Навстречу времени и в ногу с ним

В праздничной суматохе (которую мы еще со школьных лет привычно называем каникулами), возможно, не все обратили внимание, как пересекли некий рубеж. Причем не только мы, но и все человечество перешагнуло.
Можно даже считать хлопанье петард и пробок, вылетающих из бутылок с шампанским, праздничным салютом. Хотя, с другой стороны, не столь восторженные граждане, в отличие от автора, сухо могут заметить: о чем разговор? Это просто-напросто смена караула.
А момент был очень интересный. Можно даже сказать — первый в нынешнем тысячелетии. Но в сторону загадки! Закончилась первая четверть века в первом столетии третьего тысячелетия. Нельзя не подумать: как идет время!
Я так и сказал. Слово это остановило: а что же такое время? Какая-то субстанция, явление природы, нечто материальное, может быть. Странное это слово. Бесконечно употребляемое, никогда не открывает ни своего облика, ни тайны появления, ни способа передвижения. А ведь наиболее близкие к нему глаголы как раз и касаются этого качества: время идет. Время летит. Время ползет…
Что оно? Живое существо — птица, мустанг или червяк? Или нечто, созданное человеком: самолет, поезд, трактор? В нашей языковой практике мы отмечаем и другие способности времени. Оно может решить, стоять или медлить. Иногда даже кажется, что оно может совершать свои собственные действия. Мне кажется, что это существительное сопрягается с большим числом глаголов, чем любой другой обитатель словаря.
Слово, обладающее такой подвижностью, время не дает нам времени (извиняюсь за игру слов) разглядеть его. Eго физическая форма, как облик отца Гамлета, не соизволяет представиться. Так что рассчитывать на физиков — напрасный труд. Лучше обратиться к поэтам. Вечно витая в эмпиреях, они, возможно, встречали Время? Ведь с давних пор известно, что лирики нередко формулируют лучше физиков.
Как они изображают время, пытаясь придать ему хоть какой-то облик, образ, даже параметр. «Время — вещь необычайно длинная…» — говорит поэт-основоположник. «Время бродит по скверам, по надеждам моим, по пескам», -строит свои отношения с предметом наших розысков мальчик-поэт, ставший на войне разведчиком. «Время ни на миг не остановишь», -предупреждает поэт-песенник. А сколько лозунгов с временем создано с помощью атакующих глаголов: «Время выбрало нас!», «Береги время!», «Время, вперед!». И тут же — «Времена не выбирают».
Самое время (а кто это решил?) попытаться нащупать влияние времени в собственной биографии, достаточно продолжительной. Тем более, что время анизотропно и по курсу совпадает с человеческой жизнью. Так это или нет, но я помню нечто похожее на время (правда, ни тогда я не знал, ни сейчас я не знаю, на что оно похоже. Хотя верю, что оно есть). Кажется, это называется детерминизм. Или как в диссертации профессора Бакштановского — «неумолимое уравнение». Может быть, жизнь каждого из нас тоже уравнение, составленное и поправленное временем?
Так чем же измерить время? Хронометром? Писком мобильника? Самое лучшее — собственной жизнью. С трудом выстраиваю, точнее, копирую свой маршрут. Сколько случайностей, на первый взгляд, которые потом оказываются жестко детерминированы, связаны, как вагонная сцепка. Лязга хватало, но конструкция меня не огорчала. Попробуем задать себе вопрос: если бы время дало возможность начать все сначала, хотел бы я еще раз пройти тем же путем?
Фото из тг-канала Максима Афанасьева
***
фото: Логотип юбилейного Дня города Тюмени, представленный на днях специалистами центра стратегического развития «Сибирь». По замыслу авторов композиции, она передает идею единства прошлого и настоящего, наглядно демонстрируя, что современная Тюмень уверенно идет вперед, оставаясь верна своим корням и традициям.
