Эйчары ищут точку опоры

Ни одно обсуждение кадровых проблем не обходится без стенаний по поводу молодого поколения.
Вот и конференция, организованная областной торгово-промышленной палатой в середине декабря в конторе пароходства и собравшая владельцев бизнеса, топ-менеджеров и HR-директоров, от кадрового потенциала региона не могла не коснуться обсуждения, скажем так, некоторых особенностей поколения Z. Как ни крути, они и есть кадровый потенциал региона.
«Eсть такая фраза, она очень точно описывает тренд: если можно не работать — не работайте, — сказал один из участников конференции. -Приходят с запросом поработать в летние каникулы. Хотят, чтобы в офисе не матерились, голос не повышали. Тонкая душевная организация! Приходится устраивать танцы с бубнами, геймифицировать процессы, чтобы им было «прикольно».
А может, это мы не успеваем подстраиваться? Подростки живут гораздо быстрее. И рано или поздно любой работодатель вынужден признаться себе: пожалуй, стоит дорожить теми кадрами, которые уже есть — замечательными женщинами лет пятидесяти из бухгалтерии.
Этот мотив необходимости меняться самим работодателям подхватили и другие участники конференции. «Они будут врачами и учителями наших детей через десять лет. Нам никуда от них не деться, — напомнила модератор дискуссии Eкатерина Моргун. — И они привносят много нового: цифровую грамотность, свежий взгляд, запрос на смысл. Готовы ли мы меняться?»
Опытный HR-директор Анастасия Грицачук, мама зумера, высказалась еще более категорично: «Я не очень люблю эти теории поколений. Для меня строить стратегию на этом непрофессионально. Эти ребята классные! Они гораздо умнее, чем я была в их возрасте. Да, они могут смотреть на нас как на ретроградов. Но когда начинаешь с ними работать, понимаешь: у них огромный запрос на наш опыт и экспертизу. Получается классный союз: мы делимся опытом, они учат нас каким-то новым фишкам. Отказываться от такого глупо».
Участники сошлись во мнении, что запрос поколения Z на честность, обратную связь, отсутствие токсичности и соблюдение базовых «гигиенических» факторов (вовремя выплаченная зарплата, понятные задачи) — это не прихоть, а новая норма рынка труда, к которой придется адаптироваться всем.
Проблема адаптации к новому поколению — это, однако, еще цветочки. Развитие искусственного интеллекта и его широкое наступление по всем фронтам заставляет задуматься о самом будущем человеческих профессий. После выступления Миланы Студинской в зале повис главный вопрос: автоматизация — это путь к эффективности или шаг к дегуманизации? Не задумываясь о глобальном, бизнес рассуждает прагматически, исходя из собственных сегодняшних интересов. Автоматизация — это все, что снижает издержки и стоимость процессов. В том числе и процесса подбора кадров. Eсли ИИ помогает быстрее и дешевле оценивать кандидатов, он будет внедрен. Большие корпорации — быстрее, малый бизнес — позже. Но человек, кажется, все же останется — на последней стадии, там, где требуется принять сложное решение, для работы с топ-менеджментом, для всего, что требует эмпатии и стратегического мышления.
Но тут же из зала прозвучала реплика, отрезвившая оптимистов. Одна из участниц, недавно работавшая в крупном федеральном проекте, поделилась личным опытом: «Я запускала в Тюмени один крупный складской комплекс. Мы набрали команду, все работало. А в феврале приходит стратегическое решение от головного офиса: «Подбор больше не нужен. У нас теперь есть полностью автоматизированная платформа». Меня, мою команду в Тюмени, моих коллег в других регионах, моего руководителя — всех сократили. В Ozon такая история — это уже реальность. Машины атакуют».
«ИИ может сгенерировать таблицу соответствия компетенциям, но никогда не почувствует нутром, честный ли перед тобой человек, подходит ли он в команду по духу. Это как с выбором квартиры: можно изучить все параметры, но понять, твоя она или нет, можно только, когда зайдешь внутрь», — рассуждали участники конференции.
«Не стоит бояться автоматизации, ее нужно осваивать, — подвела итог Eкатерина Моргун. — Это инструмент, который экономит время и деньги. Но он делает неизбежным одно: нам, HR-специалистам, нужно постоянно повышать свою квалификацию, расти в экспертизе, чтобы оставаться теми, кого искусственным интеллектом заменить будет попросту невозможно».
Финальная дискуссия коснулась фундаментального вопроса самоидентификации. Какова сегодня роль HR-специалиста? Стратегический бизнес-партнер, влияющий на ключевые решения? Или администратор, четко исполняющий функции по подбору, оформлению и отчетности? «Конечно, мы стремимся быть бизнес-партнерами! — заявила одна из участниц. -Настоящий HR-бизнес-партнер — это советник, который может говорить с собственником на языке цифр, объяснить, сколько компания теряет из-за плохой адаптации или сколько приобретает, инвестируя в обучение. Он чувствует рынок, тенденции, может донести до бизнеса критически важную информацию».
С этим, однако, согласились не все представители бизнеса. «Для меня HR — это исключительно администратор функции, — четко обозначил свою позицию один из собственников. -Очень хороший, компетентный, в тысячу раз лучше меня разбирающийся в своих процессах. Но наемный сотрудник. Бизнес-партнер — это тот, кто разделяет со мной риски и убытки. Eсли я прогорю, HR-специалист устроится на другую работу. А я останусь с долгами. Поэтому это важная, ключевая, но административная функция».
Но обе стороны согласились, что, какую бы роль ни играл HR, это глубоко технологичная и комплексная профессия, требующая серьезных знаний.
Путь часто начинается с административных задач, но его вершиной должно стать именно партнерство, основанное на экспертизе и умении считать и демонстрировать экономический эффект от кадровых решений. «Когда HR начнет говорить на языке цифр и прибыли, бизнес начнет воспринимать его как партнера», -резюмировала одна из участниц.
Конференция завершилась, но ощущение было таким, что разговор только начался. Участники разъезжались с новыми вопросами, контактами и пониманием, что главный ресурс в эпоху турбулентности — это не деньги и не технологии сами по себе, а умение выстраивать диалог между бизнесом и образованием, между опытом и молодостью, между человеческим капиталом и цифровым прогрессом.
ФОТО ВИКТОРИЯ ВОЛКОВА
***
фото:
