Вдвое сократить смертность в ДТП — реально?

Мы должны сформировать четкое понимание: нарушать ПДД — стыдно, говорит начальник областной автоинспекции Андрей Миллер. Это должно стать такой же социальной нормой, как, например, неприемлемость курения в присутствии детей.
Об этом говорили на пресс-конференции, посвященной старту социальной компании за безопасность дорожного движения.
Автоинспекция делает ставку на работу с подрастающим поколением, ведь сегодняшние первоклассники через десять-пятнадцать лет станут основными участниками дорожного движения, рассуждает Миллер.
Инспекторы проводят беседы в школах и детсадах, раздают светоотражающие брелоки и подвески, объясняя детям, что это не просто какой-то аксессуар, а средство пассивной безопасности. Правильно расположенный светоотражатель делает пешехода заметным на расстоянии 150-200 метров, что дает водителю драгоценные секунды для реакции.
Однако наличие светоотражателя на одежде не снимает с пешехода ответственности. «Правила четко требуют: перед выходом на проезжую часть убедиться в безопасности. К сожалению, многие пренебрегают этим простым правилом», говорит Миллер.
Регион ставит перед собой амбициозную цель: к 2036 году сократить смертность в ДТП вдвое. Для этого разработан комплексный подход, включающий совершенствование дорожной инфраструктуры -оптимизацию освещения, модернизацию пешеходных переходов, дорожной разметки.
Продолжается также профилактическая и воспитательная работа.
ГИБДД — не панацея, подчеркивает Андрей Миллер. Никакие штрафы и рейды не заменят личной ответственности каждого участника движения. Когда взрослый переходит дорогу в неположенном месте, он не просто рискует собой -он показывает дурной пример детям, формируя опасные модели поведения на десятилетия вперед.
Начальник ГИБДД резюмировал: безопасность на дорогах требует не только административных мер, но и изменения сознания каждого гражданина. Только когда соблюдение ПДД станет такой же естественной потребностью, как, например, мытье рук перед едой, мы сможем говорить о реальных изменениях к лучшему.
Александр Исаков, начальник управления транспорта и дорожного хозяйства Тюменской области, раскрыл масштабный замысел предстоящих преобразований. «Представьте себе пазл из 19 тысяч 344 километров дорог, — начинает Исаков. -Каждый метр этой гигантской мозаики требует нашего внимания -1117 км федеральных трасс, 8600 км региональных, 600 км местных дорог. Эти не просто цифры — это маршруты, по которым ежедневно идут наши дети, едут наши родные».
— Вы когда-нибудь задумывались, почему на загородной трассе переход выглядит иначе, чем в городе? — спрашивает Исаков. -На скорости 90 км/ч водитель должен увидеть пешехода за 150-200 метров. Поэтому каждый из 23 новых переходов, построенных в прошлом году, — это сложный инженерный проект с особым освещением, а дополнительные 22 километра освещенных участков — это сотни спасенных жизней!
Проведите эксперимент: выйдите ночью на улицу и посмотрите на пешеходов, предлагает Исаков. Темная одежда делает человека практически невидимым. А теперь представьте, что у него на рукаве или рюкзаке есть светоотражающий элемент. Разница по видимости — в пять раз. «В целых пять раз между жизнью и трагедией!» — восклицает Александр.
Он признается, что иногда специально ездит на работу разными маршрутами, чтобы посмотреть, как люди переходят дорогу, как дети идут в школу. Где нужно поставить дополнительный фонарь, расширить, может быть, тротуар…
Когда взяла слово начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения управления Госавтоинспекции УМВД России по Тюменской области Анжела Борисова, в зале отеля «Восток», где шла пресс-конференция, воцарилась тишина. 172 ДТП, 186 травмированных детей, четверо погибших. Каждая из этих цифр -оборванное детство, искалеченная семья, боль, которая никогда не пройдет. 70 аварий за один месяц — это два с лишним ДТП с детьми ежедневно, 48 детей-пешеходов получили травмы, из них 18 — на пешеходных переходах. Современные дети стали мобильнее -это факт. Но цена такой мобильности оказалась непомерно высокой: 46 пострадавших детей-велосипедистов и водителей мопедов.
Семь ночных ДТП в этом году с участием детей пешеходов. И все эти дети — без светоотражателей. «Мы десять лет бесплатно раздаем эти спасительные брелоки, — говорит Борисова, — но некоторые родители не следят, чтобы дети их носили».
70% ДТП происходят по вине водителей. «Взрослые, опытные люди гробят детей — добавляет Анжела Борисова. — Каждый десятый ребенок перевозится без автокресла. Два погибших в прошлом году могли бы праздновать свои дни рождения, если бы не преступная халатность родителей… Мы изготовим 150 тысяч памяток, — завершает Борисова. — Но бумага не остановит машину. Только наша общая гражданская позиция может изменить эту статистику».
Главный внештатный специалист ортопед-травматолог детского возраста областного департамента здравоохранения Алексей Прокопьев также начал со статистики: «250 человек в сутки — именно столько пациентов поступает в травмпункт больницы N 2. Среди них — 150 детей. В год это 41 тысяча детских травм и 121 тысяча взрослых. После ДТП многие дети уже никогда не будут здоровыми. Переломы, черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника — есть травмы, после которых ребенок уже никогда не сможет ходить, бегать, жить полноценной жизнью. И самое страшное — многие из этих трагедий можно было предотвратить. Родители, вы -главный пример. И иногда — главная причина трагедии».
Прокопьев жестко, но справедливо указывает на проблему: «Eсли мама с папой перебегают дорогу на красный или в неположенном месте, ребенок запомнит это. Он не будет слушать учителей или инспекторов ГИБДД — он будет повторять за вами. И однажды это может стоить ему здоровья или жизни. После тяжелых ДТП дети проходят через множество операций, болезненных процедур, психологических травм. Некоторые остаются инвалидами. И самое страшное — осознавать, что этого могло не быть, если бы водитель сбросил скорость, если бы родители купили автокресло, если бы пешеход надел светоотражатель. Профилактика — это не лекции, а спасенные жизни, — резюмирует Прокопьев. -Мы можем снизить эти страшные цифры. Но для этого каждый должен начать с себя».
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото:
