Джаз снова в моде

Жанровые концерты, трибьюты и джемы собирают аншлаги. Новые «Ревущие двадцатые» в столице деревень, ковров и конфет фабрики «Квартет».
В полумраке бара приходится ориентироваться на слух. Звон бокалов, смех и разговоры. Свет вспыхивает на сцене — квартет уже готов к выступлению. Барабанщик задает ритм, гитара, саксофон и контрабас подчиняются ему. Звуки льются будто хаотично, ловя каждую ноту по отдельности — не услышишь мелодии. Но стоит закрыть глаза и перестать пытаться вычленить закономерность — музыка сама является к тебе.
Eсли бы у мелодий был вкус, джаз бы ощущался как конфеты из дорогого швейцарского шоколада с кислой взрывающейся начинкой, шипящей на языке ярким фруктовым вкусом.
— Где вообще в Тюмени играют джаз? Вроде как «Майлз» на волне?
— «Майлз» сегодня — это скорее мейнстрим. Хайповое такое место, да!
Мой собеседник — Таир Гарифов, тюменский джазовый музыкант. В гримерке арт-кафе «ТБДТ» он вместе с группой «TMN-band» готовится к выступлению — проданы почти все билеты, нужно предстать перед публикой в лучшем виде. Буквально через час музыканты сменят джинсы и кеды на блестящие туфли и выглаженные костюмы.
— Среди джазовых клубов в авангарде — «Фабрик Джаз». Это такой настоящий клуб, тру-клуб. Ну а «ТБДТ» скорее концертная площадка. Здесь много музыки, но она не ограничена в жанре -здесь есть и фанк, и русский рок. «Фабрик» — это один из первых местных джазовых клубов. Был еще «Лимузин Дали», но хозяин давно ничего в нем не проводит. Хотя — нет, он привозит себе каких-нибудь крутых артистов. Для узкого круга людей. «Фабрик Джаз» — это клуб, который популяризировал джаз. Они одни из первых занялись образовательной деятельностью, показали публике, что вообще такое джаз. И они это делают до сих пор, и я бы даже и сказал, что это их цель — они всегда привозят людям лучших джазовых артистов, в том числе мировых. Туда приходит порой немного народу, к сожалению, но это как будто бы то место, где мы сами, музыканты, периодически можем прийти что-то послушать, поучиться, напитаться опытом, познакомиться с музыкантами. У «Фабрика» вообще есть как будто своя публика. Туда просто так не придешь, мимо проходя.
Лариса Логинова
— Кто вообще ваша аудитория? Сможете описать своего слушателя?
— Слушайте, это настолько, мне кажется, палитра огромная… В разных заведениях по-разному. В «Майлзе» том же очень живо, там такая околоночная жизнь. Там бывают разные ребята, но зачастую девочки, которые хотят выгулять вечернее платье либо брючный костюмчик. Публика модная, современная, но не сильно простая -ребята такие стилевые, разбирающиеся, в большей степени, публика, наверное, до сорока, не более. В «Арт-кафе» публика более аристократичная, что ли. Сюда приходят не за выпивкой, а за музыкой. Бар здесь есть, конечно, но он не так в глаза бросается. Ну а в «Фабрике» — постоянники.
И правда — четко описать посетителя тюменских джазовых концертов невозможно — настолько разношерстная аудитория. Походе, эта взрывная мода вернула джаз «среднему классу».
— Слышала, в «Майлзе» новая сезонная карта бара? — прекрасная юная шатенка подкрашивает губы, глядя в складное зеркальце.
— Да-да, тоже хочу попробовать новые коктейли, — ее подруга, не менее сногсшибательная блондин -ка, задумчиво смотрит в окно кофейни.
— Сходим вечером? Там сегодня какой-то концерт, — шатенка захлопывает зеркальце и убирает в сумочку.
— Что за концерт?
— Джазовый джем. Конечно, можете фыркнуть —
молодежь ходит на концерты, чтобы выпить и выгулять модные костюмы, а не ради высокой культуры. Но разве это плохо? Ведь изначально джаз такой и есть -громкий и пьяный, бурный и барный, крепче текилы, нередко подвальный, и часто слушатель пьянее, чем этот самый джаз. Тюменские джаз-пространства — своего рода воронка. Через бар с коктейлями зритель может попасть в настоящее музыкальное сообщество. И эта воронка никак не мешает, а, наоборот, способствует развитию тюменского джаза — явления, о котором Тимур Гарифов с улыбкой сказал: «Хорошо, что он есть». Модные девушки, восхищенные импровизацией на саксофоне и ее сочетанием с коктейлями, возможно, позже придут в этот бар именно за музыкой. Все в плюсе: музыканту — слушатель, а слушателю — музыкант.
Так и зарождается новая культура (в нашем случае — возрождается старая).
***
фото: Концерт в клубе «Fabric jazz».
