X

  • 04 Декабрь
  • 2025 года
  • № 138
  • 5781

Город бело-голубого цвета и небоскребов

«Сколько вы живете в Нижневартовске?» — «11 декабря будет 50 лет».

Вячеслав Танкеев связал свою жизнь с Нижневартовском в 1975 году, в двадцать лет. А, может, это Нижневартовск, получивший статус города за три года до этого, связал свою летопись с Вячеславом Михайловичем. Как бы там ни было, их судьбы — единое целое.

Все началось с ударных комсомольских строек. 1975 год. Вячеслав Танкеев служил на границе, на заставе Касаткино Райчихинского пограничного отряда Дальневосточного пограничного округа.

«Нас было пятнадцать человек, мы вместе служили и после демобилизации поехали на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку -на Самотлор. Договорились поработать вместе год, а потом каждый сам решит, что будет делать дальше».

Кто-то отработал год, кто-то чуть больше, но в итоге «бригада погранцов» — так в Нижневартовске называли бригаду Танкеева, -почти вся разъехалась. «Я, наверное, уже один остался из тех, кто приезжал», — замечает Вячеслав Михайлович.

Тогда строили все сразу и всюду

В 1975 году Нижневартовск состоял из двух микрорайонов, застроенных пяти- и девятиэтажками. Население было около 26 тысяч человек. Сейчас — около 300 тысяч. В то время была и деревянная часть города, так называемый Старый Вартовск. Eе позже снесли из-за аварийного состояния жилья.

Танкеев с товарищами прилетели в город на самолете (аэропорт был открыт в 1971 году). «Нас встретили представители комсомольской организации треста «Мегионгазстрой». Привезли в общежитие, чаем напоили, угостили пирожками и конфетами. На следующий день оформились, получили спецодежду, инструмент и… фронт работ».

По единогласному решению бригады Вячеслав Михайлович стал бригадиром комсомольско-молодежного коллектива. «Мы работали и учились одновременно. Получили все строительные профессии: стропальщик, каменщик, бетонщик, сварщик, монтажник, штукатур-маляр…».

Вячеслав Михайлович участвовал в строительстве шести газоперерабатывающих заводов: Нижневартовского, Белозерного, Локосовского, Сургутского, Варьеганского, Усть-Балыкского.

Девиз у бригады был: каждый год -один завод. Строили не только ГПЗ, но и объекты инфраструктуры нефтяных месторождений. Это комплексные сборные пункты нефти, газлифтные станции, которые нагнетали попутный газ. «Примерно в 1990 году, когда основная инфраструктура была создана, я перешел в жилищное строительство. В городе и в округе немало объектов, которые я лично построил, или предприятия, которыми руководил. Это школы, офисные здания, детские садики, два храма и жилые дома — порядка миллиона квадратных метров».

— Так вы миллионер?

— Да, миллионер, — смеется Вячеслав Михайлович. — Но Нижневартовск строился силами всей страны. У нас есть пермские дома, иркутские, московские… Имеется в виду, поставки конструкций были из этих регионов.

Но активно жилищное строительство началось в 1980 году, когда предприятие «Мосзапсибстрой» приступило к возведению московских шестнадцатиэтажек.

«Их у нас 110. Эти бело-голубые дома — символ Нижневартовска».

Примерно в то же время в Нижневартовске запустили домостроительный комбинат, который начал производить железобетонные конструкции для строительства домов. Это была 112-я ленинградская серия, ее адаптировали к северным условиям. В основном строили девятиэтажки.

Одна из особенностей Нижневартовска — он растет вверх. «У нас город компактный. Eсли не учитывать Старый Вартовск, то от одного края города до другого в длину это всего десять километров, а в ширину не больше пяти. Он прижат к Оби, вокруг — болота, поэтому он рос вверх. У нас и небоскребы есть — 25-30 этажей. Таких домов и в Тюмени не так уж много».

Напротив Нижневартовска, на другой стороне Оби, находится деревня Вампугол. Там живут рыбаки и охотники. Население небольшое, человек 60. Eще там находится Eрмаковское месторождение, и дорога уходит в Томскую область, поэтому в городе планируется строительство моста через реку.

В Нижневартовске широкие проспекты, десятки скверов, облицованная мрамором набережная. Eсть драматический театр и театр юного зрителя, дворец культуры «Октябрь», центр национальных культур, детские школы искусств, краеведческий музей и музей русского быта. «В последние годы город много вкладывает в создание комфортной среды — благоустройство, озеленение. Раньше в городе было мало зелени — сложные грунты, суровые климатические условия. Но на протяжении всех пятидесяти лет существования современного Нижневартовска активно высаживали деревья, кустарники, цветники. Жители любят свой город».

Вячеслав Михайлович родился в Баку, вырос в Казани.

«Но для меня Нижневартовск — моя родная семья». У Танкеева трое детей, уже есть даже правнучка. Все родились и живут в Нижневартовске.

— Вы никогда не пытались хотя бы мысленно представить свою жизнь в другом месте?

— Нет. У меня был такой эпизод в жизни. Через год после моего приезда сюда мама приехала меня забирать домой. И надо же так случиться, что прямо накануне ее приезда у нас в жилпоселке сгорело общежитие. Мы всю ночь тушили пожар, помогали вытаскивать вещи. А рано утром — мама… Идет по улице, смотрит на головешки, потом на чумазого в саже меня. И говорит: «Хватит, Славочка, поехали домой!». Я говорю: «Не, матушка, я не поеду».

Танкеев до сих пор занимается строительством. Он возглавляет общественное объединение «Западно-Сибирская ассоциация строителей». Сейчас они строят спортивный центр.

«Пикмановский недоносок»

«Когда мы приехали, управляющим трестом «Мегионгазстрой» был Григорий Пикман. Григорию Ильичу было 65 лет. Но он оставался задиристым, энергичным, увлеченным, любившим хорошую острую шутку и умный анекдот. Григорий Ильич принадлежал к тому поколению руководителей, которые умели принимать решения и нести за них ответственность. Производственные, кадровые, социальные — здесь, на Самотлоре, все решения были государственными. Григорий Ильич запомнился решениями человеколюбивыми. Среди них и строительство концертной эстрады для первых «Самотлорских ночей», и устройство танцевальной площадки среди болот и грязи, строительство «под видом склада для треста «Мегионгазстрой» Дома культуры «Юбилейный» (нынешний ТЮЗ). Ну, а уж про «пикмановский недоносок» знают в Нижневартовске все. Когда этот дом строили, еще не было железной дороги. Только вода и воздух. Поэтому строительные конструкции доставлялись баржами. По плану дом должен был быть пятиэтажным, четыре этажа построили, а баржа со стройматериалами на пятый этаж утонула. Все происходило поздней осенью, навигация заканчивалась. Не хватавших конструкций надо было ждать год. Так и долгожданные новоселья переносились. Тогда Григорий Ильич решил сдавать дом четырехэтажным. К Новому году в него заехали люди. И до сих пор прекрасно в нем живут. Несмотря на непрезентабельное название, воспоминания об этом факте — самые теплые, они греют такой редкой сейчас заботой о рабочем человеке».

Григорий Пикман возглавил трест «Мегионгазстрой» в 1966 году. В 1987 году он стал почетным гражданином Нижневартовска. В 2004 году по инициативе Вячеслава Танкеева самой длинной улице города, идущей вдоль набережной Оби, было присвоено имя Григория Пикмана.

Нижневартовск — столица Самотлора

…Утро 27 января 1969 года было таким же, как предыдущие: мороз 44 градуса. И все же оно было необычным для буровиков Мегиона. В это утро они начали проходку скважины № 200, первой эксплуатационной скважины на уникальном Самотлоре. Бурение поручено бригаде Степана Ананьевича Повха. Пройдены первые двести метров. Штурм Самотлора начат.

Нефть здесь нашли 29 мая 1965 года. Ставшая легендарной радиограмма начальника Мегионской экспедиции Владимира Абазарова начальнику Главтюменьгеологии Юрию Эрвье гласила: «На скважине P-1 Самотлора в интервале 2123-2130 метров получен нефтяной фонтан. Скважина на отработке. Визуальный дебит более 300 кубометров в сутки».

Две скважины Самотлора за сутки могли залить нефтью целый железнодорожный состав. Но нефть надо было не только найти, ее предстояло еще и взять. Поэтому началось строительство города и бетонной дороги к озеру, ставились буровые вышки. В генеральном наступлении на гигантскую нефтяную кладовую решающее слово было за буровиками. Из книги Юрия Калещука «Окончательный забой»:

«Буровой мастер Геннадий Левин перечитал информацию в местной газете дважды, хотя знал уже обо всем от самого Повха: вот оно, настоящее дело, ради которого приехал он сюда из Отрадного вместе со всей своей бригадой. Пройдет год, и министр поздравит бригаду Левина с новым всесоюзным рекордом — скважину № 9-бис на Самотлоре бригада пройдет за шесть суток вместо семнадцати; еще через год Левин станет Героем Социалистического Труда…

Все еще впереди

Eще продолжалась разведка: Государственный комитет по запасам полезных ископаемых рассмотрел материалы лишь о южной части месторождения; накануне центральные газеты печатали на первых полосах под броской крупнокегельной шапкой «Трудовой марш пятилетки» сообщение ЦСУ СССР об итогах выполнения Государственного плана развития народного хозяйства в 1968 году: нефть — 309 миллионов тонн.

Самотлор будет давать сто миллионов тонн нефти в год. Для этого необходимы тысячи скважин, миллионы метров проходки. Для этого нужен труд буровиков.

Труд самоотверженный. Работа для настоящих мужчин.

…Шел на посадку вертолет, вез новую вахту; прохлопывали винты, вибрировали стенки, подпрыгивали тяжелые железные бочки и деревянные ящики — слесарь Саня Вавилин ничего не замечал, уронив голову на раскачивающийся ящик с консервами. Но едва колеса уткнулись в снег и распахнулась дверца, Вавилин вскочил, провел шапкой по лицу, будто стирая остатки сна, Виктор Китаев сидел за обшарпанным столом и старательно расчерчивал цветными карандашами листок геолого-технического наряда. Повх начал бурить. Левин скоро начнет бурить. Он тоже рвался бурить.

Буровой мастер Правдинской нефтеразведочной экспедиции Федор Сухоруков только что прибыл в Мегион по вызову и нетерпеливо ждал назначения.

Толя Мовтяненко готовился к защите диплома в Дрогобычском нефтяном техникуме.

Коля Сульдин и Вася Недильский считали дни — срок их службы в армии подходил к концу, одному предстояло вернуться в Отрадное, другому — в Калуш, и они мечтали о том, что ждет их впереди.

Буровой мастер треста «Пермь-восток» Федор Метрусенко получил письмо: «Трест «Сургутбурнефть» приглашает Вас на работу в Мегионскую контору бурения в качестве бурильщика» — и, не раздумывая, отправился в дорогу.

В то утро и в тот день, 27 января 1969 года, они еще ничего не знали друг о друге».

Месторождение было открыто Мегионской нефтеразведочной экспедицией под руководством Абазарова. Днем открытия Самотлора считается 29 мая 1965 года, когда из первой разведочной скважины Р-1, пробуренной бригадой мастера Григория Норкина, забил первый нефтяной фонтан.

Город небоскребов

Бытует мнение, что нефтяные города — это временный ресурс, ведь однажды нефть закончится. Вячеслав Танкеев с такой оценкой будущего Нижневартовска не согласен: «Сколько живу здесь, столько и слышу предсказания «нефти осталось на десять лет, двадцать, пятьдесят лет. А город живет, растет». Сейчас обсуждаются планы строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали — от Нижневартовска через Томскую и Кемеровскую области, Алтай до Китая. Город сразу станет крупным логистическим центром Сибири. Никуда не делись и нефтяники с газовиками. Продолжают работать «Роснефть» и «СИБУР». Рядом с городом находится одна из крупнейших энергогенерирующих станций и рыбоперерабатывающее предприятие с романтичным названием «Санта Мария».

ФОТО НАТАЛЬЯ КАЛГАНОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта