X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Янарыш означает возрождение

30 июня глава города Максим Афанасьев подписал распоряжение о присвоении имени улице Азата Сагитова. Эта первая улица в Тюмени, носящая имя журналиста. Вернее, это будет улица — пока что она есть только на карте: прочерчена в районе коттеджной застройки Казарово параллельно улице Тимофея Несговорова.

История татарской прессы Сибири мало исследована, тем не менее первоначальные сведения можно по крупицам найти в книгах кандидата исторических наук Изиля Гарифуллина, многие годы работавшего в идеологическом отделе Тюменского обкома КПСС. В 1922-1923 годах мусульманской секцией Тюменского губернского комитета партии издавалась газета «Юксыллар чаткысы» («Искры пролетариата»). В 1924-1932 годах, когда Тюменский, Тобольский и Ишимский округа входили в Уральскую область с центром в Свердловске, татарское население края выписывало областную газету «Коммунист», в 1925 году переименованную в «Сабан эм чукеч» («Плуг и молот»), а в 1930 году — в «Социализм юлы» («Путь социализма»). Кроме местных газет, среди татарского населения края распространялись центральные издания на татарском языке, привлекавшие рабселькоров из числа местных жителей. В 1924 году только Чернаковскому (ныне Вагайскому) району на собрании активистов было решено рекомендовать корреспондентами газет «Эшче» и «Игенчелэр» 20 человек.

В тридцатые, когда Тюмень входила в Омскую область, среди татарского населения края распространялась газета на татарском языке «Сталин юлы» («Путь Сталина»). Тюменская газета «Красное знамя» периодически выпускала приложения на татарском языке. В Eмбаево на татарском языке выходила многотиражная газета на стеклографе.

Таким образом, по данным Изиля Гарифуллина, в 1932 году в Уральской области на языках татар и башкир издавалась 31 газета, в том числе одна областная, две окружные и 28 районных. В 1932 году тираж областной татарской газеты «Социализм юлы» составлял 12800 экземпляров, а рабселькоров у нее было около 20 тысяч.

В послевоенный период в течение семи лет (1956-1963) в Тобольске издавалась татарская газета «Ленин юлы» («Путь Ленина») тиражом около тысячи экземпляров. В эти годы в Тобольском пединституте работали молодые преподаватели из Казани Фарит Миргалимович Хатипов (основатель газеты «Ленин юлы»), Азат Гилжмутдинович Ахмадуллин, Габ-дулхай Хурамович Ахатов, Гумер Фаизович Саттаров; их заметки и статьи повышали авторитет газеты среди молодых читателей, студентов.

В 1989 году в области проживало более 250 тысяч татар. В первые годы перестройки, учтя просьбы татарского населения, президиум областного Совета народных депутатов 13 августа 1990 года принял постановление об издании областной газеты на татарском языке. Так появилась газета «Яцарыш» («Возрождение») — четырехполосная половинного формата газеты «Правда» с периодичностью выхода 52 раза в год. Редактором ее назначили Азата Сагитова, и уже 15 сентября вышел первый номер этой газеты.

Азат Гиззатович Сагитов родился 15 декабря 1940 года в небольшой деревне Уба (Алга) Тобольского района. После первой мировой войны сюда из Поволжья в поисках хороших пахотных угодий пришли четыре брата. Сначала им дали земельный участок в Заболотье на территории Нижнетавдинского района между деревнями Кускургуль (Кысыргул) и Eманаул (Йаманавыл). Но на болотах хлеб вырастить невозможно, и в поисках лучшего они набрели на малолюдную старинную деревню Уба. Здесь «лучший человек» по имени Салих разрешил прибывшим поставить дома, но кладбище попросил устроить в отдельном месте. Позднее к ним присоединились другие семьи казанских татар.

Отца будущего редактора газеты «Яцарыш» звали Гиззатулла Гафиятуллович Сагитов. Гиззат Сагитов родился в 1905 году в деревне Ындырчы Апастовского района Казанской губернии. Любознательный мальчик научился русскому языку в соседней деревне, получил среднее образование, уже в 1924 году принят на службу в «силовые структуры». В 1926 году вступил в ряды ВКП(б). В 1934-38 годах служил в НКВД — комендантом в пересыльном лагере Тюмлаг. Перед войной назначен начальником планового отдела в Байкаловском райкоме партии. Женился на учительнице начальных классов Гыйшкижамал Харисовне, родил сына.

Когда Азату было шесть месяцев, его отец был призван на войну. И не вернулся. Долгие годы жизни уже взрослый сын посвятил поискам информации о своем отце, и только в 1975 году пришел ответ из Министерства обороны СССР, что младший политрук Сагитов Гиззат Гафиятович, политический руководитель роты 874 стрелкового полка, умер от ран 16 июня 1942 года и похоронен на Троицком кладбище станции Бологое Ленинградской области.

По воспоминаниям родственников, Гиззат Гафиятович был высокий, статный красавец, всегда ходил в форме, в фуражке, в начищенных до глянца хромовых сапогах. Он жил в Тюмени на улице Ленина, 20, в двухэтажном доме, ездил на паре белых лошадей, запряженных в тарантас. Домашние дела вела кухарка по имени Сатира, жившая в том же доме.

После гибели мужа Жамал-апа снова вышла замуж, за фронтовика Салима Юмачикова. Так у Азата появились сестренка и трое братьев.

Окончив школу, Азат стал студентом филологического факультета Тобольского пединститута русско-татарского отделения. Заслуженный учитель РФ Рашида Курмановна Бакиева, его сокурсница, описывает товарища так: «…Прекрасно пел, участвовал в художественной самодеятельности, хорошо учился, посещал кружок любителей русского языка и поэзии, который вела знаменитая на всю область родоначальница педагогической династии Фатима Гайнанутдиновна Гали-Акберова. Eще будучи студентом, начал печататься в татарской газете «Ленин юлы», выходившей в Тобольске. В 1961 году талантливого студента приняли на работу в «Ленин юлы» собкором». Вот где начало оттачиваться его журналистское мастерство!

После диплома Рашида Курмановна поехала учительствовать в Вагайский район, а Азат Гиззатович остался в Тобольске учителем русского языка и литературы в школе № 5. Спустя несколько лет он перешел на работу в Байкаловскую школу-интернат, а позже возглавил ее.

Проработав четверть века в образовательных учреждениях Тобольского района — учителем, завучем, директором Прииртышской средней школы, инспектором районо, директором СПТУ-4, — Азат Гиззатович получил предложение возглавить редакцию газеты «Яцарыш».

Азату Гиззатовичу Сагитову судьба отвела 15 лет жизни для того, чтобы организовать, поставить на ноги свое главное и любимое детище — газету. Сумел создать спаянный, грамотный, трудоспособный, талантливый коллектив, который не только профессионально выполняет свои обязанности, но и прививает любовь к татарскому языку, рассказывает о людях, обычаях, исторической общности татар, помогает укреплять дружбу между народами, воспитывать в молодежи любовь к родному краю и Отечеству.

Как педагог Азат Сагитов придавал первостепенное значение вопросам морали и воспитания. Eго публикации на эту тему всегда проникновенны, читаются легко, в них много фактического материала, они пропитаны любовью к людям. Культура, национальные и религиозные праздники также всегда находили отражение на страницах газеты; если Азат Гиззатович сам не мог присутствовать на каком-то концерте, то отправлял одного из сотрудников, всесторонне проинструктировав, напутствовав как старший товарищ и большой знаток культурной жизни. Сабантуи, национальные конкурсы и фестивали Азат Гиззатович старался посещать лично, и на страницах газеты появлялись его обзорные и обширные репортажи и корреспонденции.

Сагитов в совершенстве знал татарскую и русскую классическую и современную литературу. Благодаря этому на площадке газеты возникло литературное объединение «Эдэби Томэн» («Литературная Тюмень»). Азат Гиззатович редактировал книги писателя Якуба Занкиева, лауреата премии имени Габдуллы Тукая, а также сборники стихов местных поэтов.

В 2000 году на первом областном фестивале СМИ Азат Гизатович был удостоен диплома лауреата в номинации «Редактор года», что стало признанием его вклада в развитие тюменской прессы.

Вторым его детищем после газеты стала книга «Бирешмэ, сакланы газетаны!», увидеть которую ему не довелось.

История такая. По приглашению Азата Гиззатовича в конце января 2004 года в Тюмень из Казани приехали татарские поэты Рафис Корбан, Газинур Морат, Шавкат Гадельша. Они предложили ему вступить в Союз писателей Республики Татарстан и пообещали дать рекомендацию для вступления при условии, если он издаст собственную книгу.

Азат Гиззатович с энтузиазмом взялся за дело, стремясь успеть к 15-летию газеты «Яцарыш». «Яцарыш» — его боль и радость, бессонные ночи, возвращение к национальным корням, новый уровень мышления и восприятия мира, образ его жизни, состояние его души и сердца. В книгу он решил включить все то, что им было написано за 15 лет. Название книги он взял из письма Якуба Занкиева: «Не сдавайся, сохрани газету!» Сагитов и Занкиев друг друга знали давно, работая на ниве просвещения в Тобольском районе. Якуб Камалиевич был старшим другом, литературным советником и надежным тылом редакции газеты. Много раз он письменно обращался в руководящие органы, помогая сохранить ее финансирование и таким образом отстоять газету.

Книга состоит из следующих разделов и глав: «Настоящая дружба»; «Известные татары»; «Мечети»; «Наша столица Казань»; «Нравственное воспитание»; «Концерты и сабантуи»; «Родной край»; «Общество»; «Мои родители»; «Письма к любимой»; «Активисты прессы — мои друзья». Азат Гиззатович писал обо всех сторонах жизни татарского народа, а также об известных татарах, распространял опыт их жизни. Достойное место в книге занимает также религия, а надо заметить, что Сагитов совершил паломничество в Мекку и Медину и прекрасно разбирался во многих вопросах ислама. Часто бывал в Казани — Всемирный Конгресс татар ежегодно собирал редакторов газет на трехдневные сборы. Редакторы других татарских газет пропагандировали успехи «Яцарыш», а Азат Гиззатович был уважаемым человеком, любимцем журналистов, писателей, поэтов и политиков Казани. Азат Гиззатович стал надежным связующим элементом между Татарстаном и Западной Сибирью. Гости из Казани, Уфы, из других городов всегда приходили в редакцию «Яцарыш», встречались с Азатом Гиззатовичем.

Искусству писать он учился у видных татарских журналистов, прозаиков, поэтов. Газеты и журналы, издаваемые в Татарстане, всегда лежали на его рабочем столе; он искал любую новизну и охотно ее применял в работе. Он мастерски и талантливо приобщал людей к национальной культуре, к обычаям, традициям и религиозным праздникам. Он был просветителем народа, проводником национального духа в массы. Не только словом, но и делом, практикой своей жизни он систематически доказывал свою принадлежность к татарскому народу; учил людей жить достойно и масштабно. При этом первый редактор газеты «Яцарыш» был истинным интернационалистом, не противопоставлял людей друг другу.

Азат Гиззатович учил любить свой родной край, свой аул, свое детство и родную мать. В прошлом он черпал неиссякаемую силу, чувствовал и видел яркую красоту жизни. Он вдохновенно воспевал свой край, тяжелое свое детство, деревенский труд во имя жизни. Он душой и телом оставался деревенским. Самые нежные чувства он испытывал к матери — наверное, потому, что рос без отца. Азат Гиззатович только на несколько месяцев пережил ее. Он до конца жизни заботился о ней, дорожил ею, воспевал ее величайшую любовь.

Как старший из детей, он заботился о младших, старался быть примером во всем для них. Он словно цементировал свой род и был для них кумиром, надежной опорой, источником жизненной силы. Азат Гиззатович трогательно писал о деревне Уба (Алга), где он родился и вырос, и его сыновняя любовь распространяется на необъятные просторы Сибири, на ее луга и реки, на ее леса и болота. Наши корни в земле, в ее красоте и всемогущей силе, считал он.

Азат Гизатович Сагитов жил в Тюмени на улице Орджоникидзе, 7. Ушел из жизни 20 апреля 2005 года на 65-м году жизни. Похоронен на кладбище Решетниково.

В середине декабря, в день рождения Азата Гиззатовича, в областной научной библиотеке прошла презентация книги. Собрались почитатели таланта Азата Гиззатовича, его родные, родственники, друзья и соратники. Выступающие говорили о большом значении книги в жизни татарского народа, о своих симпатиях и любви к редактору. И каждый выступающий говорил о том, какую невосполнимую утрату понес татарский народ со смертью Азата Сагитова.

Вот что вспоминает о педагоге Азате Гиззатовиче Сагитове бывшая его ученица Надежда Торопова: «В Байкаловской школе-интернате я училась с 1967 по 1969 годы. Тогда в школе обучалось 400 учеников. Это были дети-сироты, подростки из малообеспеченных семей.

Педагогов было много, они учили по-разному, но этого учителя забыть нельзя. Азат Гиззатович был умным, добрым, порядочным человеком. Он умел сплотить детский коллектив, настроить ребенка на учебу, подбодрить, вселить уверенность в собственные силы. Он не стремился ограничить самостоятельность мальчишек и девчонок, а изо дня в день добивался, чтобы эта самостоятельность проявлялась в таких делах, которые сами по себе вырабатывали бы в них чувство ответственности за свои поступки.

Будучи сам по природе талантливым человеком, он много внимания уделял развитию и наших творческих способностей. По вечерам часто под руководством Азата Гиззатовича мы разучивали песни и танцы. Потом ездили по селам и деревням с концертами. Помню, как-то летом мы выехали в лагерь «Тахтаир», который находился в бору. Поехали на машине. Была ужасная грязь, и машина забуксовала. Пришлось добираться пешком. Босоногие, грязные, мы добрались до лагеря. Зрители, как ни странно, сидели и ждали нас. В то время летом почему-то не было света и концерт проходил при свечах. Азат Гиззатович выступал вместе с нами. Он исполнял песню «Огонь Прометея»…

Но все же любимым делом Азата Гиззатовича было преподавание литературы. Глубоко знал свой предмет, доходчиво, интересно, эмоционально рассказывал о писателях, литературу он считал неким компасом, с которым легче разобраться в волнующих вопросах жизни. «Азат Гиззатович приобщил многих из нас к великой русской литературе, считая, что с самого детства человек должен жить среди книг, — продолжает Надежда Торопова. — Уроки учителя были нестандартны, они прежде всего воспитывали. Да и сам он словно излучал тепло. Тянулись мы к нему, любили с ним читать стихи. Ровный, спокойный, мелодичный голос, иногда он говорил совсем тихо, и мы боялись пропустить слово. Eго уроки литературы вспоминаю с большой благодарностью».

Азат Гиззатович был компетентен во всех вопросах, которые касались школы: и в хозяйственной деятельности, и в педагогике, и в психологии. Строгость и требовательность сочетались в нем с отзывчивостью и добротой. «Был случай, у нас в интернате умер мальчик. Организацию похорон взял на себя Азат Гиззатович. А на кладбище он стоял у гроба и не мог сдержать слез, они текли у него по щекам», — вспоминает Надежда Торопова.

Любовь к детям, творческий подход к делу позволили А.Г.Сагитову завоевать заслуженный авторитет среди коллег и учеников. В школе-интернате работала его супруга Руфина Романовна, преподаватель иностранного языка. Активная педагогическая деятельность не мешала супругам Сагитовым воспитывать замечательных детей -двух дочерей и сына. Вся жизнь родителей как учителей проходила на их глазах. Дети с малых лет понимали ценность и нужность образования».

«Ярковские известия», 19 апреля 2011 года.

* Х.Ч. Алишина — профессор-консультант кафедры языкознания и литературоведения Тюменского госуниверситета.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Азат в молодости;Азат Гиззатович Сагитов;Ханиса Алишина и Азат Сагитов в редакции газеты «Янарыш»;Будущая улица;Азат Сагитов, Ханиса Алишина, Туфан Миннуллин, Миргазиян Юнусов;Вахит Имамов вручает Алишиной членский билет Союза писателей;Похороны Азата Сагитова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта