«Ниспровергатели устоев» и честные труженики
Среди выпускников Александровского реального училища в Тюмени были не только известные деятели культуры и науки, о которых мы уже рассказывали, но и общественные деятели разного уровня.
Одни проявили себя в регионе — Тобольской губернии, другие вышли на общероссийский и даже международный уровень. Удивительное это было учебное заведение: за 40 лет существования из его стен вышло столько талантливых и незаурядных людей! Не всякая современная средняя школа Тюмени может сравниться с ним в этом отношении.
Леонид Борисович Красин (1870-1926 гг.) был среди первых выпускников, он учился в 18801886 годах, а после продолжил образование в Петербургском химико-технологическом институте. Как химик он не прославился, но стал известным в России и за рубежом инженером-электриком. По своему проекту построил в Баку электростанцию и руководил ею несколько лет. В 1908 г. его пригласили в электрическую компанию Сименса в Берлине, где он скоро выдвинулся на руководящую должность и работал до 1914 г.
Красин состоял членом большевистской партии, был лично знаком и работал с Лениным, добывал для революции деньги и оружие. Умер он в 1926 г. в Лондоне, где работал полномочным представителем СССР.
Теперь революционная деятельность Льва Красина оценивается совсем по-иному, но его роль и значение в истории России остаются. Улица возле бывшего реального училища (прежде Телеграфная) носит имя Красина с начала 1928 года. В том же году по ходатайству учащихся сельхозтехникума соседнюю площадь назвали именем Красина (теперь площадь Борцов революции). Сельхозтехникум тоже носил имя этого человека с декабря 1927 года.
Семья Красиных жила в Тюмени на ул. Семакова, 7 (прежде эта улица называлась Подаруевской), там тоже была мемориальная доска. В середине 1980-х годов областной краеведческий музей собирал материалы для дома-музея Л.Б. Красина в Тюмени, но — времена изменились. Да и дряхлый исторический двухэтажный домик таинственно сгорел зимой 1993 г. Теперь там построен другой дом, современный и красивый.
Дела и поступки Льва Красина разными людьми в разное время оценивались по-разному. И. Бунич в книге «Золото партии» дал ему такую характеристику: «. знаменитый Красин, которого, казалось бы, не надо представлять, если бы о нем за последние 75 лет написано хоть одно слово правды. Одаренный инженер, он имел душу и навыки профессионального преступника, а потому чутьем и интуицией тянулся к большевикам. Во время революции 1905 года участвовал в ограблении Петербургского отделения Волжско-Камского банка, присвоив значительную сумму денег. Диапазон его увлечений мог бы составить несколько томов уголовного дела: от организации налетов на банковские фургоны и подготовки к выводу из строя столичной кабельной электрической сети до изготовления фальшивых денег и тривиального убийства полицейских. Дерзкий и решительный авантюрист, любивший рискованные действия, Красин разочаровался в Ленине, открыто издеваясь над приходящими из Цюриха его статейками, призывавшими к революции в Швейцарии. Когда в Петроград прибыл известный Георгий Соломон с целью собрать средства для бедствующего в эмиграции вождя мирового пролетариата, Красин, выслушав Соломона, вынул бумажник и протянул тому две пятирублевые бумажки. Соломон с возмущением отказался, заявив Красину, что обойдутся и без него. «Как хотите, — пожал плечами Красин, пряча банкноты обратно в бумажник, дружелюбно при этом заметив Соломону. — Не сердись, Георгий, Ленин не заслуживает помощи. Он охвачен манией разрушения и непредсказуем. Никто не знает, какая мысль родится завтра в его татарской башке. Шел бы он к черту. Давайте лучше пообедаем.»
Однако Ленин после Октябрьского переворота, уничтожив всю торговлю в стране, наркомом торговли почему-то назначил именно Красина. В этот наркомат стекались конфискованные деньги и товары как из крупных купеческих фирм с миллионными оборотами, так и из мелких лавок и мастерских, успевших наторговать всего «рублей по триста». Деньги и ценности передавались в Народный банк и основанный при нем «золотой фонд», а товары — на склады, переполненные до крыш из-за вызванного войной застоя во внешней торговле.
Красин был одним из соавторов системы «закрытых складов», которая заключалась в том, что даже когда, казалось бы, в стране есть все необходимое, ничего не продавалось, а только распределялось. Эта система жива и в наши дни, действуя с той же эффективностью.»
Кириак Степанович Колмаков (1870-?) — сын богатого тюменского купца Степана Васильевича Колмакова. Окончил реальное училище и Московский сельскохозяйственный институт, стал ученым агрономом. Являлся совладельцем семейного поместья в селе Заводоуковском, мельницы на реке Пышме. Содействовал строительству железной дороги Тюмень-Омск.
В начале XX века Кириак Степанович работал президентом Ялуторовского отдела Московского общества сельского хозяйства, которое имело свою типографию и издавало «Труды» с 1903 по 1913 гг.
Колмаков с октября по декабрь 1906 г. редактировал и издавал «Крестьянскую газету», где публиковались статьи по разным вопросам сельского хозяйства, аграрной торговли, новой техники, общественной жизни. Вышло десять номеров. За публикацию статьи о выборах в Государственную Думу цензура закрыла газету.
Дальнейшая судьба К.С. Колмакова неизвестна.
Окончание следует.
***
фото: в этом знаменитом здании на улице Республики когда-то размещалось Александровское реальное училище