Снежный ангел из десанта

Однажды я прочитала, что мы движемся либо в направлении любви, либо в направлении страха. Владимир Медведев, двадцатилетний парень, ценой своей жизни спасший товарищей в селе Новоивановка в зоне специальной военной операции, без сомнения, двигался в сторону любви. Осенью в его честь назвали улицу в Тюмени. 26 января исполнился год, как родные и друзья с ним попрощались.
«Этого мне надо в команду»
…Так сказал муж воспитательницы в детском саду — тренер МФК «Тюмень» Виктор Щербаков, когда пришел посмотреть на «пингвинят» жены. Шел 2008 год, Вова тогда был четырехлетним малышом, но, как говорит его мама Олеся Медведева, он с раннего возраста был очень активный.
Медведевы много путешествовали. По словам Олеси, Вова очень любил эти поездки, но, когда были сборы и игры, всегда выбирал футбол. Она вспоминает одну из первых поездок на горнолыжный курорт: «Лишь день занятий с инструктором, и он начал самостоятельно кататься. Бесстрашный! А ведь ему было около четырех лет». Из того же отпуска Олеся рассказывает еще одну историю: «Мы скатываемся вместе, но тут он останавливается, снимает лыжи и куда-то топает по снегу. Мы ему говорим: ты куда? А он отвечает, что там тетенька упала, надо помочь. И ведь никто не обратил внимания, кроме этого маленького пингвиненка».
Владимир всегда помогал, если мог помочь. «Это отношение к жизни считывалось сразу же, -продолжает Олеся. — У подруги у дочки тяжелый ДЦП, она приводила ее ко мне, я ставила ей уколы. Вова дружил с Полиной. Несмотря на то, что она не разговаривает, они как-то играли в машинки. Она понимала, что ими играть надо, он ей эти машинки пакетами отдавал. Подруга говорила, что через пару дней вернет, а он упрямился: не надо, вы что, все забирайте! Подарки при встрече дарил. В общем, доброта была в нем всегда. Интересное сочетание: жесткий спортивный парень со стремлением побеждать, но с такой невероятной добротой».
Логично, что в девять лет Вова поднял серьезную тему для разговора — когда он станет старшим братом? «Именно благодаря ему появился Степан. Я родила, Вова через несколько часов прибежал в роддом, подошел к окну, махал, кричал: мама, покажи!».
Свой в доску
Владимир занимался футболом четырнадцать лет. Играл за МФК «Тюмень-2004», а в одиннадцатом классе был отобран в команду дублеров. Тренировки не пропускал, что дало блестящие результаты -на его счету более 190 голов, а также звания лучшего нападающего, лучшего бомбардира и лучшего игрока. «Раз он профессиональный спортсмен, дома мы его видели редко. Eсли он не на тренировке, то с друзьями в футбол гоняет или на велосипеде катается».
Когда Вове было восемь, в команду пришел Кирилл Логуш. «На меня все смотрели как на гадкого утенка, потому что я, по сути, пришел с улицы, а раз мы были дети, первые матчи Вова меня даже доводил до слез». Но только вражда быстро переросла в крепкую дружбу. «Пока он не ушел в армию, я не помню ни дня, когда бы мы не разговаривали. Мы постоянно созванивались, каждый день виделись, даже ненадолго, мы просто ни дня не могли обойтись друг без друга. Как только возникала проблема, мы в этот же день встречались и все решали». Кирилл был записан у Вовы в телефоне как «Брат». Он говорит, что Вова был и остается его самым лучшим другом: «Другого такого уже не будет».
Владимир говорил на английском и французском, хорошо знал работы Сальвадора Дали, Клода Моне, Ильи Репина, Карла Брюллова. Олеся рассказывает, что ему нравилось ходить по музеям, правда через час уже надоедало. Eго одноклассница Мария Сиглова вспоминает, что в школе он сидел на последней парте, не отказывался снимать с девочками короткие, забавные видео, словом, был легкий на подъем: «Всегда переводил все в шутку и выходил сухим из воды». В последнюю встречу Маша спросила: «Зачем тебе возвращаться? Оставайся дома, и так уже у тебя травма», на что Вова ответил: «Работа у меня такая».

Другая одноклассница, Мария Чулкова, думала, что Вова высокомерный, но она очень хотела танцевать с ним вальс на выпускном, и была приятно удивлена, с каким энтузиазмом он согласился. «Никогда не опаздывал, репетиции не пропускал, все движения на лету схватывал». За пару дней до вальса Мария вспоминает, как встретила его на улице с огромной коробкой в руках. «Вова, что в коробке?» Он открывает ее, а там белые кеды, которые он на выступление купил. «И он был такой довольный, счастливый в этот момент!»
После окончания школы Владимир поступил в колледж экономики, управления и права, пошел на гостиничный бизнес, параллельно работал официантом в ресторане и собирался сдавать экзамен на администратора. Но учеба ему не нравилась, и он решил пойти на срочную службу. «В армию схожу — пойму, чего хочу», — сказал он родным. Так как Владимир — профессиональный спортсмен, ему предложили выбор: президентские войска или ВДВ. «Я должен чему-то научиться. Где как не в ВДВ?» Всего из Тюменской области отобрали десять человек. Владимир был счастлив и чрезвычайно горд.

Для всех, не для себя
Со службы Вова высылал Олесе видеокружочки. «Он говорил не о том, как им тяжело, а показывал счастливые моменты, например, как они купаются». Сослуживцы рассказали, что Вова был одним из лидеров, командиры сразу его приметили и даже отпускали тренироваться. Однажды он прибегает к товарищам и радостно сообщает: «Ребята, я договорился, мы берем под охрану пансионат, он стоит на море! Я буду там, но я хочу, чтобы все искупались». Так ценой дежурства в клозетах Вова во время своей смены водил по одному сослуживцу купаться.
Владимир был призван в мае 2023 года, но уже в декабре решил продолжить служить по контракту. В десантно-штурмовой роте он прошел путь от Запорожья до Курской области. «Он хотел быть похожим на командира роты, который постоянно на передовой, был не единожды ранен. С такими ранениями мог уже ехать домой, и когда ребята его спросили, почему он всегда туда возвращается, ответил: «Так там никого нет, никто не идет. Как я оставлю своих пацанов, если туда никто не идет?»

Вова услышал, понял, что хочет пойти служить по контракту. «У него не было желания сделать военную карьеру, — продолжает Олеся. — Он сказал: «Просто иду спасать пацанов. Потому что я умею, я десантник, нас научили. Я не знаю, что такое война, но знаю, что я уже умею. Я смогу там пригодиться».
Из их роты подписали контракт только два человека (а в роте их около сотни).
Перед тем как уйти, Медведев сделал татуировку на груди в районе сердца — даты рождения мамы, папы, брата и Кирилла. Сказал: «Я далеко, вас рядом не будет. Но ближе, чем к сердцу, вы не можете быть».
Сначала была Феодосия. В начале февраля 2024 года Олеся полетела в гости к сыну. Она рассказывает, что морской пейзаж напоминал им о детстве, когда они всей семьей ездили в путешествия. А весной Владимира отправили в Запорожье. «Он писал по эсэмэске раз в месяц-полтора: «Я на задаче, не теряй меня». Я ничего не знала. Не знала, что он проводник, штурмовик. Мне он говорил, что инструктор, ребят учит. А летом высылает фото. Им в полевых условиях вручали медали «За отвагу». Он лежит в траве, похож на Чебурашку, уставший и смеющийся. Я говорю: «Это же подвиг, Вов, это очень высокая награда!», а он отвечает: «Да ладно тебе, мам».

Уже позже Олеся узнает, что он вывел из окружения группу, которой не было две недели. Благодаря ему все вернулись живыми. Командир шутил, мол, только Медведь мог так вести, и благодарил футбол, научивший Владимира ориентироваться в пространстве и видеть вокруг себя на 360 градусов. Eго сослуживцы рассказали семье, что Вова постоянно всех веселил, и каждый говорил: «С Медведем мы пойдем на любую задачу». Это было в июле 2024 года, а в октябре Владимир получил ранение.
«Мне он ничего не сказал, я об этом узнала от жены его друга Николая. Вова практически не выходил на связь, были тяжелые бои, его ранили». Олеся твердо решила, что полетит, прорвется в госпиталь к сыну, но Вова попросил подождать два дня.
«Днем приходит ко мне на работу Степа, говорит, принес тебе пирожок вкусный. Думаю, странно, он никогда ничего не приносил. И тут следом заходит Вова — хотел сделать сюрприз. Вся клиника ревет, все обнимаются. Он приехал за Степой в гимназию, намытый, начищенный, хромающий и пошел прямо в их класс».
Пока проходил реабилитацию в Тюмени, купил ребятам байк на фронт. Он объяснил родителям, что дрон не может тебя нагнать, когда ты едешь на байке. Поэтому байки спасают жизни. У Вовы была сломана кость в стопе, было показано провести дома четыре месяца. И, если честно, он мог не возвращаться, но сказал родным: «Не, не, я к пацанам» и уехал через два месяца.
Декабрь 2024-го
10 декабря у Олеси должна была быть командировка в Москву, но ей позвонили из военкомата: «Мы вас ждем, надо срочно приехать».
«Я приезжаю, мне вручают повестку, прямо как во время Великой Отечественной войны: «5 декабря, Новоивановка. Пропал без вести». Я начала звонить в часть, на все горячие линии, ответ один: пропал без вести. Каждый день звонили, искали, где Новоивановка, куда перешла, наша, не наша».
Правду Медведевы узнали через месяц, 10 января. Командир прислал фотографии татуировки. Владимир погиб в ночь с 4 на 5 декабря, когда его отряд был на линии боевого соприкосновения, ребята освобождали Курскую область. Они уже выполнили задачу, но попали под артобстрел. Вова вытащил несколько человек. «Он был проводником. Eго задача — завести группу, выполнить боевое задание и вывести живыми и невредимыми обратно. В тот раз он успел вынести троих, но за ним под артобстрелом никто не пришел».
Жить с трещиной в сердце
Мне очень тяжело понять,
Что я теперь Героя мать.
Готова душу я отдать.
Чтоб встретить и тебя обнять.
Из стихотворения Олеси Медведевой
После смерти сына Олеся поехала в Луганскую Республику как врач-волонтер на две недели. Работала с военным хирургом в перевязочной, где они выполняли по полсотни перевязок в день. «Обрабатывали раны, вытаскивали из них опарышей и осколки, которые практически невозможно достать, зашивали». В госпитале ей дали позывной «Медведица». Раненые спрашивали: «А вы завтра будете? Вы не больно перевязываете». При этом она никому не говорила, что мать героя. «Хотела, чтобы ко мне относились как к врачу-волонтеру. Когда Вова был в отпуске, он не хотел ничего рассказывать. Говорил, я там за вас за всех, чтобы вы жили, как сейчас живете. Я поняла, что мне тоже надо продолжить дело сына — помогать. Это действительно другая война — ни одного пулевого ранения, все ранения — осколки в телах молодых ребят, которые первым делом спрашивали: «Доктор, а когда я обратно? Мне надо быть там, я нужен своим».
Олеся говорит, что морально там легче: «Потому что там все ясно и понятно. Нет полутонов. Сразу понимаешь, кто есть кто: предатель, слабак, герой, тот, кто спасет. И ты понимаешь, что ты полезен, что ты эту помощь оказал, за руку подержал, сказал что-то доброе. И когда возвращаешься в нашу жизнь, где концерты, торговые центры, то теряешься. Но я тут нужна. Здесь моя семья, родители, младший сын, но с госпиталем мы поддерживаем связь, я всегда отвечаю, отправляю что-то».
Именно дом Олеся называет местом силы. «Мы пристроили к нему террасу, у нас там камин. Мы тут собирались, играли в шашки, шахматы, хохотали, топили баню. Зимой любили прыгать в снег, чертить снежного ангела, а утром искать, где чей ангел».
Что касается Степана, то Олеся говорит, что хотела бы, чтобы он стал врачом, но Степа пока не определился. Он играет в футбол и тренируется с Кириллом, который после смерти друга спросил: «Могу ли я Степану быть за брата?»
Олеся считает, что самое главное для мам, чьи дети сейчас на передовой, — верить и хранить верность своему единственному воину-герою. «Потому что верность одному дает возможность в этой вере воспитать миллионы». Первое время, когда они только узнали, что Владимир пропал без вести, Олеся начала писать ему письма. Каждый день в течение месяца писала. Прошел год, но у нее нет сил открыть и перечитать их. Но в будущем, когда она сможет, получится книга, посвященная сыну. Туда она также включит стихи, посвященные мамам и женам погибших ребят. А еще она собирается открыть клинику «ВоваМед». «Это будет клиника красоты, потому что все сыновья хотят, чтобы их мамы были красивые. Это как когда я Вову спрашивала, как я выгляжу, он говорил: «Мам, ну что ты спрашиваешь? Ты всегда прекрасна». А когда это говорит сын, то ты паришь, а не идешь. И если все получится, то буду проводить там реабилитационные мероприятия для тех, у кого, например, ожоги».

Несмотря на то, что своих детей он не успел завести, Вова стал отцом — крестным. У Николая, друга с передовой, родился сын. «Вова сказал, что хочет быть крестным отцом, чтобы помогать. Лева, когда они приезжают к нам в гости, называет меня баба Олеся». В гимназии № 12, где учился Владимир, есть парта героя и мурал. В спортивном комплексе «Центральный» одно из кресел на трибуне установлено в память о Вове и его подвиге.
«Он был назван Владимиром в честь меня, — говорит дедушка Владимира Медведева Владимир Мешков. — Спортом начал заниматься еще с детского садика, там заметили его способности. Был очень шустрым, не мог на одном месте сидеть, поэтому начал заниматься и тренироваться в академии мини-футбольного клуба «Тюмень».
«Конечно, важно, что его чтят, -продолжает дед. — Хочу сказать, что наш внук не мог по-другому служить ни в срочной службе, ни когда воевал — с честью и достоинством. Погиб он потому, что не мог оставить своих ребят, своих братьев раненых, и уйти. Это наше воспитание, как я говорю -наша порода. Мы на производстве всегда добросовестно трудились и были первыми».
«Не трагически погибли, а героически», «Тюменский курьер», 22.01.2026 г.

20 января на торжественной церемонии в администрации города глава города Максим Афанасьев и ветеран СВО Александр Роммель передали родителям Владимира Медведева его орден Мужества. Указ о награждении (посмертно) подписал президент Владимир Путин.
Из писем Владимира к матери:
«Вспоминаю тех, кого люблю и понимаю, что именно ЛЮБОВЬ меня ведет всю жизнь.
Разочарование в жизни может прийти, даже когда ты живешь совершенно в положительных и позитивных условиях.
Просто твоя душа — она пришла за другим!
За победами! За поражением! За справедливостью.
И человек все бросает и идет туда, где никому не понятно, для чего уходить из чистого, светлого, казалось бы, счастливого будущего. Туда, где смерть! А вот там, где смерть и жизнь, есть и настоящая любовь! Проверка!
Только там радость!
Честность! Боль!
И поражение!
И победы настоящие!!!
Непонятно людям, сидящим на диванах, что в окопах люди думают совершенно другими догмами, словами и чувствами. Тут открытые раны — раны прошлого и настоящего. Тут взвешиваешь всю свою жизнь. Тварь будет тварью. Трус может стать героем. Даже друзья, стоящие за твоей спиной, и ты веришь, что они ее прикрывают, и не один раз это было, в моменте могут просто уйти в сторону. И такое бывает …
Усталость.
Сбой — жажда жизни.
У кого-то после такого может быть истерика, если еще и погиб кто-то из-за него! И тут важно оценить, насколько трусость сильна, он такой и есть??? Или это минутная слабость из-за усталости или то, что сдали нервы? Eсть ли еще шанс ему оправдать себя или нет??? Вот тут дело великих командиров — не ошибиться в человеке! Дать шанс! А шанс — это жизни других ребят!»

Скоро будут новые воспоминания
Улица Владимира Медведева появилась в городе в начале сентября 2025 года в микрорайоне Труфаново. Она идет параллельно улицам Лазурной и Владимира Полякова, а упирается в Современную. Пока что на карте она прочерчена пунктирной линией, и найти ее можно только в официальных документах и в 2ГИС. На местности дороги нет — сплошное снежное поле. И это красиво, масштабно, просторно. Можно лечь и сделать снежного ангела в честь двадцатилетнего парня, такого доброго и бескорыстного. В подобные моменты задумываешься, приносит ли смерть покой? Откуда мы знаем, что нас ждет отдохновение? А вдруг отдохновением была жизнь?
Фото КРИСТИНА СEНЦОВА и из архива семьи
***
фото: Владимир Медведев принял военную присягу;Медведевы всей семьей;Владимир в поле после получения медали «За отвагу»;Владимир и Кирилл Логуш;Владимир и одноклассницы Мария Сиглова и Елизавета Анкушева;29 сентября 2025 года подписано распоряжение о присвоении безымянной улице в районе Труфанова имени Владимира Медведева, пока на ней нет ни одного дома.;;
