ИИ поможет врачу, а не заменит его

Как сочетать традиционные формы получения знаний с возможностями ИИ в медицине и медицинском образовании? Такова тема доклада, с которым выступил на пленарной сессии I Международного форума «Росмедобр — Урал 2025» врач-кардиолог Игорь Eникеев, руководитель направления искусственного интеллекта компании «ГЭОТАР Цифровые решения».
По его мнению, главная задача искусственного интеллекта (в контексте медицины) — имитация когнитивных функций человека. Количество зарегистрированных медицинских изделий с ИИ в России растет ежемесячно, недавно появился сорок девятый зарегистрированный продукт, еще более двухсот находятся в разработке, а в США регулятор зарегистрировал свыше тысячи решений. По его словам, врачи в мире и России в большинстве уже приняли факт, что ИИ в практике будет использоваться, и обсуждают не возможность, а способы и методики внедрения.
При этом он выделил центральные риски: снижение уровня клинического мышления при бездумном доверии алгоритмам и проблема черного ящика, когда пользователю неочевидно, как именно модель получила ответ.
— Внутри моделей нет магии, там железо, алгоритмы и данные, и именно данные определяют качество результата. Риски реальны, главный из них — ослабление клинического мышления, если мы перестанем думать сами. Решение в дисциплине применения и постоянном профессиональном обучении, — сказал он.
Игорь Eникеев предложил прагматичный баланс между пользой и угрозами: немедленно перестроить обучение врачей, студентов и преподавателей, обязательно и жестко регистрировать медицинские изделия с ИИ и вести пострегистрационный мониторинг, а также необходимо долгосрочное финансирование инициатив, чтобы проекты не завершались сразу после окончания грантов.
В дискуссиях с участием известных ученых и педагогов звучат прогнозы о значительном сокращении сроков базового обучения к середине века и концентрации на ключевых компетенциях — чтении, письме, арифметике и элементарном программировании. По оценке спикера, традиционные формы в медицине незаменимы, а ИИ должен оставаться вспомогательным инструментом, расширяющим возможности.
— Традиционные формы обучения в медицине должны остаться ядром: личная коммуникация, наставничество, совместный разбор и обратная связь. Человек остается в центре, так требуют и здравый смысл, и рекомендации международных организаций. Гибридный интеллект эффективен только тогда, когда роль алгоритма модераторски задает человек.
Eго позиция по роли человека в связке с алгоритмами подкреплена ссылкой на рекомендации ЮНEСКО о человекоориентированном подходе к генеративному ИИ в обучении: преподаватель задает цели, рамки и мотивацию, принимает ответственность за уместность применения моделей и формирует у обучающихся ИИ-грамотность. При этом, заметил он, цифровая грамотность и умение работать с ИИ у студентов нередко выше, чем у преподавателей, и это требует осознанной модерации: гибридный интеллект человек плюс ИИ эффективен только при управлении со стороны педагога. Среди конкретных учебных сценариев он выделил автоматизированный клинический экзамен OSCE (объективный структурированный клинический экзамен) с ИИ как способ развивать клинические навыки при дефиците ресурсов, а также ежедневную практику, в которой преподаватель должен выяснять, какую модель использовал студент, почему именно ее, можно ли доверять результату и как совместно провести разбор ответа.
Eникеев сформулировал блок практических рекомендаций для внедрения ИИ в медобразовании. В него входят политика и защита данных, кадровая готовность, системное обучение преподавателей, обновление учебных программ с включением модулей ИИ и железное правило: искусственный интеллект усиливает человека, а не заменяет его. Он представил собственный 30-часовой курс, аккредитованный баллами НМО, который за год прошли более двухсот врачей, и сообщил о добавлении в программу раздела, посвященного использованию ИИ в преподавании и задачам внедрения в образовательные процессы.
Спикер распределяет искусственный интеллект по двум условным корзинам задач: инструменты для преподавателя и для студента. Для преподавателя это подготовка тестов и клинических случаев, ассистирование при проверке и обратной связи, совместное проектирование заданий и сценариев обучения при безусловной ответственности преподавателя за итоговые решения. Для студентов — адаптивное обучение и подбор тестов, самопроверка с пояснениями, роль наставника, который ведет диалог и развивает клиническое мышление, а также построение индивидуальной траектории обучения на основе ошибок и текущего уровня владения темой.
От теории он перешел к демонстрации платформы медицинских знаний MedBaseGeotar. В ней работают ассистенты на основе клинических рекомендаций и авторитетных изданий, диалог ведется в формате чата, ответы снабжаются ссылками на конкретные источники, область поиска можно ограничить конкретной книгой или документом, а вся система развернута на локальных серверах в стране. Eникеев подчеркнул, что, в отличие от популярных универсальных сервисов, платформа отвечает медицинским языком, избегает излишней многословности и опирается на четкие, проверяемые знания. В основе контента — несколько тысяч современных российских и переводных изданий, отечественные и зарубежные клинические рекомендации, а функционал включает умный поиск, фильтры, перекрестные ссылки и регулярные обновления. На примере запроса «План обследования» он показал получение краткого структурированного ответа с нумерованными источниками и переходом к нужному абзацу клинической рекомендации.
— Наши решения строятся на прозрачности источников и медицинской терминологии. Платформа кратко и по делу отвечает, дает ссылки на конкретные разделы клинических рекомендаций и учебников, работает на локальных серверах. Преподаватель может генерировать тесты и кейсы, студент — получать таблицы, пояснения и индивидуальную траекторию. Мы открыты к тестированию и обратной связи, доступ можно получить по QR-коду.
Отдельный сценарий — генерация десяти тестовых заданий по теме артериальной гипертензии с ограничением области поиска одной клинической рекомендацией и последующим использованием тестов в учебном процессе. Для сравнения он открыл студенческую платформу «Консультант студента» с аналогичным ассистентом и запросил составить таблицу двенадцати пар черепно-мозговых нервов с опорой на конкретные тома анатомии. Полученную таблицу можно копировать и использовать в учебе, а также углубляться по ссылкам на источники.
Мысль о необходимости одновременного продвижения технологий и укрепления человеческого звена в обучении он неоднократно повторял, возвращая к базовым правилам клинической школы: обсуждение, рефлексия, совместный разбор ошибок, развитие критического мышления, а не пассивное копирование ответа модели.
Изображение сгенерировано нейросетью Nano Banana
***
фото:
