Разговор у подъезда

Что, Геннадий, опять спортом пошел заниматься? Иди, иди! А ты, баба Зоя, с дачи? Баба Зоя бурчит что-то невнятное, ковыляет к подъезду и просит помочь ей открыть дверь — а то руки заняты котомками.
Бабе Зое девяносто, а топать на четвертый этаж. Ничего, говорит ее соседка Александра Дмитриевна, баба Зоя крепкая! Александра Дмитриевна живет в доме на улице Фурманова с момента его заселения и знает всех. Я на это и рассчитывала, когда подошла. Хотела спросить, не речники ли строили эту пятиэтажку для своих сотрудников, ведь рядом сплошь «речные» улицы — Водников, Пристанская, Пароходская… Но Александра Дмитриевна сказала — нет, этот дом обувной фабрики. Она сама, правда, к фабрике не имела отношения, а работала в гостинице «Восток», и в этой гостинице какое-то время жил директор завода АТЭ с семьей. С женой директора Анна Дмитриевна подружилась, и директор предложил ей место на заводе. Там она и проработала почти двадцать лет.
А сама Анна Дмитриевна из Мордовии. «Деревенская девчонка», -говорит она про себя и вспоминает, как бабушка заставляла их, внуков, окучивать картошку. Будила рано и выгоняла на огород. А дети укладывались в междурядья и снова засыпали. Но бабушка была не промах, она подзывала собачку Дамку и командовала: ищи! Так детей было проще всего обнаружить. Ну, и доставалось же им за обман и безделье!
Мы проговорили два часа на очень разные темы. Муж ее дважды кричал с балкона, что пора бы уже обедать! А Александра Дмитриевна рассказывала, что раньше во дворе был овраг, по которому вода стекала в Туру; потом его засыпали и построили многоэтажки. И что теперь жители этих многоэтажек расстраивают Александру Дмитриевну. Дети ломают качели на детской площадке, а собачники портят клумбу у подъезда. Не сами собачники портят, а их собаки, которых хозяева пускают на клумбу справлять нужду. Вообще моральный облик сограждан, судя по всему, оставляет желать лучшего. Родители детей не воспитывают, их воспитывают гаджеты. Отсюда и результат. Пытаюсь переубедить ее: хулиганов, топчущих цветы и ломающих качели, было и в советское время предостаточно. Жизнь стала лучше, а люди остались такими же, рассуждаю я. Но, кажется, не убедила. Как не убедила ее сфотографироваться для газеты. Поэтому вот вам пустой снимок клумбы. Сами мысленно нарисуйте рядом Александру Дмитриевну в седых кудряшках.
Очерк Галины Жениховой о Дмитрии Фурманове, в честь которого назвали улицу Фурманова, читайте на стр. 3.
ФОТО EВГEНИЯ ГОЛЬДБEРГ
***
фото:
