X

  • 19 Декабрь
  • 2025 года
  • № 145
  • 5788

Потому что в сад идти пора

Наиболее распространенная проблема у детей дошкольного возраста — речевое развитие.

Об этом говорили на недавнем заседании постоянной комиссии Тюменской городской думы по социальному развитию, обсуждая вопросы организации дошкольного образования в 2025 году.

59 680 детей сегодня ходят в детские сады, 58 333 посещают муниципальные сады. Муниципальный сегмент составляет 64 организации — 56 детских садов, шесть дошкольных отделений в муниципальных школах. В городе работают 22 негосударственные дошкольные организации, которые получают субсидии по установленному порядку, за девять месяцев 2025 года услуги в них получили 1347 детей.

Eжегодно городская администрация анализирует выпускные группы, число освобождающихся мест и количество детей, стоящих на учете. На 1 декабря 2025 года число детей в возрасте от 1,5 до трех лет, не охваченных дошкольным образованием и состоящих на учете, составило 4557. Этот показатель в динамике снижается: в 2023-м -6039, в 2024-м — 5800.

При этом директор городского департамента образования Ольга Тренина уточнила, что учет не равен реальному спросу: не все родители стремятся отдавать ребенка в детский сад в раннем возрасте. По ее словам, в центральной части города, в микрорайонах с 1-го по 6-й, а также в ряде других районов есть свободные места. В новостройках ситуация острее, но родители хотели бы садик рядом с домом.

Сокращению очереди способствует строительство и ввод новых зданий, а также капитальный ремонт. За последние шесть лет в городе открыто 22 новых корпуса. В 2025 году введены корпус детского сада № 151 на 300 мест и детский сад № 187 на 317 мест. Начат капитальный ремонт в детском саду № 42 по улице Депутатской, 129. Работы выполняются с привлечением федерального и областного бюджета в рамках нацпроекта «Семья». Также, по словам Трениной, подготовлена документация на капитальный ремонт детских садов №№ 1, 50 и 118, готовится документация по детскому саду № 92 по улице Игримской.

В городе действуют 58 консультационно-методических пунктов. В качестве направлений работы названы методическая помощь, консультации по запросам родителей, диагностика общего развития ребенка и психолого-педагогическая помощь. Всего помощь через консультационно-методические пункты получили 6790 человек; из них 4002 родителя и 2794 ребенка, при этом среди детей отдельно выделена группа раннего возраста (2741).

Кадровое обеспечение дошкольного образования Ольга Тренина описала через общую численность работников: 6582 человека, из них 3321 педагог. Среди педагогических работников — 2525 воспитателей, 229 учителей-логопедов, 86 педагогов-психологов, 151 музыкальный руководитель и 140 инструкторов по физической культуре. 60 процентов педагогических работников имеют высшее образование, 40 процентов — среднее профессиональное, а 58 процентов имеют высшую или первую квалификационную категорию.

В муниципальных детских садах занимаются 4501 ребенок с ОВЗ и 1424 ребенка-инвалида. Для этой категории, как пояснила Тренина, используются разные форматы: специализированные учреждения, отдельные группы, а также включение детей в общеразвивающие группы с сопровождением. Отдельно отмечено, что в 27 муниципальных детских садах открыта 131 группа компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ОВЗ. На базе детского сада № 133 открыта служба ранней помощи. Она ориентирована на сопровождение семей, воспитывающих детей до трех лет с особенностями здоровья, с трудностями поведения или адаптации. В 2025 году 94 семьи прошли долговременную программу (в течение учебного года), 24 семьи — кратковременную программу (от двух до десяти встреч).

Через 42 логопедических пункта ежемесячно услуги логопеда получают 1050 детей. В перечне задач логопедических пунктов обозначены ранняя диагностика речевых нарушений, своевременное сопровождение детей, а также консультирование педагогов и родителей.

Eще одним направлением, о котором говорили на комиссии, стало развитие инженерного мышления у дошкольников. Детский сад № 149 заявлен как инновационная площадка, а работа по этому направлению ведется также в ряде других детских садов и в дошкольном отделении школы № 89.

С инженерной темой связали и раннюю профориентацию: в докладе упоминалось, что воспитанники дошкольного отделения школы № 89 познакомились с процессом сублимации продуктов и разработали модель робота-сортировщика для очистки готовой продукции. Итоги представляли на всероссийском профориентационном технологическом конкурсе с международным участием «Инженерные кадры России» в Челябинске в апреле этого года и заняли третье место.

После доклада депутаты перешли к вопросам. На вопрос депутата Сергея Пыхалова, одинаковы ли стандарты образования для муниципальных и частных детских садов, Ольга Тренина ответила, что федеральный стандарт единый, при этом детские сады могут предлагать дополнительные услуги, включая платные, если они востребованы родителями. Она заметила, что стандарт не предусматривает обучение дошкольников письму, но консультационно-методические пункты помогают семьям с подготовкой к школе.

Депутат Дмитрий Ошурков поднял вопрос очередности и наполняемости групп в новых микрорайонах и предложил сформулировать меры поддержки кадров в детских садах. Может, предусмотреть право внеочередного или первоочередного зачисления в детский сад детей сотрудников дошкольных учреждений, рассмотреть вопрос компенсаций или льгот по оплате для работников детских садов по аналогии с действующими мерами для отдельных категорий работников транспорта, а также вернуться к модели, когда на группу приходится два воспитателя, чтобы снизить нагрузку и выгорание? Ольга Тренина пояснила порядок учета и предоставления мест: он регулируется федеральной базой и муниципальными актами, существуют категории внеочередного и первоочередного предоставления места, всего таких категорий, по ее словам, 26. В части компенсаций оплаты она напомнила, что есть группы детей, за которых родители плату не вносят (в том числе дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети военнослужащих), а для некоторых категорий предусмотрена 50-процентная компенсация, как это сделано для водителей и кондукторов муниципальных автобусов. По вопросу переполненности групп она сказала, что департамент ориентируется на фактическое посещение и соблюдение санитарных норм по площади, а при жестком фиксировании численности без учета реальной посещаемости город рискует снизить возможности предоставления мест другим детям.

Депутат Eкатерина Вешкурцева предложила в 2026 году организовать выездной день депутата, чтобы посмотреть, как работают детские сады, и заметила, что «переуплотнения» групп сегодня не наблюдается. Она также напомнила о действующей с 2014 года системе «Электронные детские сады Тюменской области», где родители могут выбрать три дошкольные организации, подать заявление через госуслуги или лично, при обращении в детский сад. Eкатерина Викторовна также сказала, что прежде в Тюмени существовала льгота по оплате детского сада для работников дошкольных учреждений, но в 2018 году ее упразднили, поскольку возник вопрос справедливости по отношению к другим работникам бюджетной сферы. При этом она отметила, что на уровне конкретного учреждения возможно стимулирование сотрудников за счет внебюджетных средств, например скидками на дополнительные кружки для детей работников.

Присутствовавшая на заседании комиссии председатель городской думы Светлана Иванова поблагодарила систему дошкольного образования за патриотические проекты, реализованные в год 80-летия Победы: патриотические песни, посещение музеев и «Бессмертный полк» в детских садах. Она предложила продолжать эту работу и дальше, не ограничиваясь юбилейным годом.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта