Квинейджеры выбирают Землю

Бывший редактор журнала Sunday Times Элеонор Миллс сказала о женщинах старше 45: «Это как снова быть подростком, но с собственным домом, дорогими простынями и правильным чаем». Одна из самых ярких представителей квинейджеров (queenager) в нашем городе — Светлана Раца, собственник отеля «Eвразия», центра аллергии и астмы «Парацельс», а также организатор благотворительного проекта «Интеллектуальные игры Masson-club».
Как правило, к пятидесятилетию женщины уже успели состояться в профессиональном плане, вырастить детей, может, даже развестись или выйти на пенсию, преодолели кризис середины жизни и научились жить в мире с собой. По сравнению с предыдущими поколениями они гораздо свободнее в финансовом плане, в принятии решений и поступков. И да, они не хотят подводить черту, как их бабушки в этом возрасте. Никогда раньше зрелые женщины не играли такой заметной роли в обществе. Они тратят в два с половиной раза больше среднего человека, особенно на цифровую, автомобильную, финансовую продукцию и путешествия. Их называют самым здоровым, богатым и влиятельным поколением женщин в истории. Они же задают новые тенденции, меняют стандарты красоты и культурную повестку: запускают подкасты, пишут книги, снимают фильмы, становятся менторами для младших поколений. Им больше не нужно ничего никому доказывать. Они, конечно, думают о будущем, но не забывают получать удовольствие здесь и сейчас.
Уже дважды в отеле «Eвразия» Светлана Викторовна организовывала модный показ, куда они с командой выбирали обычных женщин разного возраста, чтобы они имели возможность выйти на подиум и показать себя и одежду, которая им нравится. Светлана Викторовна сама не дефилировала, но говорит, что ей было интересно наблюдать за трансформацией моделей: «Бывает приходят женщины немножко зажатые, но когда мы заканчиваем и они выпархивают на подиум, ты видишь, сколько радости на их лицах, сколько счастья. Поэтому я за это, чтобы каждый сам определял свой путь».
К слову о пути: он у Светланы не был прямолинейным. Сперва она окончила факультет технической кибернетики Тюменского индустриального института, начала работать, потом из-за декрета выпала из профессии и поняла, что за полгода сфера настолько изменилась, что она не в состоянии догнать коллег. Так, поработав в IT-стартапе, главбухом строительной компании и даже проводницей в поезде, Светлана Викторовна с мужем решили заняться продажей коммерческой недвижимости, что впоследствии привело их к своему бизнесу. В 2004 году они открыли клинику — центр аллергии и астмы «Парацельс», а еще через два года начали строительство здания бизнес-отеля «Eвразия» (Светлана Викторовна даже получила корочку администратора гостиницы в московском отеле «Белград»).
«Над нами довлел определенный жизненный сценарий: выучиться в школе, затем в институте, выйти замуж, пойти работать, родить минимум двух детей и куда-то двигаться по карьерной лестнице. В 90-е все это стало ломаться. Сейчас от этой установки, на мой взгляд, не осталось ничего. Eсли она есть у кого-то в головах, хорошо бы ее проработать».
В пример Светлана Викторовна приводит своих дочерей: выбрав определенную вузовскую специальность, они получили работу в другой сфере, а в итоге нашли себя в совершенно ином направлении. И их мама не уверена, остановятся ли они на этом. «Тут еще главное свои рамки в голове сломать, чтобы быть открытым, а не программировать своих детей, не говорить, что ты только так идешь, и никак иначе, не подходить по-снобистки к каким-то специальностям. И не сильно упираться в собственное образование, потому что его сейчас можно на любом этапе добрать, дополучить, доучить. Я бы больше работала над мягкими навыками, такими как коммуникация, общение, потому что этого не хватает».
Несмотря на то, что Светлана выделяет коммуникативные сложности у нынешнего поколения, она не склонна их осуждать, потому что считает, что у этих молодых людей особый уровень искренности. «Старшее поколение не раскрывается и не говорит о своих желаниях. Это то, чем грешило наше: мы свои желания задвигали на задний план. Нам всегда говорили: «Ты должен хорошо учиться, потом работать и так далее». А что ты сам хочешь? Это было где-то на втором плане. Чем, может быть, раздражают зумеры и альфы? Тем, что они приходят и говорят, что хотят. Наверно можно обидеться на них: надо же, без году неделя, еще ничего не сделал, не показал, а уже сказал, что хочет. Но мне кажется, эти искренность и открытость нужно использовать, чтобы понять, что действительно за этим человеком стоит, направить его. Это тяжелее, чем просто выдать инструкцию и отправить работать. Но я не склонна считать, что это минус поколения. Просто с этими людьми надо по-другому выстраивать коммуникацию. А потом, нам деваться-то некуда, все равно других не будет, и через пять, семь лет таким будет большинство наших сотрудников».
Уже сегодня команда на ресепшн отеля «Eвразия» в основном состоит из девчонок до 30 лет. Светлана Викторовна рассказывает, что недавно у них получился эйджизм наоборот. «У нас открылась вакансия, но мы не можем найти человека нужного возраста, только людей старше. То есть, когда кандидат старшего возраста пришел работать в молодой коллектив, его не примут не потому, что человек не понравился, а потому что разные поколения. Это проблема, и дальше она будет усугубляться».
С другой стороны, рассуждает Светлана Раца, все люди разные. Eсть пятидесятилетние, кому хочется посоветовать лучше дома посидеть. Ну они и сами говорят: «Я хочу отдохнуть, я наработался». «А есть такие, я тут и про себя скажу, ведь я глубоко за 50 плюс. Я никогда бы себе такую черту не подвела. Я не готова ее сейчас подводить и сказать, что в ближайшие два-три года уйду на пенсию и ничего делать не буду. Наоборот, план есть и силы есть. Почему я должна себя тормозить? Просто из-за возраста в паспорте?»
Но это личный выбор каждого, оговаривается Светлана. «Я уважаю тех, кто говорит, что хочет быть бабушкой и возиться с внуками. Это тоже нормально, более того — это прекрасно. Это значит, у маленького ребенка будет бабушка, которая как раз ему про мир и расскажет».
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Светлана Викторовна считает себя земным человеком, потому что для нее важно ощущать твердую почву под ногами. «Другие стихии тоже я люблю. Люблю смотреть на огонь, люблю море, но надежнее всего земля. Потому что в бизнесе нужна твердая основа. Ты должен четко знать, на какие цифры опираться и куда идти. Это цели, которые ты проработал, и они понятны и тебе, и людям, которые с тобой работают. Давайте представим, что я, например, огонь. Огонь — хорошо для рождения идеи. Все зажглись, что-то нагенерили, но потом начинается следующий этап, когда эту идею надо превратить во что-то более конкретное, расписать план действий, финансы, понять, справляемся или не справляемся».
Подобная ситуация сейчас у них с «Парацельсом». Центру «Парацельс» исполнилось 20 лет, за это время команда наработала немало знаний об аллергии, которые они пытаются донести до пациента. Но, по словам Светланы, даже за 40 минут приема врач не всегда успевает это сделать. «Мы пытались проводить аллергошколу, но это маленькие охваты. И мы решили сейчас сделать он-лайн-школу, чтобы человек, который столкнулся с этим заболеванием, через подписку получил доступ к видео, где не шаманы, а наши врачи с колоссальным профессиональным опытом дадут ответы на основные вопросы, которые могут возникнуть у человека. Идея, казалось бы, шикарная. Мы все ей заразились. Но когда начинаешь считать расходы, здесь начинается переход от горящей идеи к твердой основе, на которой она будет построена и будет дальше двигаться. Поэтому, мне кажется, все стихии возможны в бизнесе, но мне ближе земля».
***
фото: Светлана Раца.
