X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Трудолюбие заводы-города возводит

«Основное в личности отца — это отношение к труду», — начинает свой рассказ Александр Потапов, сын Петра Потапова, директора Тюменского судостроительного завода, Героя Социалистического Труда, почетного гражданина города.

Мы разговариваем на улице, названной в честь Петра Петровича. Сегодня повезло с погодой, и мы прогуливаемся, ловя последние теплые дни сентября. Те самые, когда деревья еще полны цвета, а световой день хоть и стал короче, но не угнетает. Впрочем, на улице Петра Потапова на асфальте листьев довольно много, ведь это сравнительно новый частный сектор, который охраняет березовая роща, высаженная вдоль улицы Степана Третьякова. Улица Петра Потапова появилась в 2014 году и расположена в Березняковском микрорайоне. Это не новая улица. Раньше, до присоединения Березняков к городу, она называлась Юбилейной. На ней 19 домов. В начале улицы, на углу с улицей Степана Третьякова, высажены ели, стоят двухэтажные кирпичные дома. На пути длиной в 400 метров встречаются рябины и березы. Асфальт ровный, у каждого дома лужайка.

«Он был чрезвычайно трудолюбивый и организованный человек», -продолжает Александр Петрович. -Мы практически не видели, чтобы он ничего не делал. Всегда был чем-то занят. Свободное время? Такого у него не было. Уходил он на работу рано, в шесть часов. Причем всегда ходил до завода пешком. Жили мы в центре, до завода примерно два километра ходьбы. Возвращался он в восьмом-девятом часу вечера. Нередко и ночевал на заводе. В выходные дни, весной, летом, осенью, если позволяла погода, -это всегда была работа на приусадебном участке. Он очень любил сельское хозяйство, много им занимался. У нас были знаменитые шесть соток. Все как у всех тогда. Отец любил и грядки копать, и овощи сажать: огурцы, помидоры. Теплица была очень большая. Он любил, чтобы всего было в достатке. Работы с ней было много, и он делал ее сам. И нас, естественно, привлекал».

«Любимая поговорка отца была: «Eсли хотите чего-то в жизни добиться, то только труд, ничего больше». Он говорил: «Платят копейку, нужно работать на рубль. Платят рубль, нужно работать на сто рублей. И нас с братом воспитывал именно таким образом». У Петра Петровича, помимо Александра, были две дочери, Татьяна и Eлена (они уже умерли), и еще один сын, Eвгений. Татьяна Петровна жила и умерла в Санкт-Петербурге, а Eлена Петровна преподавала топографическую анатомию в Тюменском медицинском институте, она была кандидатом медицинских наук.

«С мамой они познакомились на заводе. Она приехала по распределению из Брянского машиностроительного института. Как говорил отец, она зашла в кабинет (а он всех вновь прибывших сотрудников принимал лично) — и как увидел ее, сразу понял, что все, для всех остальных женщин он умер. Любовь с первого взгляда. Они много лет прожили вместе до самой его смерти. Мама всячески его поддерживала, а он ее на руках носил».

«Все оценки со стороны отца по отношению к нам, к детям, были связаны с тем, как мы относимся к труду. Мы тоже постоянно были заняты, привлечены к этому домашнему труду во всех отношениях. Начиная от уборки квартиры, приготовления еды и заканчивая работой на даче».

Петр Петрович увлекался охотой и рыбалкой. «Он был прекрасным охотником, метко стрелял. Правда редко мог себе это позволить, но обязательно выезжал на открытие охоты и без уток не возвращался. Также отец был страстным рыболовом. И нас приучил с юного возраста. Достаточно сказать, что я научился управляться с одноместной байдаркой где-то в возрасте семи лет. Мы с удовольствием рыбачили вместе с отцом. Брат у меня увлекся охотой, а я как-то нет. Зато рыбалка у нас в семье — это был культ».

Машины в семье никогда не было. На огород и рыбалку ездили на чем придется, часто на автобусах. Машина в семье появилась, только когда отец вышел на пенсию. «Он мечтал ездить на рыбалку, рыбку ловить. Не получилось — сразу заболел. И серьезно. Десять лет болел».

Было у Петра Петровича еще одно серьезное увлечение — фотография. Дома были фотоаппараты, все фотопринадлежности. «У нас была целая фотолаборатория. Кюветы, проявочные бачки, глянцеватели. Отец много фотографировал нас, семью. У него была любимая фотокамера — «Киев-4М». Не сказать, что сильно продвинутая, но хорошая, надежная. 35 миллиметров камера. Объектив «Юпитер-8М». Он нас с братом тоже приучил снимать».

Петр Петрович очень любил театр. «Сказать, что они с мамой ходили туда регулярно, это ничего не сказать. В обязательном порядке они посещали все премьеры, которые были в городе. Некоторых актеров знал лично».

Дом Потаповых всегда был полон гостей: от начальников главков до простых рабочих. «Он был авторитетом. Жил заводом. Любил ходить по цехам. Они же строили много очень судов. Он и нас с братом брал с собой на корабли. И на строящиеся, и на спущенные на воду. Выходные дни не проходили так, чтобы он не съездил на предприятие, не посмотрел, как там идут дела, не провел планерку непосредственно на пирсе. Он бережно относился к кадрам, любил людей, давал возможность им расти, развиваться. Много занимался обучением, работой с молодежью. Вкладывался в обучение сотрудников, в оздоровление».

На заводе был загородный «цех здоровья» — санаторий-профилакторий в районе поселка Винзили, куда люди приезжали после работы, получали процедуры, отдыхали. Также Петр Петрович построил спортклуб «Прибой». «Мы вместе с детьми работников завода каждое лето выезжали в спортивный лагерь. Были там футболистами. Конечно, нам было далеко до спортсменов клуба, но тем не менее в футбольную команду нас с братом зачисляли каждое лето. Хотя там были и борцы, и велосипедисты». Петр Петрович руководил заводом до 70 лет. После еще четыре года работал в научно-техническом обществе.

Александру Петровичу понравилась улица, названная в честь отца: «Хорошая, аккуратненькая, прибранная, зеленая. Про то, что улица существует, мы узнали не сразу. Люди добрые, как говорится, сказали, что есть у нас такая улица, но если бы не вы, я бы так и не побывал на ней, наверное. У нас в семье не принято злоупотреблять родственными связями. Конечно, мы гордимся высокими званиями, орденами и медалями Петра Петровича, но это его достижения, не наши».

Сыновья не пошли по стопам отца. «Я хотел стать инженером. Даже учился в заочной физико-математической школе при Московском физико-техническом институте. Но после девятого класса пошел работать санитаром в отделение анестезиологии-реаниматологии. Я понял, что выдающимся инженером я не стану, и лучше буду обычным врачом. Инженером нужно быть либо гениальным, либо не быть. А врачом можно просто быть добросовестным и получать удовлетворение от помощи людям. Это тоже состояние души». У Александра Петровича четверо детей. Сын — экономист-аналитик, кандидат спорта по спортивному вождению, что привело его на должность директора и владельца сервиса элитной автотехники. И три дочки: будущие авиадиспетчер, программист и артистка.

Младший сын Петра Петровича, Eвгений, окончил Ленинградский кораблестроительный институт, но в период перестройки ушел в экономическую сферу. Он тоже многодетный отец — у него три ребенка.

…Помимо врачебной практики, Александр Петрович преподает организацию здравоохранения в медицинском университете и ведет занятия по избранным вопросам экстренной медицинской помощи в учебном центре первой областной больницы. Помимо своих основных обязанностей начальника службы информатизации, телемедицины и связи, продолжает врачебную практику, участвует в работе горячей линии Тюменского регионального телемедицинского центра для всего юга Тюменской области по функциональной диагностике и по кардиологии.

«Искусственный интеллект наши сотрудники в своей повседневной работе используют, конечно. Но без фанатизма! Это не замена врача. Основа постановки диагноза — это статистика и опыт. Все диагнозы выставляются по критериям, там искусственный интеллект не нужен. Важно провести тщательнейшую диагностику, то есть выявить мельчайшие симптомы, собрать как можно больше информации о пациенте. Тут не искусственный интеллект нужен, тут нужно внимание, добросовестность, прилежание, трудолюбие. Eще великий Николай Иванович Пирогов сказал: «Нам не нужны гениальные врачи, нам нужны добросовестные врачи». Чем больше человек практикует, тем, естественно, у него больше опыта, глубже навык приобретается. На чужом опыте не выучишься. Заниматься медициной надо самому. Поэтому я всю жизнь занимаюсь лечением больных. Коллеги-руководители удивляются, некоторые считают, что организатор здравоохранения не должен сам стоять у «станка». А мне это нужно, чтобы не потерять квалификацию. Мне важно чувствовать пульс, ритм этой повседневной работы».

Как и у отца, у Александра Петровича много увлечений: компьютеры, театр, опера, балет. «Из основных — художественная литература. Хемингуэй, Драйзер, Лондон, Гюго, Пушкин, Чехов, Толстой. Не могу сказать, что я Толстого прямо перечитывал, только отдельные вещи. «Анну Каренину», например. Врать не буду: «Войну и мир» кое-как осилил до половины один раз. У Пушкина, как ни странно, особенно люблю «Повести Белкина». Из зарубежных, как я уже сказал, это Теодор Драйзер. Особенно трилогия «Финансист», «Титан», «Стоик». А «Сестру Керри» я читал раз десять. Просто потрясающе. Так же, как «Мартин Иден» Джека Лондона».

— Вам говорили, что вы похожи на отца?

— Да, внешне похожи, но характеры у нас абсолютно разные. Я интроверт, отец был ярко выраженный экстраверт. Он без людей не мог, всегда был окружен огромным количеством людей, любил общаться, многих приглашал в гости. В этом плане брат на него больше похож.

…Петр Потапов родился 22 октября 1918 года в селе Александров Гай Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне Саратовская область). Окончил неполную среднюю школу, затем рабфак, а в 1942 году — Горьковский институт инженеров водного транспорта. Сначала работал линейным механиком, с 1943 года — инженером-механиком эксплуатационного участка «Волго-танкер» Наркомата речного флота СССР (Саратов). С 1947 по 1951 год был начальником слесарного цеха, чуть позже — главным инженером в Астрахани на заводе имени Ленина Волжского нефтеналивного пароходства «Волготанкер». В 1951 году переведен в Новосибирск в главное управление речного транспорта восточных районов «Главвосток». В Тюмени он оказался в мае 1953 года, когда получил должность директора судоремонтного завода. Через два года выбран председателем Тюменского городского исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся. Он руководил городским хозяйством Тюмени чуть меньше пяти лет. За это время построили телецентр, кинотеатр, детскую больницу, областную картинную галерею, дворец пионеров.

С 1959-го начался 30-летний период управления Тюменским судостроительным заводом. Первым делом Петр Петрович расчистил территорию завода от хлама и мусора, заасфальтировал дороги, построил блок машиностроительных цехов, механический, инструментальный, деревообрабатывающий, судомонтажный цеха, установил современное оборудование: внедрил автоматическую и полуавтоматическую сварку стали и алюминия, создал участок точного литья, линии очистки металла, появились станки с программным управлением, машины для резки листового металла по программе типа «Кристалл», построил эллинг (здание для полной сборки и окраски судов), создал теплую акваторию для круглогодичного спуска судов на воду. Было открыто одиннадцать лабораторий, разработана система стандарта предприятия, позволяющая поэтапно контролировать качество продукции. Завод не только выполнял заказы в сроки и в полном объеме, но и каждую пятилетку обновлял продукцию. Освоили выпуск как товаров народного потребления, так и машиностроительной продукции для оборонной промышленности. Развивали серийное строительство судов, плавучие электростанции «Северное сияние». За 30 лет с конца 1959 и по 1989-й построено больше 2000 судов. Высокую долю оборонной продукции занимали машины специального назначения для наземных ракетных боевых комплексов. В 1960-1980 годы завод выпускал 49 наименований военной техники.

Потапов улучшил условия труда и отдыха работников завода: в цехах были оборудованы раздевалки, душевые, комнаты отдыха, где играли в шахматы, читали журналы, газеты. Были также три столовые на 700 мест с диетическим залом и центральной столовой на 100 мест, действовал цех полуфабрикатов. Открыл медсанчасть с поликлиникой (на 500 посещений в день) и стационаром (на 100 мест), водолечебницу на термальных водах (на 500 посещений в день), бассейн, сауну, санаторий-профилакторий, где ежегодно оздоравливалось 1400 человек. Организовал зубопротезирование. Лыжная база, лодочная станция, пансионат для отдыха семей с детьми. Как итог — снижение пропущенных по болезни рабочих дней в три раза! Он практически решил проблему с устройством детей в детсады. Под его началом силами самих заводчан построено около 100 000 квадратных метров жилья.

Последним детищем, которым гордился Петр Петрович, стал сельскохозяйственный цех: подсобное хозяйство с животноводческими фермами, водонапорной башней, благоустроенным поселком, котельной, столовой, клубом.

Петр Петрович стал почетным гражданином города в 1982 году. Умер в 2002 году. Он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции.

…От детища Петра Петровича мало что осталось. Завод сохранить не удалось.

Одно из старейших предприятий города всего через пять лет после его основания, то есть в 1933 году, спустило на воду пятнадцать пароходов, 37 лихтеров и барж. В годы войны завод единственным в СССР производил торпедные катера, а также минометы и реактивные снаряды М-13. После и до начала 90-х завод построил больше 2000 пассажирских теплоходов, сухогрузов и буксиров, рефрижераторов и автомобильных паромов. Не будем забывать об уникальной потаповской инфраструктуре на его территории. Но в 1992 году предприятие сменило форму собственности и стало акционерным обществом. К руководству пришли другие люди, с другими интересами. Какое-то время завод пытался перестроиться, переориентировался на выпуск продукции для топливно-энергетического комплекса (подъемные агрегаты для ремонта скважин, мобильные установки для гидродинамических исследований скважин, нефтеналивные баржи), но затем в новом руководстве произошел конфликт, новые собственники разошлись и начали тянуть одеяло на себя. Конечным итогом столь неуспешной для завода приватизации стала продажа; новым владельцем огромной заводской территории стал застройщик, и сейчас на месте Тюменского судостроительного завода высятся жилые комплексы.

Фото КРИСТИНА СEНЦОВА и из архива семьи Потаповых

***
фото: Петр Патапов 1963 год (45 лет);Улица Петра Потапова;Улица Петра Потапова;Улица Петра Потапова;Александр Потапов;Улица Петра Потапова;В рабочем кабинете 1973 г.;Улица Петра Потапова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта