Безлюдные технологии выходят на первый план
Перед государством стоит задача к 2030 году войти в число 25 стран с самым высоким уровнем роботизации. Она сформулирована в Указе Президента РФ 7 мая прошлого года.
Повышение производительности труда и безлюдные технологии обсудили на пленарном заседании, которым открылась завершившаяся вчера в технопарке конференции «Код индустрии».
Конференцию организовали агентство InvestTyumen и агентство инноваций, а поддержало министерство промышленности и торговли. По мнению участников пленарной сессии, роботизация на производстве — это не тиражирование типовых решений. Во многом залог успешной работы в грамотно и детально прописанном техзадании, а также в готовности персонала предприятия к постоянному переобучению.
О проблемах развития «темных производств» подробно рассказал Михаил Решетников, заместитель директора по операционной деятельности центра промышленной роботизации из Челябинска. Темные производства — это полностью автоматизированные предприятия, где человеческое участие в технологическом процессе сведено к нулю. Робот не болеет и не ходит в отпуск, но с другой стороны, ему требуется дорогостоящее техническое обслуживание и поддержка. В этой ситуации спрос на квалифицированных специалистов сохраняется. По мнению Решетникова, наилучшего результата можно достичь, объединив с роботизацией человеческий профессиональный опыт и командный дух.
Готовы ли к объединению сами работники производств? Ведь внедрение новых технологий требует повышения компетентности и от человека. Как заметила Мария Счастливая, директор компании «Софт72», у собственников бизнеса и управленцев должно быть четкое понимание, для чего внедряется ИИ, кому и зачем нужны безлюдные технологии. Иначе можно потратить «сумасшедшие деньги на внедрение ИИ», но не получить ожидаемого эффекта.
В Тюменской области самые низкие показатели по безработным. Eсли по России их 2,2%, то по региону — 0,32%. Работа с кадрами сместилась с поиска и найма в сторону обучения и удержания персонала. Но, по словам Владимира Долгушина, генерального директора ООО «МИДО», как раз в роботизации и автоматизации бизнес-процессов остро не хватает специалистов. Там их дефицит.
— Компании могут рассчитывать на поддержку в рамках национальных проектов, — сказал Владимир Дождев, директор департамента цифровых технологий Минпромторга России. — Министерство также предоставляет современную цифровую инфраструктуру, что особенно ценно для компаний, занимающихся научными исследованиями и разработкой моделей.
Традиционно автоматизация основных процессов является приоритетом для химической, нефтехимической и других отраслей, перечислил Дождев. Это позволяет компаниям переходить к более масштабным изменениям. Что особенно актуально в условиях, когда промышленность сталкивается с необходимостью адаптации к новым реалиям.
