X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

На солнце, вдоль рядов кукурузы

Дамира Юсупова мир узнал 15 августа 2019 года. В тот день командиру авиалайнера А321 пришлось совершить экстренную посадку на подмосковном кукурузном поле после отказа обоих двигателей, сохранив жизнь всем 233 пассажирам на борту. Сам Дамир спокойно и вдумчиво рассказывает об этом как о трудностях, которые выпали на долю его экипажа. Во вторник региональное отделение общества «Знание» организовало встречу с Героем России.

Дамир родился в Игарке Красноярского края, где его отец-летчик водил вертолеты и часто брал сына в полет. Сидя рядом с папой в кабине Ми-8, Дамир полюбил небо, полюбил авиацию. В четырехлетнем возрасте он твердо решил тоже стать пилотом.

Однако путь к мечте оказался нелегким. После школы Дамир попытался поступить в летное училище, но на медкомиссии возник неожиданный барьер: юноше не удалось прочитать последнюю строчку в таблице окулиста. Дамир пошел учиться на юриста, завел семью, несколько лет работал по специальности в городской администрации Сызрани. Но каждый раз, когда он видел пролетающий самолет или смотрел фильм об авиации, у него, по его словам, «начинало биться сердце, накатывали эмоции, возвращались воспоминания детства».

В начале 2000-х Юсупов пришел с семьей на авиашоу, где в небо поднимались «Русские витязи» и «Беркуты». И решил во что бы то ни стало исполнить детскую мечту. Наперекор скептикам 32-летний Юсупов поступает в гражданское летное училище в Бугуруслане.

— Многие крутили пальцем у виска, мол, какой из меня пилот в этом возрасте? Даже отец говорил, что уже поздно — признается Дамир. — Но я решил: лучше попробовать, чем потом всю жизнь жалеть.

Сначала Дамир работал в авиакомпании «Уральские авиалинии», а затем, после дополнительного обучения, стал командиром воздушного судна. Именно через год после назначения командиром с ним и произошла та самая история, прославившая его во всем мире.

Утром 15 августа 2019 года рейс U6-178 вылетел из аэропорта Жуковский по маршруту Москва-Симферополь с 226 пассажирами и семью членами экипажа.

— Многие семьи с детьми летели на отдых в Симферополь. В баке было 16 тонн топлива — почти полная загрузка, а взлетный вес лайнера был максимальным. Через несколько мгновений после отрыва от полосы самолет столкнулся со стаей чаек. Казалось, их было около пятидесяти, выглядит как облако птиц. Оба двигателя были повреждены и частично потеряли тягу до значения ниже тяги одного исправного двигателя в режиме взлета. Из-за того, что наше внимание отвлекли птицы, мы забыли убрать шасси, — вспоминает Юсупов.

Ольга Игнатова

Левый двигатель практически сразу потерял тягу, у второго мощность упала примерно на 20%. В кабине пилотов тут же завыла сигнализация, замигали аварийные индикаторы. Самолет начал резко терять высоту. Отказ одного двигателя — серьезная, но не критическая ситуация; авиалайнеры рассчитаны лететь и на одном моторе. Но одновременная потеря тяги в обоих двигателях — это уже крайний случай.

В эту секунду, по словам командира, не было времени на размышления или страх: вернуться на аэродром было уже невозможно — точка невозврата пройдена. На высоте всего около 50 метров, фактически сразу за границей аэродрома, Юсупов принимает единственное верное решение: сажать самолет прямо по курсу, на ближайшее открытое пространство -поле с кукурузой. От взлета до приземления прошло всего 93 секунды. Посадка получилась жесткой: брюхо авиалайнера вспахало подмосковную пашню, но фюзеляж остался цел. Возгорания не произошло, хотя баки были полны керосина, а корпус при ударе о грунт частично разрушился.

«Посадка была жесткой — мы скользили по грунту около 300 метров и вскоре остановились, отключилось электричество, наступила звенящая тишина», — вспоминает летчик. Затем салон взорвался криками — люди осознали, что произошло. Экипаж действовал четко по инструкции: бортпроводники мгновенно организовали аварийную эвакуацию на надувных трапах. Пассажиры, а некоторые даже с младенцами, покидали лайнер, проваливаясь по колено в мокрую вспаханную землю, но самое главное — все остались живы и без серьезных травм. Впоследствии специалисты и коллеги-пилоты не раз сказали, что успех этого «чуда на кукурузном поле» — результат профессионализма и хладнокровия экипажа.

Дамир признался, что во время этих драматических секунд не думал о худшем: «С жизнью я не прощался, маму, папу, жену и детей не вспоминал, время не замедлялось, жизнь картинками передо мной не проносилась». Он подчеркивает: страх — это реакция, но летчиков учат справляться с ним. Eще в училище будущим пилотам прививают навыки выдержки, регулярные тренировки на авиатренажерах готовят ко всему, что может произойти в воздухе.

— Важно не растеряться и делать то, чему тебя обучили, — говорит Юсупов. Именно так и действовал экипаж в эту минуту: максимально собранно, четко, без лишних слов. В кабине царила тишина — ничего из того, что показывают в драматических фильмах. Eдинственное, после посадки первой мыслью было позвонить жене, пока она не узнала обо всем из новостей. «Мой телефон разбился, но у второго пилота уцелел. Поэтому мой вам совет: знайте наизусть телефоны близких! Быть с ними на связи в самых экстремальных условиях и не заставлять их лишний раз переживать».

Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин были удостоены звания Героев Российской Федерации. Однако сам летчик говорит, что главная награда для него — это спасенные жизни пассажиров. К слову, у них до сих пор есть групповой чат, а 15 августа они отмечают как второй день рождения.

Вскоре Юсупов вернулся к летной работе, вновь сел за штурвал — сначала с инструктором, затем самостоятельно. Спустя почти шесть лет Юсупов признается: он не считает себя особенным, а к званию Героя России относится как к доверию, которое по сей день оправдывает активной общественной деятельностью.

— Ничего героического не сделал — просто выполнил то, что должен. Где-то пришлось действовать вопреки инструкции, но именно эти действия помогли спасти людей, -убежден пилот.

История Дамира Юсупова уже получила отражение в искусстве. Весной 2023 года на экраны вышел художественный фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы», основанный на событиях августа 2019 года. Роль командира экипажа исполнил актер Eгор Бероев, а сам Юсупов участвовал в создании картины в качестве консультанта. Он признался, что для него было крайне важно передать действительность.

Сегодня Дамир Юсупов продолжает водить пассажирские самолеты -и одновременно делиться опытом с теми, кому это может быть полезно и вдохновляюще. Герой России стал федеральным спикером просветительского общества «Знание» и в свободное от основной работы время ездит по стране. Он встречается со школьниками, студентами, молодыми пилотами, отвечает на вопросы о профессии и жизни. Каждой такой беседой Юсупов старается показать: мечта, даже отложенная на годы, — достижима, страх — преодолим, а главные ценности просты. Eго история про то, как любовь к небу и упорство способствовали невозможному.

Ольга Игнатова

Ольга Игнатова

***
фото: Дамир Юсупов;Аварийная посадка (фото gornovosti.ru).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта