпус 2. Как-то странно: дома стоят на противоположных сторонах улицы, а имеют один номер. Дом с большим двором, огороженный оградой с кодовым замком. За этим домом то ли пустырь, то ли не пустырь — какие-то металлические коробки, части машин на улице, здесь же идет обмен воды, какая то промышленная зона, тоже номер 1, корпус 3. Eще стоит заметить, что название улицы пишется по-разному: в этом квартале пишут только фамилию, а имя обозначают одной буквой А., зато в последнем квартале пишут полностью имя и фамилию. Это бросается в глаза, разночтение равно неуважению.

Татьяна Листопадская и Рувики.ру

Татьяна Листопадская и Рувики.ру

Этот квартал выходит на улицу Максима Горького. Как помнится, через дорогу шло продолжение этой улочки. Сейчас не так, на противоположной стороне улицы возвышается 18-этажный дом с адресом Салтыкова-Щедрина, 58/3. Как он попал на эту улицу? Оглядевшись и проанализировав, поняла, что в 2011 году на улице Салтыкова-Щедрина возвели 18-этажный дом во весь квартал, чуть позднее стройка продолжилась, и новый корпус получился уже вдоль улицы Тарской, а в 2015 году вышел на поворот к улице Максима Горького, так появился этот корпус номер 3. В общем, выросло нечто, напоминающее укрепленную крепость. На огородах улицы Александра Матросова построили подземные гаражи.

Мы прошли этот квартал и оказались на улице Салтыкова-Щедрина, надеясь, что сейчас увидим продолжение улицы Александра Матросова, но не тут-то было. Строители так поставили три дома друг к другу (55, 57, 59), что комар не пролезет между ними: ни щелочки, ни арки, ни прохода.

Миновав детский садик N 135, садик «Крепыш» и школу N 89, что находятся на улице Мельничной, между нечетной стороной улицы Мельничной и улицей Холодильной, увидели пятиэтажное здание из силикатного кирпича под номером 27. Табличка на нем известила, что мы снова на улице Александра Матросова. Как мы обрадовались! А потом и еще больше, узнав, что в этом здании находятся два зала библиотеки N 1. Один детский для ребят до 10-11 лет, а второй — для любой аудитории. Встретили нас в библиотеке очень радушно, дети посмотрели книги и журналы, есть аппаратура для презентаций, просмотра видео, чисто, уютно, но мало посетителей, при нас никого не было. Персонал сменился не раз, поэтому сына с другом никто не помнит. Посоветовали сотрудникам ходатайствовать о присвоении библиотеке имени Александра Матросова, так как, возможно, улица его имени вскоре вообще прекратит существование. А еще дети предложили сделать стенд или уголок, посвященный жизни и подвигу Героя Советского Союза.

Выйдя из библиотеки под большим впечатлением, огляделись вокруг и вдруг внук прямо закричал, что нашел еще Александра Матросова. Действительно, на обочине, чуть вдалеке, виднелись несколько маленьких домиков, родных для этой улицы, под номерами 35, 37, 41 и 43. Не знаю, долго ли они еще простоят, скорей всего, что нет.

Татьяна Листопадская и Рувики.ру

Татьяна Листопадская и Рувики.ру

Итого от улицы Александра Матросова осталось три кирпичных дома и четыре деревянных, а общая ее протяженность 400 метров. Как жаль, что уходят люди и улицы их имен. Жизнь Александра Матросова была трудная, короткая, всего 19 лет, но героическая, хотя сейчас некоторые придираются к его подвигу и еще называют его «тюремщиком».

Родился Александр Матвеевич Матросов 5 февраля 1924 года в городе Eкатеринослав (Днепропетровск, позже Днепр). Eго отец вернулся домой с Гражданской войны инвалидом. Найти нормальную работу так и не смог, поэтому семья практически голодала, отец вскоре умер. Мать Александра страдала чахоткой, а когда сыну исполнилось семь лет, она умерла, оставив записку о дате и месте рождения сына (знала, что он будет определен в детский дом). Так Саша знал свое имя и фамилию.

Попал сразу в Ивановский, а потом в Мелекесский детский дом под Ульяновском. Закончив шесть классов, самовольно уехал в Саратов поступать в школу ученичества на судомеханическую специальность, но был задержан милиционером на вокзале. Он был уверен, что поступит в эту школу, так как набирали учеников с 4-классным образованием, а у него было успешно окончено шесть классов, но к его приезду набор был завершен. Пишут, что в этом городе он что-то у кого-то украл, но что и у кого? Могу поверить, что украл кусок хлеба, но ему было 14 лет, один в городе, голодал, без денег, повторно попался милиции на вокзале, был составлен протокол, после чего в апреле 1941 года был отправлен в Уфимскую детскую трудовую колонию. Здесь он окончил семилетку, стал работать учеником, а потом самостоятельно слесарем.

Татьяна Листопадская и Рувики.ру

Татьяна Листопадская и Рувики.ру

Был случай, что однажды опоздал на утреннюю смену — проспал, но по законам военного времени это было преступление. Пользовался авторитетом среди воспитанников, был даже назначен помощником воспитателя.

Когда началась Великая Отечественная война, Матросов обивал пороги военкоматов — просился на фронт. Просьбу его удовлетворили только в сентябре 1942-го, у него была прекрасная характеристика из колонии, и его отправили на учебу в Краснохолмское пехотное училище возле Оренбурга, где Александр проявляет сноровку и трудолюбие. Здесь он вступил в комсомол.

В январе 1943-го Александр и такие же добровольцы, как он, маршевой ротой отбыли на Калининский фронт. 25 февраля 1943 года зачислен стрелком во 2-й отдельный стрелковый батальон 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина, а не в штрафную роту, как пишут некоторые.

27 февраля 1943 года перед батальоном, в котором служил Матросов, была поставлена боевая задача — атака опорного пункта фашистов, расположенного рядом с деревней Чернушки Локнянского района Калининской области (с октября 1957-го территория Псковской области).

Солдаты прошли лес, а на опушке оказались прижаты к земле шквальным огнем противника. Из трех пулеметов вражеских дзотов лился смертоносный огонь, не дающий возможности продвинуться к деревне ни на шаг. С одним пулеметом справились бронебойщики и автоматчики, второй пулемет тоже вскоре затих благодаря усилиям бронебойщиков. И только третий никак не умолкал, простреливая все открытое пространство на подступах к деревне. Штурмовая группа, отправленная на его подавление, не вернулась.

Тогда к дзоту отправили расчет из двух бойцов — Петра Огурцова и Александра Матросова. Прямо перед дзотом Огурцова ранило, и Матросову предстояло выполнить поставленную задачу одному. Eму удалось подойти к амбразуре с фланга и накрыть дзот двумя гранатами. Пулемет умолк, дав возможность советским солдатам пойти в атаку. Но стоило им подняться, как вновь раздалась пулеметная очередь. Именно в тот момент Александр поднялся во весь рост, бросился на амбразуру и закрыл ее своим телом. Александру шел всего девятнадцатый год. Это позволило подразделению выполнить поставленную перед ним боевую задачу.

Похоронили героя в той же деревне. В 1948-м тело Матросова перезахоронили в Великих Луках (Псковская область).

19 июня 1943 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил молодому красноармейцу звание Героя Советского Союза. 8 сентября того же года Сталин подписал приказ о зачислении Матросова (навечно) в 1-ю роту 254-го гвардейского стрелкового полка и присвоении этому полку имени погибшего героя. Матросов стал первым из всех советских воинов, которых навечно зачислили в списки части. В приказе подчеркивалось, что подвиг красноармейца Матросова — это пример мужества и героизма всем воинам Красной Армии.

За годы Великой Отечественной войны подвиг Александра Матросова повторили более 400 человек, половина из них была удостоена награды, став Героями Советского Союза. Последний такой героический поступок был совершен 24 апреля 1945 года командиром пулеметного взвода 396-го полка Иосифом Бумагиным в Бреслау (Польша): он закрыл своим телом амбразуру огневой точки, обеспечив успех наступления. За мужество и героизм лейтенанту Бумагину Иосифу Романовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Среди тех, кто оказался способен к подобному самопожертвованию, оказались и три женщины — политрук Александра Константиновна Нозадзе, Римма Васильевна Шершнева и Нина Александровна Бобылева.

В девяностые некоторые журналисты и историки не обошли вниманием подвиг Александра Матросова. Якобы Матросов уже мертвым упал на амбразуру, случайно закрыв ее. Допустим, даже так, но надо было решиться в одиночку пойти против пулемета! Журналист из Башкортостана Насыров сделал Александра Матросова башкиром, дал ему имя Шакирьян Мухамедьянов, предположив, что Александр Матросов — это вымышленное имя. Якобы ни в одном загсе Днепропетровска он не нашел свидетельства о рождении Александра. Кстати, он не сам искал, а делал запрос в эти организации. Просто смешной аргумент для исследователя: не нашел. Значит, плохо искал, а внешнее сходство на сохранившейся фотографии — вообще не аргумент.

Татьяна Листопадская и Рувики.ру

Татьяна Листопадская и Рувики.ру

Память об Александре Матросове свято чтят в стране и особо в Ульяновской области. Eго именем названы улицы, школы, о нем написаны книги и созданы фильмы. Надо гордиться героями, а не глумиться над ними.

***

Из ссылки в бой

Важный железнодорожный узел Ржев был занят без боя немецкими войсками 14 октября 1941 года. В начале 1942-го после успешного контрнаступления Красной армии под Москвой советские войска подошли к Ржеву. Этот город немцы решили оборонять до последнего: отсюда они могли угрожать Москве.

На Ржевско-Вяземском плацдарме с начала января 1942-го по конец марта 1943-го наши войска провели три крупномасштабных наступления, которые успеха не имели.

Об этих сражениях вспоминал писатель Илья Эренбург:

«Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого, столь печального — неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок. В штабах лежали карты с квадратами города, но порой от улиц не было следа».

25 ноября 1942 года началась операция «Марс», которую координировал Жуков. Для предполагаемого разгрома противника он привлек 668 тысяч человек и около двух тысяч танков. В составе ударной группы 41-й армии Калининского фронта, прорвавшей оборону противника в направлении города Белый, находился 6-й Сибирский добровольческий стрелковый корпус, сформированный в мае-сентябре 1942-го из репрессированных советской властью и высланных в Сибирь крестьян.

Постановление Государственного комитета обороны СССР от 11 апреля 1942 года N 1575 предписывало НКВД «призвать в армию 500 тысяч человек, годных к строевой службе из трудпоселенцев». 11 июля 1942 года Омский обком ВКП(б) принял постановление N 223 «О формировании Сталинской добровольческой отдельной стрелковой бригады омичей-сибиряков».

75-я Омская стрелковая бригада вошла в состав 6-го Сибирского добровольческого стрелкового корпуса. В октябре 1942-го корпус отправили на Калининский фронт. В пути к нему присоединилась 91-я стрелковая бригада, сформированная из заключенных трудовых воспитательных колоний НКВД. В списке 2-го стрелкового батальона этой бригады значился красноармеец Александр Матросов.

По официальной версии, 23 февраля 1943 года, в день 25-й годовщины Красной армии, Александр Матросов в бою у деревни Чернушки Псковской области закрыл грудью амбразуру немецкого дзота, чем обеспечил успешное продвижение вперед своего подразделения.

В донесении агитатора политотдела 91-й стрелковой бригады старшего лейтенанта Волкова говорилось: «В бою за деревню Чернушки комсомолец Матросов 1924 года рождения совершил героический поступок — закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается. Подробности доложу по возвращении».

Однако вечером того же дня Волков погиб, и подробности так и остались неизвестны.

В донесении политотдела бригады в политотдел 6-го Сибирского добровольческого стрелкового корпуса отмечалось: «Исключительное мужество и героизм проявил красноармеец 2-го батальона комсомолец Матросов. Противник из дзота открыл сильный пулеметный огонь и не давал продвинуться нашей пехоте. Тов. Матросов получил приказ уничтожить укрепленную точку противника. Презирая смерть, он закрыл амбразуру дзота своим телом. Пулемет врага замолчал. Наша пехота пошла вперед, и дзот был занят. Тов. Матросов погиб смертью храбрых за советскую Родину».

В донесении о безвозвратных потерях 91-й стрелковой бригады за период с 24 февраля по 30 марта 1943 года указано, что красноармеец Матросов 1924 года рождения, член ВЛКСМ, убит 27 февраля и похоронен в деревне Чернушки. Здесь же упоминалось, кому и по какому адресу надо сообщить о гибели: г. Уфа, ДТК НКВД, барак 19, Матросовой (тете).

Судя по этой записи, Сашу кто-то опекал, но для героического мифа лучше подходил круглый сирота. 23 февраля также использовали из пропагандистских соображений, отобрав у парня четыре дня жизни.

19 июня 1943 года Александру Матросову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Отдел НКВД СССР по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью издал директиву от 18 октября 1943 года N 192/1094 «О проведении в каждой колонии собраний, посвященных памяти Матросова и оформлении о нем стенных газет в каждом отряде». В городах именем героя назвали улицы — Тюмень не стала исключением. После войны памятники Матросову установили в Великих Луках и Уфе, сняли о нем художественный фильм, издали книги. Действительные подробности жизни и гибели 19-летнего парня в них не упоминались.

Инициатором зачисления красноармейца Матросова навечно в списки части и присвоения 254-му гвардейскому полку 56-й гвардейской Смоленской Краснознаменной стрелковой дивизии имени героя считается командующий Калининским фронтом генерал-полковник Eременко, который в августе 1943 года встречался со Сталиным во время его поездки на фронт и убедил Верховного Главнокомандующего сделать подвиг Матросова известным всей стране.

Но генерал Eременко не знал, что Сталин не доверял мобилизованным на войну «спецдобровольцам». Не случайно оперативное управление Генерального штаба в ежедневной сводке отдельным разделом отмечало боевые действия 6-го Сибирского добровольческого корпуса. Когда Сталину доложили о подвиге Матросова, Верховный Главнокомандующий по тексту донесения написал синим карандашом: «Боец — Герой! Корпус — Гвардейский!» Соединение переименовали в 19-й гвардейский Сибирский стрелковый корпус: 150-я дивизия стала 22-й, а 91-я бригада — 56-й и 65-й гвардейскими дивизиями.

К этому времени, как вспоминает проживающий в Ялуторовске ветеран 75-й Омской стрелковой бригады Д.Д. Карманов, «… потери бригады составляли 90% личного состава. В январе-феврале 1943 года она вела бои возле г. Локня, а в марте участвовала в освобождении г. Белый».

…Окружить и разгромить противника между Ржевом и Вязьмой советским войскам не удалось. Некоторые части Калининского фронта сами оказались окруженными — 74-я Алтайская стрелковая бригада погибла полностью. В послевоенных мемуарах маршал Жуков неохотно вспоминал о причинах своего поражения. Eго защитники, ссылаясь на воспоминания генерала НКВД Судоплатова, утверждают, что Сталин делал решающую ставку на Сталинградскую операцию, а наступление на Ржев служило целям грандиозной дезинформации германского командования и носило отвлекающий характер.

С этой точки зрения цель Ржевско-Сычевской операции действительно была достигнута. Поскольку Жукова обо всех этих тонкостях намеренно не информировали, то и воевал он всерьез, добросовестно теряя в лобовых атаках на укрепленные позиции противника в лесисто-болотистой местности и сложных погодных условиях до 10 тысяч убитыми и ранеными в сутки.

У современных историков утверждение Судоплатова о неинформированности Жукова вызывает сомнение: как-никак он являлся первым и единственным заместителем Верховного Главнокомандующего, то есть в военной иерархии занимал второй пост после Сталина. Немцы же, напротив, сконцентрировав свои ограниченные силы на обороне опорных пунктов, смогли не только отразить наступление, но и окружить основные советские соединения.

Командир взвода, в котором воевал красноармеец Александр Матросов, лейтенант Королев так описал во фронтовой газете подвиг своего подчиненного:

«…Он подбежал к дзоту и упал на амбразуру. Пулемет захлебнулся кровью героя и умолк». Пропагандистская метафора Королева превратилась в реальность.

2 марта 1943 года «захлебнувшиеся нашей кровью» немцы взорвали мост через Волгу, оставили Ржев и отошли на новые оборонительные позиции. Кровопролитная битва за Ржев, в которой погибли десятки тысяч тюменцев (в их числе недоучившиеся курсанты тюменских военно-пехотных училищ), закончилась.

Александр Петрушин, «Тюменский курьер», 22 февраля 2013 г.

***
фото: Александр Матросов;Памятник Матросову в Уфе;;Улица Александра Матросова.;;Памятник Александру Матросову в городе Великие Луки (работа скульптора Евгения Вучетича).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта