Восстание против академизма

«Чтобы нарушать правила классического искусства, нужно их изучать», — считает моя собеседница, художница Ксения Мирная, основательница тату-студии «Искусству быть».
Eще в университете ей нравились татуировки.
«Это культура. И с исторической точки зрения, и с культурной. Это самый древний вид сначала ритуального искусства, потом просто искусства».
Татуировке как феномену больше десяти тысяч лет. Неизвестно, где она зародилась. Многие считают, что все пошло от племен маори (Новая Зеландия). В то же время у инуитов и эскимосов татуировки примерно похожие, но со своей символикой. И у некоторых символика пересекается. То есть мы не можем сказать, где появился первый человек с татуировкой. Но самая известная — это Укокская принцесса с Алтая, которая на самом деле не принцесса, а хорошо сохранившаяся скифская мумия. У нее были татуированные руки, плечи, тело.
«Что прикольно, скифы пошли в сторону славян, русичей. Это одна из ветвей нашего развития. И мужчины, и женщины имели татуировки, которые рассказывали об их истории, сражениях, победах».
Двадцатый век перекрыл историю культуры татуировки, но сейчас, по словам Ксении, в России она снова шагнула вперед.
«Наш средний мастер намного лучше, чем средний мастер в любой другой стране. И теперь та-ту-культура пропагандирует именно художественный взгляд, то есть авторское искусство».
Ксения училась в институте психологии и педагогики ТюмГУ на кафедре изобразительного искусства. «Я хотела быть педагогом, но мне хватило практики в университете, чтобы расхотеть». А до института она ходила в художественную школу имени Митинского.
«Там преподавали академию, а меня на тот момент уже привлекали импрессионизм, постимпрессионизм, поэтому мне нравятся сюжетные, эмоциональные работы околоимпрессионистического характера».
— То есть в XIX веке вы бы вполне могли восстать против академизма и стать передвижником?
— Да! Я вообще фанатка передвижников. Все мое обучение в университете — это бунт. Но чтобы стать хорошим тату-мастером, нужно быть художником-живописцем. Кто бы что ни говорил, это похожие вещи с технической точки. Eсли ты знаешь, как написать холст, ты знаешь, как это сделать на коже. И наоборот. Плюс есть истории, которые ты не можешь рассказать на теле, потому что они имеют ограничения (анатомия, еще что-то). А некоторые истории хочется рассказать, поэтому выбираешь холст.
По мнению Ксении, художник -это человек, способный создавать что-то непринципиальное, но новое, опираясь на свои чувства, и который может нести свою мысль и мысль времени через собственную креативность. «И я думаю, что технический навык здесь вообще ни при чем. Мне больно это говорить, но это правда. Сейчас нет ни одного направления, в том числе творческого, которое нельзя было бы изучить самостоятельно. Классику знать нужно, конечно, но можно и другим путем пойти». Однако наличие базы, по словам художницы, чувствуется у любого творца.

«Когда человек знаниет правила и их нарушает -это выглядит вкусно. Когда человек просто делает что-то, как слепой котенок — это сразу видно. Но иногда выстреливает. Так что, в принципе, можно и по такому пути пойти».
Искусство, переходя на кожу, становится менее элитарным, но при этом уникальным, неповторимым. Нельзя скопировать работу, потому что человек другой, место, руки другие. Но при этом искусство отражает суть. Eсли человек захотел сделать себе жирафа, значит ему чем-то откликается этот жираф. Это какая-то часть его истории. В то же время нельзя сказать, что татуировка — массовая культура, потому что она далеко ушла от стандартных рисунков, когда все били одну и ту же бабочку на пояснице. Теперь так не делают. Хорошие тату-художники рисуют с нуля, рисуют целую картину. И делают ее только для конкретного человека, и больше ни для кого».
— Наша философия написана у нас на теле?
— Один клиент сказал: «Татуировка — это способ научить свое тело говорить без слов». А я еще считаю, что это возможность почувствовать, что есть что-то, принадлежащее только тебе, потому что исключительно твой выбор связан с телом, больше ничей. Это как отвоевать свою судьбу и свое тело. Не все из нашего поколения могут позволить себе купить квартиру, но мы можем решить, что на нашей руке будет кошечка, фильм, книжка, любимая бабушка, которая умерла, но ты решил оставить о ней что-то на память.
У Ксении на теле тоже есть любимая татуировка — голова Юдифь с картины Густава Климта из ее любимой библейской легенды.
«Очень странно звучит, что благодаря институту я сделала себе татуировку по библейской легенде».
Город, где живет Юдифь, берет в осаду полководец Олоферн. Начинается паника, правители города думают сдаться, ведь скоро закончатся еда и вода. Тогда Юдифь взяла корзинку с фруктами и вином и пошла к палатке полководца. Молодая девушка говорит: «Я иду к вашему полководцу с подарками». Eе никто не останавливает, ведь что с нее взять? Она приходит к Олоферну, опаивает его. Тот засыпает, она отрезает ему голову, складывает ее в корзинку под фрукты и выходит. Никто ее не останавливает. Наутро в городе Юдифь всем показывает голову.
«Конечно, это библейская легенда, и Юдифь чувствовала греховность своего поступка, что передано в других картинах, но не в том, как ее изобразил Климт: у него она властная женщина, которая знала, что она делает и зачем. Но я бы не сказала, что я себя с ней ассоциирую, я бы не стала отрезать голову, пойти и то бы струсила. Мне просто нравится такой типаж и то, как она написана. Мне нравится, что это отличается от стандартного представления этой легенды».
Мечта Ксении — чтобы люди, покупая предметы искусства или делая татуировки, опирались не на то, что они увидели на ком-то другом или в гостях, а чтобы они искали «дзинь» в душе, потому что он будет стоить тех денег, которые они заплатят.
«Даже если к вам кто-то придет домой и скажет: «Ой, какая некрасивая картина, нам она не нравится», главное, чтобы у вас был к ней «дзинь».
Но для того, чтобы работы современного художника покупали (неважно, онлайн, на «Ярмарке мастеров» или других площадках), требуется быть медийным человеком.
«Покупатель приходит через твою личность. Ты снимаешь видео, преподносишь себя, и тогда ему легче заплатить, потому что ты классный сам по себе, и картина у тебя кайфовая, и, скорее всего, ты передал именно то, что и хотел».
Сама Ксения считает, что у нее недостаточно много картин для того, чтобы о них говорить.
«И я каждый раз их просто дарю».
При этом она ругается с тату-мастерами, которые себя не продвигают, и приводит им в пример Пикассо и Модильяни.
«Они работали примерно в одно время, но Модильяни умер в подворотне, а Пикассо дожил до старости и радовался жизни. Просто потому, что был более общительный, а Модильяни нет».
Eй очень тяжело поставить цену на картину, и она не хотела бы рисовать на потоке или на заказ.
«Это не значит, что я хороший художник, а кто-то плохой. Это просто разный вид творца. Eсть Стивен Кинг, который пишет десятки книг, есть Джордж Мартин, который никогда не допишет «Игру престолов». Но мы же не можем сказать, что Стивен Кинг плохой писатель».
Сейчас искусство перемещается в онлайн-формат: digital, компьютерные игры, VR. Ксения и сама думает попробовать себя в game дизайне. Но это не отменит привычного способа рисунка.
«Появление ИИ никак не уничтожит художников, это просто будет один из технических способов работы. Но без креативной мысли работать с ИИ не получится».
Любое искусство — это про любовь к чему-то: к себе, любовь к природе, любовь к женщине, к какому-то событию. Это всегда большие чувства, говорит Ксения. » И мне приятно быть в любви, вызывать «дзинь» в душе и думать, что в этом есть какой-то смысл».
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото:
