X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

На сабантуй с баурсаком и в лаптях на каблуках

Eдете вы себе спокойно 28 июня по улице Щербакова, как вдруг прямо с дороги видите огромный… чайник. К нему стремятся сотни людей, звучит задорная музыка. Это не мультивселенная, так в субботу отмечали «Сабантуй».

Народный татарский и башкирский праздник исторически посвящался окончанию весенних полевых работ. История у него древняя, о торжестве еще в 921 году упоминал исследователь Ибн Фадлан. Сабантуй не привязан к конкретной дате: прежде ее определяли старейшины, а сейчас этим занимаются региональные власти. Причем, говорят, первоначально его отмечали с наступлением весны и началом полевых работ, а не с их окончанием.

Древнейшая традиция сабантуя — дарение, которое символизировало продолжение рода, плодовитость скота и плодородие земли. Перед праздником юноши, которых называли «бирне жыючы», «солге жыючы», собирали подарки: белые полотенца с вышивкой, платки, яйца. Главным даром был баран, которого подносили батыру — воину, имевшему особый почетный титул. Дань этой традиции отдали и в субботу: почетные гости тюменского праздника вручили подарки самому маленькому и самому старшему гостю (аксакалу), а также самой молодой семейной паре.

О масштабах празднования ходят легенды, да так, что в народе любое пышное празднество стали называть сабантуем. И праздник в День молодежи оправдал все ожидания, раскинувшись по всему Заречному парку. Гостей встречали декоративные ворота, расписанные национальными узорами, по сторонам которых задорно улыбались надувные фигуры: Апа (тетушка) и Абый (дядюшка). Прямо на ходу горожане изобрели сами себе традицию: проходили через ворота и загадывали желания.

От изобилия развлечений, красок и запахов угощений буквально кружилась голова, но первым делом я пошла знакомиться с почетными гостями из Тукаевского района Республики Татарстан. Их делегация в Тюмени на сабантуе уже четвертый раз, и, по заверениям гостей, они начали готовиться к поездке за полгода. Это было заметно: гости привезли выставочное подворье с телегой, стогами сена, великолепными костюмами. Только об одном сильно переживали — не нашли лошади, чтоб в телегу запрячь.

— У вас очень дружный народ, прямо видно, как местные татары берегут традиции, как скучают по родному празднику, — говорит Ризида из Тукаевского района. — В прошлом году лил дождь, а вам хоть бы что, участвовали в соревнованиях, танцевали. У нас в Татарстане все бы уже домой разбежались. И народу сегодня очень много, не только татары, видно, что люди интересуются, много спрашивают о культуре и традициях наших.

Особое место на выставке занимают лапти ручной работы, их изготавливает мастер Сайетнур, но не для продажи. Сам он агроном, а ремеслу обучился в доме культуры, причем к делу относится придирчиво, полностью отрицая синтетическое волокно для своих лаптей. Использует натуральную липу, с веток снимает кору, замачивает в теплой воде, пока древесина не начнет распадаться на волокна. Снимает черный налет и режет ветки на тонкие полоски. Плетение одной пары может занять месяц. Чтобы было удобно ходить в любую погоду, Сайетнур приделывает подошву с каблучками.

Из Татарстана привезли множество красивейших изделий. В числе делегации приехала и Марина Гончарова, которая придает вполне современным заводским сумкам аутентичный вид с помощью вышивки. Увлеклась она этим недавно, когда удалось купить вышивальную машину. Но чего она не ожидала, так это колоссального спроса на свои изделия, ведь аксессуары и украшения с национальными узорами сейчас действительно модны, особенно когда они органично вплетены в современные вещи.

— Я стараюсь изучать историю узоров, что-то нашла в интернете, потом все чаще стала приходить в библиотеку за знаниями, -говорит Марина. — Я работаю в Доме дружбы народов «Родник». Прознав о моем увлечении, коллеги из марийской, чувашской, мордовской общин стали обращаться с просьбами разработать и им узоры вышивок, так что сейчас изучаю и их.

Изида продает красочные тюбетейки, которые делают ее воспитанники из коррекционной школы.

— Основное место у нас занимает, конечно, цветочный орнамент -розы, тюльпаны и ромашки. Тюльпан символизирует возрождение, весну и красоту. Роза — стремление к новым достижениям, ромашка -нежность и семейное счастье. Также можно увидеть много листиков с завитушками, это символ рода, родового дерева. Зигзагообразные и волнообразные элементы символизируют землю и воду. И конечно, у каждого мастера есть и просто декоративные элементы, ведь в первую очередь это творчество и самовыражение.

Цвет тюбетейки тоже говорит о многом, например, о возрасте владельца: темные спокойные цвета носили взрослые и пожилые мужчины, а молодые люди предпочитали яркие головные уборы с контрастной вышивкой. Зеленый цвет символ мира, желтый — богатства, красный — любви.

Ну и конечно, куда без угощений? В ряду прилавков с татарскими вкусностями я нашла чак-чак и медовые соты, и кыстыбый, пироги с ягодами, фруктами, мясом…

— Мое любимое блюдо — губадия, — говорит Зухра Базировна, — в основу кладут корт, или красный творог, который получает такой оттенок благодаря долгому вывариванию с сахаром. Затем рис, сушеные фрукты, сливочное масло и яйцо. Сама люблю татарскую кухню и вся семья моя, даже дети, любому фастфуду предпочтет домашние блюда.

Отдельного внимания удостоился баурсак, его приготовлению посвятили мастер-класс. Казалось бы, небольшие кусочки теста, обжаренные во фритюре, которые могут быть сладкими или нет. В зависимости от региона и рецепта, баурсаки могут отличаться по форме, размеру и вкусу. Их часто подают к чаю, к основным блюдам, а также используют в качестве угощения на праздниках. Стоит отметить, что технология изготовления баурсака в Тюменской области включена в региональный реестр нематериального этнокультурного достояния.

После прогулки по всем палаткам с угощениями прямая дорога к спортивным площадкам. На Сабантуе прошел XV Всероссийский открытый турнир по силовому экстриму «Арангул-батыр». Президент федерации силового экстрима Тюменской области Хусаин Арангулов рассказал, что десять сильнейших посоревнуются в дисциплинах: кантовка бревна, бег с коромыслом, поднимание 90-килограммовых мешков, поднимание бревна, становая тяга и перенос телеги со зрителями, удержание 30-килограммовой булавы.

Пока за звание батыра боролись профессиональные спортсмены, все желающие могли посоревноваться в армрестлинге, поднятии гири, национальной игре «Милле уенар» («разбей горшок»), перетягивании палки, беге с яйцом в ложке, беге с ведрами на коромысле, национальной борьбе на поясах корэш.

Для любителей более спокойного способа переварить баурсаки было много мастер-классов: по тамбурной вышивке, по изготовлению текстильных бус и цветов «йо-йо».

ФОТО ОЛЬГА ИГНАТОВА

***
фото: Чингиз;Битва на бревне;Ансамбль Шитир-шатыр;Гульшат.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта