Как у нас в Тюмени Фигаро женился
Комедия «Безумный день, или Женитьба Фигаро», вероятно, станет одной из самых популярных постановок Тюменского театра драмы.
Об этом можно было судить уже на премьере спектакля 12 февраля. Публика, заполнившая холлы и буфет, ожидала: что режиссер Андрей Лапиков сделал из знакомого всем сюжета о том, как слуга графа Альмавивы Фигаро решил жениться?
Перед началом спектакля гости пили кофе и вспоминали имена главных персонажей пьесы, артистов, которые исполняли главные роли в театрах других городов. Тем, кто не помнил сюжета, друзья рассказывали, что графу симпатична невеста Фигаро Сюзанна, она же служанка графини. Воспользуется ли он феодальным «правом первой ночи», которое сам отменил? Кто кого перехитрит — богатый граф или изобретательный жених? Интриги и хитрости должны перевернуть упорядоченную жизнь графского дома, поставить все с ног на голову, впутывая персонажей в нестандартные и, конечно, смешные ситуации.
Для успеха постановки, кажется, есть все. Весьма органичный в роли графа Альмавивы Геннадий Баширов. Ему к лицу статус феодала, пусть и комического.
Сам Фигаро в исполнении артиста Сергея Скобелева несколько хлыщеват, но зато полностью соответствует пространственной формуле своей роли «Фигаро тут, Фигаро там». Как и диктует роль, Скобелев изобретателен и вездесущ, он может все: с налету вписаться в ситуацию и решить ее в свою пользу, насмешить зрителя, успеть все и везде.
Свежо воспринимаются новые лица театра — молодые артисты Евгения Казакова (Сюзанна) и Роман Ишимов (Керубино).
Сюзанна — не Сонечка Мармеладова, которую мечтает сыграть Евгения, а Керубино — не Хлестаков, роли которого ждет Роман, но надо признать, что в «Безумном дне…» оба артиста пришлись ко двору. Сюзанна — очаровательна, изобретательна и очень естественна (сразу понятно, что так привлекло графа). Шалопай Керубино — умилителен.
Художник Алексей Паненков не стал перегружать сцену замысловатыми декорациями. Он просто завалил ее большими подушками, подарив сценическому пространству немного уюта. Потому-то все происходящее на сцене выглядит как домашняя комедия.
Эти подушки выполняли несколько функций: были и реквизитом, который туда-сюда носили артисты (временами даже швырялись ими и прятались в них же), и мебелью, на которой и сидели, и лежали. Может, кто-то и ожидал увидеть на сцене сложные громоздкие декорации, но, по-моему, подушки — это удобно и функционально. И не отвлекает от главного — актерской игры.
Отвлекает другое. А именно — карнавальная пестрота, даже некоторая аляповатость костюмов и прочие мелкие недочеты. Например, на голове Евгении Казаковой — темно-красный шиньон, плохо сочетаемый с ее собственными темными волосами. Пустяк, конечно, но не заметить этого невозможно.
Впрочем, думаю, что о коммерческом успехе постановки авторам беспокоиться не придется. Бессмертное произведение Бомарше беспроигрышно, такие пьесы даже не обязательно как-то по-особенному «ставить», достаточно только взять на главные роли известных в городе артистов. Их популярность и легендарность пьесы — залог успеха.
И успех, судя по аншлагу, пришел. Он витал в воздухе. Правда, идя на премьеру, я, как и другие зрители, предполагала, что смеяться придется немного чаще.
***
фото: Сцены из спектакля. Одна из комедийных ситуаций: лежащему Фигаро (Сергей Скобелев) угрожает опасность;Граф Альмавива (заслуженный артист РСФСР Геннадий Баширов);Сюзанна (Евгения Казакова) гонится за Керубино (Роман Ишимов);Графиня (Диана Быстрицкая).