Простые вещи, требующие доказательств

— Мы учимся переносить массу тела с одной ножки на другую. Ребенок учится нажимать. Точно так же на велосипеде мы стараемся нажать на педаль, чтобы она прокрутилась.
— Eсть вероятность, что он будет ездить на велосипеде?
— Я считаю, что нет ничего невозможного.
Я нахожусь в «Институте особых детей». Полина Шадрина, тренер по адаптивной физической культуре, учит Диму Лапина крутить педали велотренажера. Диме десять лет, у него ДЦП. Он не разговаривает, но пытается ходить. Занятия проходят по президентскому гранту, который выиграл институт на социальный проект «Сенсорная интеграция: тройная реабилитация». Я побывала на двух, на обоих были дети с ДЦП разной степени тяжести. Но реабилитацию проходят также и дети с аутизмом, ментальными расстройствами, синдромом Дауна. Участникам от трех до десяти лет, с каждым проведут по десять занятий. В комплекте три методики: гидрореабилитация (занятия с акватренером), где ребенок учится двигаться свободно, расслабляется, что улучшает эмоциональное состояние; занятия в сенсорной комнате, где ребенок начинает чувствовать свое тело через ощущения, осознавать свои границы, и АФК для развития двигательных навыков. Я как раз на АФК.
— Сначала мы формируем навык, а потом его развиваем. То есть, если ребенок не умел ловить мяч, вообще не знал, как с ним работать, мы формируем навык, чтобы он мог поймать мяч или передать просто в руки. Дальше я начинаю усложнять: добавляю второй мяч, меняю их размер, пробую с препятствиями, на различных неустойчивых платформах.
«Пять, четыре, три, два, один. Закончили», — четко и громко говорит Полина. Она кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. В реабилитацию попала случайно: однажды ей предложили попробовать провести занятие. А дальше переквалификация на тренера-преподавателя по АФК с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С тех пор прошло шесть лет. Почти два года Полина работала в соцзащите в службе реабилитации. В том числе на дому с тяжелыми взрослыми после инсульта, с деменцией, болезнью Паркинсона, рассеянным склерозом, а также с лежачими ребятишками, у которых пятый уровень ДЦП. «У меня вся программа до и после. Я работаю на результат. После занятий вижу, что ребенок может делать то, чего не умел или к чему утратил способность. Я прошла много переподготовок и до сих пор учусь. Я понимаю, что это мое предназначение».
Следующее задание для Димы: подниматься и спускаться со ступеньки. В этом упражнении тоже сложно стоять на одной ноге. «Eму нужно перенести массу тела, удержаться на одной ноге. Все движения направлены на то, чтобы улучшить координацию, самоконтроль. Дима, пробуй сам. Спускайся вниз».
Все происходит медленно, видно, что ребенку сложно, но он выполняет все упражнения. Тренер верит в Диму. И вообще, в этой работе без чудес не обходится. Однажды с тренером заговорила девочка, которая до этого всю жизнь молчала. Другому из ее подопечных сняли инвалидность. Работать с детьми Полине несложно, у нее самой их трое. «Да и кто, если не я?»
Будучи спортсменкой, Полина понимает, что, как и в спорте, в реабилитации необходима дисциплина. «Это важнее, чем мотивация. Также необходима работа с родителями. Я даю домашние задания, стараюсь мотивировать родителей, всегда отправляю видео с занятий: как у нас получается, над чем еще необходимо работать».
Кристина Сенцова
Полина считает, что ребенок должен быть максимально приближен к обычным детям. Поэтому она привезла три велосипеда и поставила их в кабинете, чтобы учить детей кататься. «Мы все лето с ребятишками ездили на велосипедах в парке, на самокате, на роликовых коньках. Те, кто пришел сейчас, еще адаптируются, но у них есть все шансы». Главное, по словам тренера, — терпение и систематичность. «Тут больше работа идет с родителями, потому что они начинают ездить по центрам и искать что-то волшебное. Так не получится. Нужно быть готовым к тому, что ребенок может поплакать на занятии (но это дело временное и нечастое), потому что я буду его строить, я буду с ним прорабатывать дисциплину».
В проекте участвуют 20 детей, и помимо проекта к Полине ходят еще семеро. На занятии она много разговаривает, провоцирует на разговор через упражнения. Это должно помочь запустить у ребенка речь. Дима иногда вступает с ней в коммуникацию через звуки. Он ее отлично понимает.
Я рассматриваю кабинет. Там желтый мягкий пол и сине-белые стены. В одном углу стоит эллиптический тренажер и беговая дорожка, в другом — велосипеды, коробка с мячами, мягкими кольцами, маты. В общем, все, что помогает детям развивать опорно-двигательный аппарат. На своих занятиях Полина использует игровую терапию.
— У меня в арсенале 31 игра.
— И какая детям больше всего нравится?
— Полетать.

Кристина Сенцова
Это как раз то, что хочет сейчас Дима. Полина берет его под руки, ребенок подгибает ноги в коленях, и она его кружит, а потом он приземляется на мягкий мешок. «Это не для «поиграть», мне нужна коммуникация. Клади свои ладошки в мои ручки. Полетели, полетели, полетели. Приземлились. В первую очередь нужен контакт с ребенком. И на первом занятии я часто использую эту игру, потому что ребенок волнуется». Бывает, конечно, что дети злятся и становятся агрессивными: «Здесь важна граница. Когда ты понимаешь, что ребенок в нервном состоянии, нужно экстренно среагировать либо прекратить задание, либо дать ребенку отдохнуть, переключить внимание».
Дима показывает на часы. Он сегодня был в школе и поэтому устал, но занятие еще продолжается. Полина тоже временами устает, но ей помогают тренажерный зал и время, проведенное с семьей. Они часто ездят в деревню, ходят в баню, работают на огороде. Она говорит, что психологической тяжести не ощущает. «Наверное, это благодаря моей прабабушке. Она прожила до 102 лет и лечила людей молитвами. Вся деревня раньше к ней ходила, и мой папа был свидетелем ее дара. Я тоже живу с верой».

Кристина Сенцова
Когда Дима уходит, на его место приходит Катя Вараксина. Она первоклассница, ей семь лет. У Кати тоже ДЦП, но она говорит. А еще Катя коммуникабельная и активно реагирует на то, что происходит вокруг. Она начинает с беговой дорожки. Полина поддерживает ее, но девочка старается сама держать себя, хотя все равно наклоняется чуть-чуть вперед. Катя шагает по дорожке, а Полина ей говорит показать, как ходят большие ножки, и Катя делает настолько широкий шаг, насколько позволяет длина ее ног. «А как маленькие ножки идут по дорожке?» — Катя улыбается и шагает, шагает, шагает.
«Я стараюсь войти в образ ребенка. Тоже хочется с ними играть, хочется, чтобы у них все получалось. Может быть, потому что у меня детская энергетика. Наверное, чувствуется, что мне очень хочется помочь. Но, конечно, всем не поможешь».
— Катя, нравится тебе занятие?
— Да, — девочка немного смущена, но улыбается.
— Что самое лучшее, самое интересное?
— Бассейн.
— Ты хорошо плаваешь?
— Да.
— Лучше всех?
— Да!
Следующее задание — велосипед. Катя пока не умеет кататься, но старается. Я замечаю, что Катя удивительно трудолюбивая и целеустремленная, в ее характере чувствуется стержень.
— Ручками держись, ножки ставь. Так. Все, спинку держи ровно, Катюша. Держись ручками. Ты готова? Давай. Раз, два, три. Eду, еду, еду на велосипеде. Я кручу, верчу…
— Педали.
— Ноги даже…
— Не устали.
Катю в коридоре ждет мама Ольга. Она говорит, что Катя сразу никогда не дает результаты, прогресс они замечают по прошествии некоторого времени. Но тут Ольга уже отметила, что координация рук стала гораздо лучше. В школе педагогам надо научить ее хотя бы как-то держать ручку, пытаться что-то написать, начертить более-менее ровно. «У нее стали более четкие линии. Eсли поначалу она границ не видела, то сейчас их понимает. Вчера мы пытались написать цифру один. Она не видит квадрат, поэтому я ей точкой выделила центр, откуда начинается единичка и где должна закончиться. Получилось». Ольга говорит, что Кате нравятся все ее занятия, от физкультуры до рисования, но особое сердце в месте девочки занимает бассейн. «Я жалею, что у нас в городе нет тренировок, которые выводили бы детей на паралимпийские соревнования. Кто знает, может, она бы могла стать профессиональной спортсменкой?»
Следующая ступень развития для Полины — получение медицинского образования. Также она планирует участвовать в конкурсе Минтруда (в 2024 году Полина заняла восьмое место) и в конкурсе профессионального мастерства. По словам Полины, в этой профессии случайных людей не бывает, потому что это трудоемкая работа, которая требует каждый раз отдавать частичку своей энергии, дарить ее ребенку. Поддерживать родителей, давать домашние задания, показывать им, что их ребенок может играть в мяч, ходить на футбол, кататься на роликах. «У меня есть ребенок, у которого СДВГ плюс аутизм, он уже несколько лет ходит на ролики, ему очень нравится. Нельзя зацикливаться на том, что у ребенка диагноз и сидеть дома. Наоборот, важно об этом говорить открыто и не бояться, не воспринимать диагноз как приговор».

***
фото: Полина Шадрина;Катя Вараксина.;Дима Лапин;Кристина Сенцова
