X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Это не новая я

Алина описывает свою жизнь как обычную. Она никогда не задумывалась, что ее поведение или мышление как-то выходят за рамки. Но в 27 лет ей диагностировали аутизм. И представьте, на мой вопрос, как это изменило ее жизнь, она ответила: никак.

— Мое детство было спокойным и в то же время немного одиноким. У меня нет братьев и сестер, родители старались дать мне все необходимое, но работали, поэтому я оставалась одна дома с книгами и музыкой, — рассказывает Алина. -С ранних лет я замечала, что мне сложно поддерживать разговор с ребятами во дворе, я не понимала, как заводить друзей. Да, я чувствовала, что отличаюсь: не умела шутить, не понимала, почему детям интересна одна и та же игра, догонялки не любила. Но при этом я думала, что просто это мои особенности, а не болезнь.

Родители думали, что дочь интроверт, учителя отклонений не замечали: Алина училась хорошо. С одноклассниками было сложнее: девочка не умела отстаивать свою точку зрения, не понимала, как отвечать на колкости. Первая настоящая подруга у нее появилась только в десятом классе.

В университете стало легче, девушка считает, что это связано со специальностью, на которой она училась — графический дизайн. Ребята с открытыми взглядами и среда помогли Алине раскрыться, легче общаться с людьми. К тому же ее зацикленность на деталях регулярно помогала ее работам побеждать в конкурсах и попадать на выставки, так что преподаватели тоже ее очень поддерживали.

— В целом, я считаю свою жизнь абсолютно обычной и вполне счастливой. Я никогда и не планировала проверяться на аутизм, но так вышло, что в прошлом году у меня был стресс на работе, я обратилась к психологу, а затем и психиатру, последний как раз назначил тесты на аутистические черты, — говорит Алина. — Когда поставили диагноз, я первое время вообще не могла в это поверить, почему-то думала, что сейчас меня поставят на какой-нибудь учет, запретят работать и выходить замуж. Но нет, врач мне объяснил, что раз я не чувствую никаких серьезных отклонений, то никаких таблеток не нужно.

Ситуация, когда взрослым людям ставят аутизм, на сегодняшний день не редкость. Причин несколько: раньше считалось, что аутизм выявляется в детском возрасте, и врачи обращали внимание прежде всего на выраженные задержки речи и явные нарушения коммуникации. Современные же критерии (DSM-5, МКБ-11) расширили понятие аутистического спектра: теперь учитываются даже трудности в расшифровке эмоций, специфика сенсорного восприятия (чрезмерная чувствительность к свету, звукам или прикосновениям) и узконаправленные интересы. Ну и, конечно, сегодня существуют хорошо проверенные методики взрослой диагностики (например, ADOS-2, AQ (Аспергер-шкала), RAADS-R). Их могут проводить психиатры, клинические психологи. Eсли у человека накопился багаж недоразумений в отношениях, хроническая усталость от социальных взаимодействий и ощущение непонимания, он может обратиться за диагностикой — и получить ответ.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта