Переломить статистику по кадрам
Дефицит специалистов среднего звена в отрасли кратно превышает дефицит врачебных кадров, считает Александр Мирошниченко, директор Всероссийского центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России. На форуме Росмедобр-Урал 30 октября он выступил с докладом.
По его словам, сегодняшняя статистка по медицинским кадрам неутешительна. Из 130 тысяч выпускников медколледжей в медицинские вузы поступает 30 тысяч. Получается нерациональное расходование денежных средств на подготовку кадров, так как качество обучения после колледжа требует дополнительной подготовки для поступления в вуз. Массив информации, который должен освоить студент медицинского вуза, колоссален, иначе невозможно обеспечить надлежащее качество этого образования. В среднем профобразовании сроки подготовки сокращены с 2023 года. Прежде всего, таков запрос рынка: быстрее получать квалифицированных выпускников. А в это время практически все субъекты федерации испытывают кадровый голод, особенно в первичном звене.
До сих пор нет единых требований к квалификации преподавателей, встречаются среди них такие теоретики, что пациента видели лет 15 назад. При этом свои клиники имеют немногие вузы, а вот коллежи вообще обучают без них. Получается, что студентов коллежей учат только теории, без практической базы. В государственный сектор устраивается около трети выпускающихся из системы среднего профобразования и чуть больше половины выпускников вузов.
Системных причин для этого несколько, по мнению Мирошниченко. Одна из ключевых — многие оказываются не готовы к реальной трудовой деятельности, даже получив диплом и аккредитацию. У молодых врачей есть трудности в работе с пациентами в реальных клинических условиях. В колледжах эта ситуация еще более острая: молодые люди выходят на работу в 18-9 лет и уже должны иметь нужный уровень не только профессиональной, но и психологической готовности работать с людьми.
— При планировании программ и принятии решений об их открытии или закрытии мы ориентируемся на текущие тренды, — сказал ректор Тюменского медицинского университета Иван Петров. — Я уверен, что и в других университетах медицинского образования ситуация аналогична: стоматология и лечебное дело остаются наиболее востребованными специальностями, однако и количество студентов на педиатрии остается стабильным, — сказал Иван Петров. — В рамках образовательных программ иногда возникает вопрос о необходимости существования таких специальностей. Однако мы решили однозначно продолжать подготовку специалистов в области биотехнологий и промышленной фармации. Мы планируем создать новые лаборатории и готовить не только сотрудников аптек, но и исследователей, производителей и апробаторов лекарственных препаратов.
Структура образовательного пространства в ТМУ состоит из семи программ среднего профессионального образования и пяти специалитета. Среди них развитие совместных проектов с ведущими вузами, модернизации инфраструктуры и создание лабораторной базы в партнерстве с компанией «Фармсинтез»; формирование условий для подготовки кадров и развития научной деятельности будущего. Иван Петров поделился опытом внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс, сообщив о проектах создания тьютора на основе ИИ, использованию виртуальных пациентов и симуляторов, а также развитию командных форм обучения. Ректор заметил, что сотрудничество университета с фармацевтическими заводами и крупными международными компаниями приносит определенные вызовы, связанные с обновлением образовательных программ и методик. Региональные и национальные проекты также влияют на подход к образованию. Тюменский медицинский университет стремится не только готовить кадры для региона, но и способствовать технологическому развитию страны.
