X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Космическая одиссея Алексея Леонова

На улице, носящей имя человека, первым вышедшего в открытый космос, ничто не напоминает о звездных далях. Ни мемориальной доски, ни тематического сквера, только ветер гуляет между домами. Кстати, в космосе ветра как раз не бывает.

От центра, если повезет с трафиком, минут двадцать езды. Улица Дамбовская, вы и не заметите, перетечет в Домостроителей, и на большом перекрестке с улицей Западносибирской надо повернуть налево. На улицу Судостроителей. Справа будут кошмарного вида гаражи, а слева новостройки — конечно, нам налево. Четыре бело-сине-зеленых десятиэтажных многоподъездных дома здесь поставил специализированный застройщик «Завод ЖБИ». Внезапно оказываешься на другой планете. Тут очень много места для парковки, очень много детских и спортивных площадок, есть даже памп-трек — там сидят скучные мальчики со смартфонами, рядом валяются самокаты. Ну, может, устали.

Школы, детские сады, больницы и другие радости — все через дорогу.

Жители, кажется, и не подозревают, чье имя носит улица, где они обитают.

— Кого? Леонов, это который «Я Восход-2, я Восход-2», — демонстрирует широту кругозора Гриня, владелец синей «Лады», сосредоточенно ищущий прокол в колесе. И добавляет: «Лучше бы дороги починили».

Женщина постарше вспоминает байку, но путает фамилии: «Леонов в космос летал, а бог его не поймал». Осознав ошибку, смущенно добавляет, что неподалеку есть Гагаринский парк.

Юлия Кононова

Но можно помечтать и представить, как на этой улице появится памятник Леонову с гравировкой: «Алексей Архипович Леонов — дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, летчик-космонавт СССР. Первым в мире совершил выход в космическое пространство, в условиях которого провел 23 минуты 41 секунду, а вне шлюза в открытом космосе — 12 минут и 9 секунд. 18-19 марта 1965 года Алексей Леонов вместе с Павлом Беляевым совершил свой первый космический полет на корабле «Восход-2» в качестве второго пилота. 15-21 июля 1975 года Алексей Леонов вместе с Валерием Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира космического корабля «Со-юз-19» по программе советско-американского космического эксперимента «Союз-Аполлон». Как стены домов украсят масштабные граффити, изображающие космические корабли и далекие галактики. Как арт-объекты, посвященные покорению космоса, станут привлекать сюда туристов.

Но всегда есть какое-нибудь «но». Улица, точнее, ее название вообще могло бы не появиться. Жаркие споры на городской комиссии по топонимике вызвала инициатива назвать одну из новых улиц в честь известного космонавта. Член комиссии, автор «Бессмертного полка» Геннадий Иванов возражал, ведь Леонов никакого отношения к Тюмени не имел. Неужели у нас нет своих героев? Против проголосовали еще трое, двое воздержались. Но 11 человек проголосовали «за». Те, кто увидел в этом решении возможность почтить память человека, внесшего огромный вклад в развитие космонавтики.

Кстати, «леоновский след» в Тюмени есть. Вот что в 2010 году писал об этом «Тюменский курьер».

Говорит Москва

Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! — ликовала страна. Юрий Левитан зачитывал по радио сообщение ТАСС об успешном выходе в открытый космос, выполнении всех поставленных задач и прекрасном самочувствии подполковника Леонова Алексея Архиповича после возвращения на корабль…

Но сначала была Листвянка, небольшая деревня в Кемеровской области, где 30 мая 1934 года появился на свет будущий космонавт. Eго родные обосновались здесь в начале XX века. Минай Яковлевич, дед Леонова по материнской линии, был сослан в Листвянку из Ростова после революции 1905 года. Архип Алексеевич, отец, уроженец Орловщины, трудился шахтером на Донбассе и участвовал в Гражданской войне. Мать, Eвдокия Минаевна, работала учительницей. Архип Алексеевич трудился, построил добротный дом, хозяйство, поставил на ноги детей, а когда начали создавать колхозы, привел на центральную усадьбу села четырех коров, столько же лошадей, двух свиней, 25 овец — словом, все, что имел. Леонов рассказывал, как ругалась мать: «Другие порезали скотину и продали мясо на базаре, а ты в чужие руки отдал нажитое. И что ты получил? У девчонок платьев нет, а ты все сдал в колхоз».

Бабоньки, признавайтесь, кто с меня портки снял?

В 1936 году отца арестовали — по сфабрикованному делу, из-за конфликта с председателем колхоза. Мать осталась одна с семью детьми на руках в возрасте от 2 до 17 лет, да еще беременная — младший Борис родился в 1937 году.

У семьи «врага народа» отобрали все! Мать мигом уволили. «Потом соседям позволили разграбить имущество «врагов народа». Вот что творили земляки! Их ведь никто не заставлял, сами инициативу проявляли. С меня, малыша, штаны сняли, в одной рубашке оставили, а на дворе — зима…», — рассказывал Алексей Архипович. Много лет спустя, когда он приехал в Листвянку, односельчане собрались посмотреть на московскую знаменитость, а он спросил: «Бабоньки, признавайтесь, кто с меня тогда портки-то стянул?» Стояли молча, глаз не поднимая.

Мать уехала в Кемерово к старшей дочери Шуре и ее мужу. На 16 квадратных метрах в бараке 11 человек разместились. В углу стояла голландская печка, которая занимала почти три квадратных мера. «У меня штатное место под кроватью было», — вспоминал космонавт.

Две комнаты в бараке и одна мясорубка на весь район

В 1939 году Архипа Алексеевича оправдали. А еще через год вышел указ о помощи многодетным семьям, и Леоновы получили сразу две комнаты в бараке. «Мы объединили две комнаты, дверь прорубили, и в этом промышленном районе мы стали самой богатой семьей. У нас было целых две комнаты! Да, на 12 человек, но при этом у нас еще были динамик, черный репродуктор и мясорубка. В районе тогда частенько говорили: сходи к тем, у которых мясорубка. В 1965 году, когда объявили о моем полете в космос, соседи передавали новость: «Слышали. В космос полетел! Какой? Да из тех, у которых мясорубка-то была! Одна мясорубка была на район», — не раз вспоминал Алексей Архипович.

А потом началась война. Чтобы достать еды, мальчишки бегали в тайгу на «охоту». «Мы там жили два-три дня, стреляли из рогаток, копали. Я до сих пор знаю, какая трава, как надо ее есть. Вот медуница, там дальше шкирда, пучка, саранка. Мы это все собирали. На птиц охотились. Например, дрозд — это сто граммов хорошего мяса. Перепелка — еще вкуснее», — вспоминал военное детство Алексей Леонов.

В первый класс Ленька пошел… босиком. О первом дне в школе Алексей Архипович вспоминал: «Стоим первоклашки, человек шесть, как я, все босиком, Галина Алексеевна (на всю жизнь запомнил, завуч) произносит длинную речь и пафосно заканчивает:

— А теперь, дети, давайте скажем спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство.

И мы кричим: «Спасибо, спасибо, спасибо!»

В школе мальчик увлекался рисованием, ходил в изостудию, оформлял стенгазеты и рисовал ковры. «Тогда стены в бараках красили известью. И чтобы не пачкать кровати, а они всегда стояли у стены, рисовали такие вот ковры. Это же только в приличных домах висели настоящие настенные ковры, а у остальных ковров как таковых не было, и их рисовали. Я рисовал пейзажи, горы, оленей, и слава обо мне пошла во всей округе, посыпались заказы. Надо сказать, что ковер такой стоил две буханки хлеба. А краску для этого приносил отец с завода, в баночках.

Во втором классе к ним пришел учиться эвакуированный мальчик. У него была книжка «Айвазовский», и Леня уговорил одноклассника продать ему эту книжку за месячную пайку хлеба (50 грамм в день). Много лет спустя на вопрос Владимира Познера о том, какие три книги он взял бы с собой на Марс, Алексей Архипович назвал только ту самую, из детства — «Айвазовского».

Мечта о небе

Вопрос о будущей профессии юный Алеша решил еще в пятилетнем возрасте. В 1939 году на экраны вышел фильм «Истребители», с захватывающими кадрами полетов, пилотирования и выполнения фигур высшего пилотажа. Картина настолько поразила воображение мальчика, что он твердо решил стать летчиком.

В 1947 году судьба привела семью Леоновых в Калининград, бывший Кенигсберг. Именно здесь, по месту работы отца, начался новый этап в жизни юного художника. Он поступил в среднюю школу N 21, здание которой некогда принадлежало немецкой академии художеств, там талант Леонова начал раскрываться. Учителя быстро заметили художественные способности мальчика и доверили ему оформление стенгазеты.

Юлия Кононова

Юлия Кононова

В 1953 году, еще не окончив среднюю школу, Леонов принимает смелое решение — отправиться в Ригу, чтобы попытаться поступить в Рижскую академию художеств. На экзамен он пришел в отцовском костюме и больших ботинках, полный надежд и волнения. С собой он привез свои работы: «Голова лошади», портрет Горького и быстрый, нарисованный на спор, портрет Карла Маркса. Eго взяли на первый курс. Узнав, что стипендия в 500 рублей будет выплачиваться только с третьего курса, и этих денег не хватит на проживание, Леонов отказался от учебы и вернулся домой. Зато осуществил другую мечту детства — в 1955 году он окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге, а в 1957 году — Чугуевское военное авиационное училище летчиков, в 1968 году — Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. В 1981 году завершил образование в адъюнктуре академии, став кандидатом технических наук.

Путь к космическому первопроходчеству

После успешного прохождения медкомиссии началась интенсивная подготовка. Леонова и других кандидатов в космонавты ждали изнурительные тренировки. Особое внимание уделялось разработке и испытаниям скафандра. Каждая деталь скафандра подвергалась тщательному анализу и тестированию, чтобы исключить малейшую возможность сбоя.

Несмотря на все усилия, земные испытания не могли полностью имитировать условия открытого космоса. Риск оставался, и осознание этого придавало особую остроту каждому этапу подготовки. Леонов и его товарищи понимали, что они — пионеры, идущие в неизведанное, и от их мужества и профессионализма зависит успех всего предприятия.

В первый отряд космонавтов набирали исключительно летчиков-истребителей. Этот выбор был обусловлен необходимостью иметь людей, способных моментально принимать решения в экстремальных ситуациях. В то время военные летчики-истребители считались элитой, цветом Военно-воздушных сил. Они обладали не только отменным здоровьем и физической подготовкой, но и психологической устойчивостью, необходимой для работы в условиях повышенного стресса.

Перед полетом

В Звездном городке зимой 1965 года завершались тренировки по подготовке к выходу в открытый космос. Однако за две недели до старта произошло событие, которое могло поставить крест на всей миссии.

«Когда при заходе на посадку потерпел аварию учебный корабль, к нам приехали Королев и Келдыш. Они очень осторожно предложили сделать из нашего корабля беспилотник, а нам ждать новый корабль еще около девяти месяцев», — вспоминал Леонов.

Этот корабль, точная копия Вос-хода-2, из-за ошибки на Земле сорвался в нерасчетный пуск и самоуничтожился. Отказала автоматика, и пилотируемый запуск оказался под угрозой срыва.

Первый выход в открытый космос, несмотря на все предварительные расчеты и успешные испытания на Земле, оставался экспериментом с неизвестным исходом.

Сергей Королев лично провожал Беляева и Леонова на стартовую площадку, настоятельно требуя сообщать на Землю обо всех, даже самых незначительных, деталях. Он подчеркивал: «Мы должны знать, на каком этапе песня оборвется».

Юлия Кононова

Юлия Кононова

И вот — старт… Проблемы начались сразу же. Вместо расчетных 300 километров «Восход-2» вышел на орбиту высотой 500 километров, что значительно увеличивало риск, так как это уже практически космический вакуум. Тем не менее, решение о выходе в открытый космос отменять не стали.

Юлия Кононова

Юлия Кононова

Алексей Леонов покинул корабль, оставшись один на один с бездной, связанный с «Восходом-2» лишь пятиметровым страховочным фалом.

«Когда я, с трудом оторвавшись от корабля, шагнул в эту бездну, меня охватило ощущение полной беспомощности. Я был всего лишь песчинкой в бескрайнем океане, где Земля, корабль и далекие звезды казались призрачными ориентирами. Не было ни верха, ни низа -верх определялся Солнцем, низ -нижней частью шлюзовой камеры. Я мысленно выстроил оси координат, чтобы хоть как-то ориентироваться в этом хаосе».

На восьмой минуте Леонов почувствовал, как руки выскользнули из перчаток. В абсолютном вакууме скафандр раздулся от избыточного давления. Возможность действовать руками была практически утрачена. Чтобы вернуться на корабль, оставалось только подтягивать себя к шлюзу за трос. В процессе космонавта начало вращать, и пришлось действовать предельно осторожно.

«Я начал вход, — вспоминает Леонов, — а перед этим нужно было весь фал смотать в бухту и повесить как лассо на пояс. Я это сделал, а когда начал входить ногами, у меня не получилось. Начинаю браться за поручни, а перчатки заламываются. Но я не стал об этом докладывать и, зная ситуацию, перешел на 0,27 атмосферы, в два раза уменьшив давление. Это было опасно. Такое резкое падение давления могло вызвать у меня мгновенное вскипание крови из-за выделения азота… Но выбора у меня не было». Запас кислорода стремительно уменьшался, и корабль уже входил в тень. На свой страх и риск космонавт принимал решения самостоятельно. Приходилось двигаться к шлюзовой камере головой вперед, удерживаясь одной рукой за трос. А ему нужно было развернуться и войти в шлюз и корабль ногами. Это было необходимо, чтобы закрыть за собой входные люки.

Наконец удалось. Главная задача полета выполнена. Первый выход в открытый космос завершен. Теперь предстоял отстрел шлюзовой камеры, сход с орбиты и посадка. Люк был закрыт, вернее, система показывала, что люк закрыт, но на самом деле была микронная щель, через которую воздух уходил из корабля.

Система жизнеобеспечения, получив сигнал об изменении давления внутри корабля, начала замещать недостающий объем кислородом. Космонавты установили регулировку температуры и влажности на минимум и перекрыли кран подачи кислорода. Несмотря на это, уровень кислорода продолжал расти, вызвав кислородное опьянение, и космонавты заснули. Космический корабль продолжал двигаться. Во сне в невесомости руки космонавта обычно поднимаются над головой. Леонов случайно задел вентиляционный шланг, который непроизвольно включил тумблер поддува. Датчик среагировал на скачок давления, раздался хлопок, и космонавты пришли в чувство. Высокое давление внутри корабля плотно прижало люк, остановив утечку воздуха, а система жизнеобеспечения прекратила подачу кислорода.

Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! — ликовала страна. Юрий Левитан зачитывал по радио сообщение ТАСС об успешном выходе в открытый космос, выполнении всех поставленных задач и прекрасном самочувствии подполковника Леонова Алексея Архиповича после возвращения на корабль.

На семнадцатом витке полета с Земли поступила команда готовиться к посадке, запланированной в автоматическом режиме. Корабль должен был самостоятельно сориентироваться по звездным и солнечным датчикам и включить тормозную установку. Однако за пять минут до запуска двигателя выяснилось, что ориентация отсутствует. В случае, если корабль не сориентирован должным образом, автоматическое включение тормозного двигателя могло направить его по непредсказуемой траектории, сделав возвращение невозможным. Eдинственным способом избежать катастрофы была ручная посадка….

…Виток, на котором нужно было уходить на посадку, заканчивался. Автоматика по-прежнему не могла сориентировать корабль. При отстреле шлюзовой камеры газы могли закоптить солнечные датчики.

Космонавты должны были сориентировать вращающийся корабль, поймать его в нужном положении и включить двигатель, который толкнул бы их в сторону Земли, а не в космос. И все это нужно было сделать в точно определенное время и над точным местом над Землей. Ошибка даже в несколько секунд уводила корабль на тысячи километров от точки посадки.

Главное, приземлиться

«Куда приземлимся — не важно, горы, лес — все равно. Главное -на Земле…». «Восход-2» приземлился в глухой пермской тайге.

Полет, длившийся всего сутки, вымотал космонавтов до предела. За сутки Леонов потерял шесть килограммов веса. А температура воздуха в тайге — минус двадцать, а то и больше.

Точные координаты посадки Беляева и Леонова удалось определить только через четыре часа. Но о состоянии экипажа после приземления, руководителям полета по-прежнему было неизвестно. Запеленговать их сразу не смогли, и ближайшие самолеты поисково-спасательных групп находились примерно в 800 километрах от места посадки.

Лишь на следующее утро, спустя сутки после приземления, лыжники смогли добраться до космонавтов. Эвакуация вертолетом с использованием тросов была невозможна, поэтому пришлось ждать, пока в тайге подготовят полноценную посадочную площадку. Ожидание затянулось еще на сутки.

Ставший легендарным «Восход-2» доставляют вертолетом в Пермь. Первая пресс-конференция прошла в спортзале ближайшей школы.

Этот уникальный полет сделал Алексея Леонова и Павла Беляева настоящими героями космоса. Они вернулись на Байконур, где их ждал главный конструктор Королев. Это испытание стало последним, но не менее сложным. Леонов должен был рассказать Королеву всю правду о трудностях, с которыми они столкнулись в полете. Но победителей не судят: они вышли из всех передряг живыми.

С тех пор космонавты называют свою работу в открытом космосе «полеонить». Сегодня они проводят в космосе до восьми часов, выполняя сложнейшие технологические операции. Их путь на орбиту проложен первопроходцами, теми, кто стоял у истоков космической эры.

Личная жизнь космонавта

Первая любовь Алексея вспыхнула еще школьные годы, когда в их класс пришла новенькая девочка — Варя. Это была типичная подростковая симпатия, наполненная невинным восхищением. А с будущей женой, Светланой Даценко, Леонов познакомился в день своего 25-летия. С ней они прожили шестьдесят долгих и счастливых лет. Он не делал пафосных признаний в любви, предпочитая говорить Светлане: «Ты мне нужна». Eго потребность в ней была абсолютной. Без жены в собственном доме он чувствовал себя неуютно, а рядом с ней находил вдохновение для работы — мог, например, часами стоять у мольберта и спокойно писать картины. В 1961 году у Леоновых появилась первая дочь, Виктория, а через шесть лет — Оксана. Алексей Леонов души не чаял в дочерях.

Вместе с художником Андреем Соколовым создавал марки на космическую тематику, стал одним из авторов сценариев к фильмам «Петля Ориона» и «Рассказ о моем друге», писал книги, имел четыре изобретения и десять научных трудов. На пенсии он начал заниматься живописью после того, как в 1991 году завершил свою карьеру на посту генерал-майора авиации. Несмотря на отсутствие формального художественного образования, считал себя профессиональным художником. Eго работы в основном были посвящены космосу, и сам Леонов описывал свою жизнь как «двойную»: одна ее половина была связана с небом и космонавтикой, а другая -с землей и живописью.

Леонов создал около двухсот картин. С 1966 по 2000 год он провел персональные выставки в Москве, Белграде, Париже, Вене и Лас-Вегасе. В 2004 году он был удостоен звания почетного члена Российской академии художеств.

В последние годы жизни Алексей Архипович очень болел, страдал от диабета, в феврале 2019 года перенес операцию, 11 октября 2019 года космонавта не стало. Светлана Павловна пережила мужа на три года.

Дверь во вселенную открыта

В день его смерти газеты вышли с вкладышем, точной копией выпуска от 12 марта 1965 года, с заголовком на первой странице: «Дверь во Вселенную открыта». Алексея Леонова похоронили на Троекуровском кладбище.

…Алексей Леонов был почетным гражданином сорока городов как в России, так и за ее пределами. В его честь назван кратер на Луне. Eго именем названы улицы… Международный аэропорт в Кемерово теперь называется «Международный аэропорт имени Алексея Архиповича Леонова». Леонов часто приезжал в Листвянку и Кемерово, где его имя также увековечено в названиях улиц и парка. Апогеем признания стало присвоение его имени кемеровскому аэропорту, событие, которое он отметил словами: «Я постараюсь быть хорошим аэропортом!».

В публикации использованы отрывки из автобиографической книги Алексея Леонова «Время первых. Судьба моя — я сам…».

«Леоновский след» в Нефтегазе

Игорь Eрмаков

Автограф летчика-космонавта Алексея Леонова, датированный 1980 годом, — одна из реликвий, хранящихся в музее истории развития науки и техники Зауралья Тюменского нефтегазового университета.

Тридцать лет назад молодые ученые и конструкторы ТИИ создали один из первых в стране дисплейных классов для дистанционного обучения. Изюминкой этого изобретения стали мониторы с отличным качеством цветного изображения. Свою новацию тюменцы представили на столичной выставке. Здесь-то и обратил на нее внимание генерал-майор Алексей Леонов, являвшийся в то время заместителем начальника центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

— 17 апреля 1980 года мы получили письмо за подписью Леонова (сейчас оно представлено в экспозиции нашего музея). От имени командования ЦПК Алексей Архипович заказал нам полный комплект учебного класса, аналогичный тому, что увидел на выставке, — рассказал тогдашний ректор индустриального института, основатель музея вуза, профессор Виктор Копылов.

Для изготовления спецзаказа для Звездного городка министерство высшего и среднего специального образования РСФСР выделило 30 тысяч рублей. Леонов лично «пробил» дополнительное ассигнование — еще 10 тысяч для понравившегося ему изобретения.

Престижный заказ был изготовлен в стенах института всего за десять дней и направлен по адресу. Это оборудование использовалось в течение ряда лет для подготовки новых космонавтов.

27 марта 2010 года.

***
фото: Алексей Леонов (фото ritual-donetsk.com);Улица Алексея Леонова в Тюмени.;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта