X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Да будет свет— и стал свет

Правильно подобранное освещение может сделать улицу уютной, а темный двор -безопасным. Об архитектурной подсветке мы тоже знаем не понаслышке и уже видим ее примеры. А вот такие термины, как эмоционально насыщенная световая среда или световое загрязнение, объяснила Дарья Чиримисина, дизайнер бюро Zenlight, на лекции в центре стратегического развития.

В числе проектов бюро — инновационная терраса для VK Mail Group в Санкт-Петербурге, где световые решения учитывают особенности северного климата, и уникальный апартотель с биодинамическим освещением, адаптирующимся к времени суток, что помогает компенсировать недостаток естественного света и создать благоприятную атмосферу. Активное участие бюро в световых фестивалях и проектах фасадной подсветки повышает его экспертность в вопросах световой среды. В лекции говорилось о создании пространств, которые учитывают психофизиологические особенности восприятия, способствуют общению и чувству безопасности.

Город вроде Тюмени с ее долгими зимними вечерами представляет собой интересное пространство для световых экспериментов, где продуманное освещение способно кардинально изменить восприятие городской среды. Ночное пространство требует особого подхода, сочетающего визуальный комфорт (отсутствие слепящего света и гармоничное распределение яркости) с созданием психологически комфортной атмосферы, которая влияет на эмоциональное состояние горожан.

Отдельного внимания заслуживает вопрос безопасности: хотя прямая связь между освещением и уровнем преступности статистически не подтверждена, качественный свет существенно влияет на субъективное ощущение защищенности — в тюменских дворах и на пешеходных маршрутах важно обеспечить возможность различать лица людей на расстоянии 10-15 метров, (это считается психологически комфортным). К тому же грамотное освещение могло бы изменить привычный образ города в темное время суток. Отучить нас от атавистической привычки прятаться по своим норкам с наступлением темноты.

Современный подход переживает важную трансформацию городского освещения — от чисто утилитарного к культурно-осмысленному, говорит Дарья Чиримисина. В Тюмени, где богатое архитектурное наследие соседствует с современной застройкой, свет должен стать «визуальным гидом», мягко подчеркивающим уникальность каждого здания. Не заливать фасады ярким светом, а использовать приемы акцентного освещения: мягко высвечивать детали деревянного кружева исторических домов, создавать игру света и тени на современных архитектурных формах, подчеркивать ритм колоннад и оконных проемов.

Особое внимание стоит уделить выбору светильников. Например, фонари, направляющие свет прямо в глаза прохожим, можно заменить на модели, умеющие равномерно распределять световой поток. На Цветном бульваре такие решения могли бы создать комфортную среду, не нарушая праздничной атмосферы. А на набережной Туры грамотно подобранные светильники с теплым светом подчеркнули бы плавные изгибы реки, так что получился бы гармоничный диалог между природой и городской средой.

Культурный аспект освещения проявляется и в сезонных решениях -зимой теплый свет мог бы компенсировать монохромность снежного пейзажа, а летом — выделять зоны отдыха. Главное условие: свет должен не перекрывать архитектуру, а раскрывать ее характер.

Дарья привела в пример набережную озера Кабан в Казани -там реализована продуманная многослойная система освещения без слепящих открытых источников -этот опыт может быть полезен для Тюмени при разработке концепции освещения набережной Туры. Секрет успеха казанского проекта заключается в соблюдении трех фундаментальных принципов: создание плавных световых переходов без резких контрастов, обеспечение вертикальной освещенности для комфортного периферического обзора и искусное зонирование пространства посредством света.

Все надо учитывать: ослепляющие прожекторы могут создавать эффект «тюремного двора», а неравномерное освещение — ощущение заброшенности. Грамотный подход мог бы преобразить районы массовой застройки: вместо стандартных решений с яркими прожекторами можно создать многоуровневую световую среду с акцентным освещением входных групп, мягкой подсветкой пешеходных зон и декоративными световыми элементами.

Подобные преобразования не требуют значительных инвестиций, но способны существенно повысить качество городской среды.

ФОТО ВИКТОРИЯ ВОЛКОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта