X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

«Нам надо научиться разговаривать друг с другом»

За 6 лет ребятам тюменского поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» удалось найти живыми более 1300 человек. Эта цифра могла быть и больше, но она во многом прямо пропорциональна отношению людей друг к другу.

Во вторник, 19 августа, тюменский поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» отметил 6 лет. Eго региональный представитель Станислав Башмаков работает в отряде практически с момента его основания и уже не представляет своей жизни вне этой общественной работы. В минувшую субботу у «Конторы пароходства» поисковики устроили отрытую встречу, на которой все желающие могли познакомиться с работой поисковиков, задать интересующие вопросы и при желании пополнить ряды отряда.

— У нас нет цели увеличить численность отряда — мы за качество, — рассказывает Станислав, пока его подопечные готовят различные площадки для гостей встречи. — Сейчас в наших рядах (с учетом юга Тюменской области) — 290-300 человек. Среди них, к сожалению, есть и «мертвые души» — это любопытные люди. Когда-то они посетили нашу лекцию для новичков, но в жизни отряда не участвуют. И не уходят. Активных ребят у меня около пятидесяти: они ездят на поиски, участвуют в различных направлениях отряда, кто-то удаленно помогает… В отряд можно вступать с 18 лет, средний возраст наших поисковиков — 30-40 лет. Это люди, которые уже осознанно пришли к нам и остались.

За 6 лет в тюменский отряд «ЛизаАлерт» поступило 1850 заявок, из них по 1300 заявкам люди найдены живыми. Установлена личность 175 человек, их вернули домой.

— Количество заявок увеличивается? С чем это связано?

— Да, ежегодно число заявок вырастает в среднем на 50%. О нас просто узнает больше людей, поэтому и обращаются к нам за помощью. Это происходит и благодаря СМИ, и благодаря нашим профилактическим беседам и встречам в школах, другим мероприятиям.

— Почему пропадают люди?

— Все случаи можно разделить на две большие группы: 65-70 %> -это так называемые «городские поиски». Средний возраст потерявшихся людей в черте города — от 30 до 50 лет. Причина, по которой их теряют, чаще всего банальна. Они просто не предупреждают своих родственников о перемещении: например, мужчина уехал на вахту, там у него сломался телефон, и он не может связаться с семьей. Бывает и так, что человек после корпоратива в алкогольном опьянении теряет дорогу.

С пожилыми людьми сложнее: нередко они приезжают в Тюмень из другого города, выходят в магазин, например, и теряются. Или это люди с болезнью Альцгейме-ра, деменцией.

Eсли анализировать причины пропажи детей, то чаще всего они забывают предупредить родителей: уходят гулять после школы или остаются у друзей с ночевкой, не следят за батарейкой телефона -она разряжается и до них невозможно дозвониться. Бывает и такое, когда ребенок убегает из дома из-за семейных неурядиц.

Вторая большая группа — это рыбаки, грибники, ягодники и другие.

— Читала как-то ваш пост -прямо крик души — про грибников, которые уходят в лес, почти маскируясь под зелень.

— Да. Мы — нация, пережившая и Первую мировую войну, и гражданскую войну, и Великую Отечественную, мы — потомки партизан. Наверное, у нас на генном уровне это сохраняется: идти в лес, чтобы нас никто не нашел. Поэтому я недоумеваю, когда в лес за грибами и ягодами идут в камуфляжной форме или в темной, черной одежде.

Eсли вы идете в лес, одевайтесь как можно ярче! И нам будет проще вас найти, в том числе с коптера. И ночью в темном лесу мы не наступим на вас. Такое тоже бывает, когда поиски продолжаются и ночью.

Одевайтесь ярко, предупреждайте своих родственников, куда вы едете. Назначайте определенный промежуток времени для созвонов. А если человек вовремя не вышел на связь, не надо ждать, нельзя медлить, сразу же звоните в полицию или нам на горячую линию. Чем раньше мы приступим к поиску, тем больше шансов найти человека живым. Не надо ждать трое суток!

Кстати, у нас был случай, когда поиск длился 5 минут. Пропала девочка четырех-пяти лет. Нам позвонила ее мама. Но через пять минут выяснилось, что ребенок спал под одеялом в соседней комнате… Однажды пять часов искали мальчика: он поругался с мамой, спрятался в шкаф и уснул. Мы начали поиск. А ребенок выспался и вышел из шкафа — вот он я!

— С кем вам тяжелее всего работать?

— Это детские поиски. Eсли ребенка не удалось найти быстро, мы привлекаем больше ресурсов, в том числе и СМИ. С одной стороны, это хорошо: важную информацию узнает более широкий круг людей. С другой стороны, для нас это информационная нагрузка, она отвлекает от работы.

— Как вы взаимодействуете с полицией?

— У нас, можно сказать, плодотворное сотрудничество. Без обращения в полицию мы не начинаем поиски. Потому что к нам обращаются разные люди, в том числе и по криминальным мотивам: ищут своих должников. Поэтому мы сначала отправляем в полицию, чтобы написали заявление.

Без полиции мы начинаем поиски пожилых людей с инвалидностью и детей. Но потом все равно к ним обращаемся. Я думаю, каждый отдел полиции в Тюменской области нас знает. Случается, и они к нам обращаются за помощью в поиске, когда не хватает людей.

— С какими мыслями встречаете день рождения?

— С улыбкой! Во-первых, потому что день рождения — это праздник, ребята воодушевлены. Во-вторых, за шесть лет мы наработали определенный опыт -это ценный багаж. В-третьих, эта встреча — хороший повод побыть всем вместе, ведь ребят объединяет не только поисковая работа, есть общие интересы и за пределами отряда. Они вместе ходят в кино, отдыхают. Наш отряд — это семья. Поэтому я встречаю праздник с улыбкой.

— А о чем у вас болит душа? Что бы вы хотели изменить в обществе, в людях, чтобы меньше народа пропадало?

— Хочу, чтобы люди были неравнодушными друг к другу. Чтобы не проходили мимо человека, который не в порядке — это же видно. Можно подойти и спросить, не нужна ли помощь. Возможно, с ним все хорошо, и он просто так плохо выглядит. А, может, именно благодаря вам он вернется домой живым, или ему вовремя окажут медицинскую помощь.

Часто мы воспринимаем лежащих на улице людей как социально неблагополучных и предпочитаем не связываться. Вот случай у нас был: вдоль дороги по Московскому тракту полз дедушка. А там такое интенсивное движение, но ни одна машина не остановилась — мы потом посмотрели по камерам. А ведь видно было, что пожилой человек ведет себя неадекватно…

Я в отряде почти с самого основания, работаю инженером в проектном офисе. «ЛизаАлерт» для меня — полезное хобби, общественная деятельность. Я просто не представляю сейчас себя без отряда. Очень много времени и сил в него вложено. В самом начале совмещал приятное с полезным: мне нравится природа, свежий воздух, плюс ко всему полезное дело — ищем людей. А сейчас это ответственность: я сформировал отряд, значит, отвечаю за каждого.

Сначала очень сильно переживал. Потом стал более сухим, что ли. Чтобы продолжать работать. Меньше эмоций должно быть. Хотя девчатам, наверное, гораздо сложнее справляться с чувствами…

— Почему хорошо бы прийти и пополнить ваши ряды? Какими словами вы мотивируете людей на встречах?

— Помочь может каждый. Вместе мы сможем больше. Конечно, рассказываем о нашей работе: у нас не только поиск, всего 24 направления, есть из чего выбрать.

— Помните случай, который перевернул ваше представление о людях, о жизни?

— Помню первую женщину, которая покончила жизнь самоубийством в лесу. Eй было 60-65 лет. Eе лицо меня неделю преследовало, как только закрывал глаза. После этого я перестал через себя пропускать все случаи. Помню мужчину: он тоже покончил собой в лесу. Парень 14 лет поругался с отцом, сказал, что пойдет к другу, а сам… И я понял: нет в жизни ситуаций, с которыми нельзя не справиться!

Хороших случаев у нас много, но мне больше запоминаются единичные грустные истории. Они словно дают какой-то толчок: надо действовать и никогда не надо опускать руки! До «ЛизаАлерт» не замечал, но теперь ясно вижу: нам надо учиться разговаривать друг с другом, общаться словами через рот. И тем, кому плохо, и тем, кто видит человека, нуждающегося в помощи.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта