Главный вектор — солидарность

Три миллиона километров проехать за рулем — и вдруг пересесть на пассажирское кресло? Инструктор Eвгений Eгоров сменил междугородние трассы на учебные маршруты федеральной автошколы «Вектор», чтобы быть ближе к семье.
— Ваш путь в инструкторы необычен. Вы судоводитель по образованию, работали водителем-дальнобойщиком. Как вы оказались в учебном классе и на учебной машине?
— Пока дочь Мария была маленькой, я постоянно был в рейсах, на межгороде. Это была обычная жизнь дальнобойщика. Когда ребенку исполнилось два года, я твердо решил, что хочу быть рядом, видеть, как она растет. Так и пришел в автошколу. Опыт вождения огромный, и передавать его оказалось естественно.
— Что в новой роли для вас самое ценное и самое трудное?
— Самое приятное — это момент, когда ученик ловит суть, когда у него все получается и он сам чувствует, что контролирует машину. А самое сложное — этот результат получить. Потому что люди все разные — по возрасту, темпераменту, скорости реакции. Но я учу не зубрить знаки. Я учу быть готовым ко всему, сохранять самообладание, анализировать свои ошибки сразу, а не после. Учу смотреть далеко вперед и быстро ориентироваться. И, может, самое важное — учу водительской солидарности. Понимать того, кто в соседней машине, уважать его, предвидеть его возможные действия.
— С какими учениками сложнее работать? С молодыми или с теми, кто постарше?
— Молодые как губка, все впитывают быстро, им проще дается механика, они менее зажаты. Но в этой легкости иногда таится проблема: они могут не до конца осознавать всю ответственность и опасность.

Бывает, пытаются выехать на перекресток, не оценив риска. С учениками старшего возраста другая история. У них уже много жизненного опыта, часто не связанного с машиной, сильнее развит инстинкт самосохранения, они больше осторожничают. Их учить дольше, нужна особая терпеливость. Зато они относятся к обучению очень серьезно, вдумчиво, дотошно проверяют каждую деталь. Им сложнее дается механика движений, но их мотивация -выше всяких похвал.
— Наверное, уже собралась коллекция курьезных случаев и ученических предрассудков?

— Безусловно! Бывает, люди искренне думают, что когда едешь вперед — крутятся передние колеса, а назад — задние. Или свято верят, что на механике на светофоре обязательно заглохнешь. А самый запоминающийся стресс -это, конечно, внутренние экзамены. Помню, одна девушка так нервничала, что у нее сильно дрожали и руки, и вся челюсть, будто ее морозом прохватило. Мы с коллегой не удержались, улыбнулись. Она увидела это и сама засмеялась. А у одного парня на экзамене нога на педали сцепления танцевала джигу — так тряслась от волнения, со стороны это выглядело, как будто зайчик стучит по барабану.
— Учебный автомобиль оснащен дублирующими педалями. Часто приходится их использовать?

— Практически на каждом занятии. Машина живет тяжелой трудовой жизнью, огромное количество моточасов, постоянные остановки и старты. Требует внимания и частого обслуживания, но иначе нельзя. Моя нога всегда начеку. Начинающий может не заметить пешехода, недооценить скорость, зазеваться. Реакция должна быть мгновенной, чтобы мягко подстраховать. Но закричать при этом категорически нельзя, ведь человек в стрессе перестает учиться. Моя тактика — плавно, но уверенно взять управление на себя, остановить автомобиль в безопасном месте. Потом спокойно объяснить, что произошло и что могло произойти. Eсли слов недостаточно, показываю короткие видео с разбором реальных ДТП. Наглядность работает безотказно. Нужно еще и научить анализировать, чтобы видеть последствия. Надо смотреть не только на бампер впереди идущей машины, а на три автомобиля вперед, на боковые улицы, на поведение других. Это базис, который предотвращает 99% проблем.

— А вы сами изменились как водитель после работы инструктором?
— Стал педантичнее. Теперь всегда, даже на пустой дороге, включаю поворотник. Стал больше предугадывать действия других. Сейчас, глядя на манеру езды, я почти точно могу сказать, опытный там водитель или новичок, устал или торопится. Это помогает быть готовым к любому развитию событий.
— Чего вы больше всего не любите на дороге?
— Грубых и, главное, необдуманных нарушений. Eсли человек в четыре утра, оценив все риски, аккуратно пересекает сплошную, чтобы заехать во двор, — это одно. Но когда лихач на скорости вылетает на встречную, не глядя, — это высшая степень опасности. Он не понимает, что творит и какую цену могут заплатить окружающие. Таких водителей я действительно боюсь.
— Что чувствуете, когда ваш ученик сдает экзамен в ГИБДД?
— Честно? На госэкзамене я выматываюсь морально больше, чем курсанты. Я за них очень переживаю. И когда звучит «Сдал!» — это огромное облегчение. Радуюсь, наверное, даже сильнее них. За три месяца вы становитесь почти одной командой. И это общая победа. Мы смогли. Мы это сделали. Значит, на дороге станет на одного хорошего, думающего водителя больше.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото:
