Приключения начинаются прямо сейчас

Сплавляются у нас по-разному: есть и хорошие горные речки с порогами в сезон до пяти баллов, есть маршруты и для начинающих. Мы с мужем из второй категории. В один из последних летних дней в тот год, когда все выезды из страны были закрыты, мы решили воплотить нашу давнишнюю мечту.
Часть 1. Eвропа не принимает.
Было много идей, где лучше сплавляться и как спланировать маршрут, но остановились в итоге на национальном парке Оленьи ручьи, что под Eкатеринбургом. И близко, и красиво, и безопасно для малыша (сын еще был маленький). А сплавляться решили на резиновой лодке, которую купили тем же летом.
Стало быть, наш маршрут был сначала автомобильным, так как, чтобы сплавиться по Серге, нужно добраться до городка Нижние Серги. Загрузив машину всем необходимым, мы тронулись в путь. Отдых обещал быть насыщенным и очень активным, поэтому настроение было самым что ни на есть замечательным.
Солнечное утро радовало, дорога звала за собой. По плану часам к пяти после полудня мы должны были добраться до Нижних Серег, там выгрузиться и далее действовать по ситуации. Либо разбивать лагерь и отправляться в путь ранним утром следующего дня, либо сразу по приезду и там как пойдет. Нас устраивал любой вариант, лишь бы подальше от цивилизации, в которой и шагу шагнуть дальше собственной квартиры было нельзя.
Как только мы пересекли заветную черту, разделяющую Eвропу и Азию, у меня загорелся на приборной панели значок аккумулятора. Внутри меня екнуло, и я сообщила мирно дремавшему рядом мужу, что, кажется, приключения, которых мы ждали ближе к вечеру, начинаются прямо сейчас.
Пришлось свернуть в ближайший автосервис, он оказался в Ревде. Полтора часа осмотра электриком и вердикт: ремонт или замена генератора. Ближайший сервис, где можно это сделать, в десяти километрах в Первоуральске. Самый короткий путь туда был по бездорожью. Eхали мы на одном аккумуляторе, кондиционер и свет отключились сразу, потом сдохли стеклоподъемники, потом приборная панель. И вот без света, с запотевшим ветровым стеклом, которое муж периодически протирал, чтобы у меня сохранялась хотя бы видимость дороги, мы все же ехали, радуясь, что расстояние, отделяющее нас от станции техобслуживания, неумолимо сокращалось. Когда до финальной точки маршрута оставалось совсем чуть-чуть, на железнодорожном переезде в паре сантиметров от нас опустили шлагбаум… Машина оказалась более надежной, чем мои нервы. Двигатель продолжал работать, заглушить его было нельзя, но и находиться внутри тоже, так как при неработающем кондиционере и стеклоподъемниках салон стал напоминать топку печи, поэтому мы вышли посмотреть подышать вечерним воздухом, а также посмотреть на поезда, которые не спеша проходили мимо… один, второй, третий… С приключениями, но все же мы доехали до станции. Сервис официально был уже закрыт, но ребята шабашили в ночную смену. Запись на следующий день была плотная, но, посмотрев на нас, они сказали: «Оставьте ключи». И мы уехали в гостиницу.
Часть 2. Первоуральск
Гостиницу нам подсказали ребята из автосервиса, но, чтобы в нее заселиться, требовались два паспорта и свидетельство о рождении. Так мы поняли, что документы нужно иметь с собой всегда, даже если ты пошел в поход. Нам повезло. Один паспорт у нас оказался, а в нем вписан ребенок. Закрыв один глаз на отсутствие второго паспорта, нас все-таки поселили, и даже дали номер с завтраком.
На следующий день мы отправились осматривать город. Он оказался неожиданно приятным и очень красивым. В центре города находится просто огромный Нижне-Шайтанский пруд, его набережная с видами на город просто прекрасна, — очень уютная, спокойная и зеленая. Прогулявшись по ней, мы вышли к культурному центру, который заметен отовсюду. Здание
имеет оригинальную круглую форму, напоминающую разрез трубы, и это не случайно: центр был построен на историческом месте, где в 1731 году Никитой Демидовым и его сыном Василием был основан Васильево-Шайтанский железоделательный завод, давший жизнь современному городу Первоуральску. Местные называют центр просто шайбой, и, честно сказать, так он и выглядит. Говорят, особенно шайба красива ночью, когда подсветка ее меняется: то это циферблат, то северное сияние, то салюты, а иногда это просто луна, которая отражается в пруду. Нам этого увидеть не удалось, потому что позвонили из сервиса и сообщили, что машина готова.
Забрав машину, мы, конечно, не смогли не заехать на гору Березовую к обелиску «Eвропа-Азия», раз уж судьбе было угодно, чтобы мы здесь остановились. Обелиск и правда выглядит очень солидно и внушительно. Тридцатиметровый столб из красного гранита, увенчанный двуглавым орлом, возвели в 2008 году. Знак, который стоял до него, возвели в 1837 году перед визитом на Урал наследника российского престола, будущего императора Александра II, и представлял он собой четырехгранную деревянную пирамиду с надписями «Eвропа» и «Азия». Да, знаковость места чувствуется, есть в нем что-то торжественно-мистическое.
Часть 3. Марафон по Серге
На сутки позже запланированного мы прибыли в Нижние Серги, погрузились в лодку и отправились по реке. 42 километра вниз по течению до деревни Аракаево через красивейший природный парк Оленьи ручьи. Мы, конечно же, предвкушали все только самое лучшее.
Это был первый сплав в моей жизни и в жизни мужа. Может быть, поэтому первый прокол днища мы получили уже минут через пятнадцать.
И вынесли два важнейших урока для путешествующих по воде.
1. Загугли, откуда начинают свой маршрут опытные сплавщики, такой информации полно в интернете. Или хотя бы спроси у местных. Не стоит идти через город, преодолевая городские неожиданности.
2. Пакуй все вещи в непромокаемые мешки, особенно спальники и теплую одежду.
Мы этого не знали, поэтому преодолевали городскую дамбу (слава богу, небольшую), а потом клеили днище и сушили спальники прямо на городском мосту. Но такие мелочи, конечно, не могли нас остановить. Даже наоборот! Мне кажется, муж только расцветал, достойно преодолевая выпавшие на его долю испытания.
В общем и целом, сплав наш удался. Места — красивейшие! На месте стоянок везде есть костровища, с дровами проблем нет. В лесу полно смородины, малины, шиповника и черемухи. Черемуху мы ели прямо с лодки, ее много растет по берегам. Муж мой к концу сплава отточил мастерство управления лодкой и уже на ура проходил все преграды, коих на реке немало. По дороге мы останавливались везде, где хотелось прогуляться. Навесной мост, пещеры, пешеходные тропинки через ущелья. Один раз мы выловили кроссовок, который плыл по реке. Мы его привязали к носу лодки и на всех стоянках, мимо которых проплывали, спрашивали, не потерял ли кто. Но хозяин так и не нашелся.
Очень интересные встречи были в пути, сплавщиков много, люди это по большей части веселые и общительные. Сплавляются и на катамаранах, и на байдарках, и даже на сапах!
И все спешат на помощь, если видят, что что-то произошло. Это так непривычно и радостно! Как будто люди становятся другими, более близкими друг к другу… Когда мы второй раз порезали дно и снова сушили вещи, все, кто проплывал мимо, спрашивали, что случилось, нужна ли помощь, есть ли ремкомплект.
На местах стоянок всегда можно найти кем-то заботливо сложенные дрова, на одной из стоянок у нас стояла совсем новенькая решетка для костра. А какие на реке диалоги! Рано утром проплывающие мимо байдарщики:
— Здравствуйте, люди добрые!
— Доброго утречка (машем)!
— А что у вас на завтрак?
— Гречневая каша!
— А у нас была яичница!
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Когда мы прибыли в конечную точку маршрута, и муж с сыном стали разбирать нашу поклажу и сушить лодку, я отправилась на такси, объявления которых тут масса, к автовокзалу, где каждый час уходил автобус в Нижние Серги. Расстояние между Аракаево и Нижние Серги — все те же 42 километра. Когда я забрала машину и вернулась за своими мужчинами, они уже сидели на сумках и пили чай, приготовленный на нашей газовой плитке. Путешествие наше было прекрасным, несмотря на трудности, но коротким. Мы очень жалели, что нам не хватило времени погулять или задержаться на одной из стоянок подольше.
После нашего марафона я думала, что теперь мы опытные сплавщики и будем ездить сюда каждый год. Но больше, к сожалению, так и не сложилось.
***
фото:
