Наведение мостов на главном пути
Такой «транспортно-строительный» заголовок навеян одним из сюжетов, о которых шла речь на встрече Николая Винниченко, полпреда президента в Уральском федеральном округе, с руководителями средств массовой информации шести входящих в округ регионов. Сюжет называется «Урал промышленный — Урал полярный». Как сообщили недавно московские телевизионные каналы, страна готовится к реализации основной части этого проекта — строительству железной дороги по восточному склону Уральского хребта.
Но — главный путь не обязательно должен быть железнодорожный. И наводить мосты можно не только через реки.
Конечно, полпред стремился высказать свой взгляд не только на мегапроект, но и на другие проблемы — модернизация экономики, положение на рынке труда, энергосбережение, ротация кадров в высшем эшелоне региональной власти, перспективы укрупнения территорий… Но поскольку я не ставлю перед собою задачи дать полный отчет об этой непродолжительной, но насыщенной встрече, то позволю себе сосредоточиться на вопросах, так сказать, внутреннего порядка.
С подачи екатеринбургского журналиста Дынина беседа полпреда с нами плавно соскользнула к взаимоотношениям прессы с органами власти.
Не секрет, говорил Дынин, что многие чиновники начинают утро не с чтения газет, а с Интернет-прогулки по некоторым широко известным сайтам. И хотя публикуемая там информация порой напоминает слив, интерес к ней не ослабевает. И, как догадывается коллега, кое-кто за бюджетные деньги поддерживает это направление журналистики, поскольку оно служит борьбе чиновничьих кланов между собой.
Полпред «подачу» принял. Он сказал, что это «тема больная». И отметил, что ни разу не слышал, чтобы кто-то отозвался об официальных сайтах, в том числе и о сайте полпредства, — интересно. В противовес «желтой прессе». Здоровая информация, по его словам, должна доминировать над «желтой прессой».
Корреспондент «Тюменского курьера», который в течение многих лет пишет о все усложняющемся доступе к информации на самых разных уровнях, возразил: «так называемые нормальные СМИ» проигрывают на информационном поле «так называемой желтой прессе». Эта пресса получает «эксклюзивную информацию» и не затрудняет себя проверкой. Мы можем противостоять сливу на информационном поле, только обладая качественной, достоверной, интересной читателю информацией. Получить ее практически невозможно. Подлинные носители серьезного эксклюзива, который интересует массового читателя, всячески уклоняются от прямых контактов с журналистами. Нас отсылают к пресс-центрам, но там не все и не всегда хотят дать важную информацию…
Кто-то из коллег сокрушенно подтвердил, что «в законе о госслужбе есть определенные лазейки, которые обязывают чиновника промолчать… Пресс-служба имеет право говорить, а все остальные — молчи. Поэтому надо поправить закон…»
Николай Винниченко вспомнил, как он сам на своей прежней работе, на все просьбы прокомментировать отвечал: «Без комментариев!» Такая, по его словам, позиция была сформирована на самом верху. «У нас тоже было жесткое требование: контакты со СМИ только через пресс-службу. Единственное, что я требовал от руководителя этой службы, — незамедлительно докладывать о том, чем интересуется журналист». Но, убеждал журналистов полпред, «когда потребовалось, то генпрокурор Устинов менялся на глазах…»
В то же время, как я понял, полномочный представитель президента хотел бы, прежде всего, улучшить работу пресс-служб всех уровней. В пресс-центрах, сказал он, «работают ваши бывшие коллеги, такие же профессионалы, но связанные некоторой корпоративной и чиновничьей солидарностью». Здесь полпред сделал паузу и добавил: «Которой, конечно, не должно быть».
— По поводу ситуации с некоторыми изданиями, — мягко формулировал полпред, — я не вижу, чтобы их информация была востребована в округе настолько глубоко и широко, чтобы это вызывало опасения. Я убежден, что и количество этих изданий не столь велико, залогом этого является и ваша позиция. Что касается нарушений, которые есть… Если говорить о реагировании государства на эти нарушения, то позиция государства не поколеблена. Иски, которые были предъявлены против Роскомнадзора, отозваны, а вынесенные им предупреждения нарушителям — не поколеблены. Я считаю, что это — отражение общей ситуации в округе. Законы действуют и никаких исключений… Будут ли множиться желтые издания? Поверьте, я убежден, что оснований для этого нет. Просто все должны действовать в четко очерченных законодательных границах…
И снова — от прессы различных цветов к идее наведения мостов. Конечно, желание одного из коллег «поправить закон о госслужбе» в плане «доступа к телу» (есть такой термин на журналистском слэнге) вряд ли осуществится скоро и в желаемом объеме. «Прессфильтр», каковым чаще всего является ведомственная пресс-служба, удобнее, чем отвечать на прямые вопросы. Полпреду решение проблемы, или нормализация отношений видится в налаживании диалога между обеими сторонами информационного моста. Винниченко предложил провести встречу редакторов и руководителей пресс-центров. Чтобы обсудить принципы нормальной работы, выработать систему «правильного освещения и предоставления положенной информации», как сказал полпред.
На мой вопрос: обладают ли пресс-центры всей полнотой информации, Николай Александрович ответил однозначно, я бы сказал, по-прокурорски:
— Обязаны обладать. Все зависит от профессионализма руководителя пресс-центра. Профессионал находит основные ключевые предприятия и интересуется, что там происходит? Наверняка по этим вопросам будут обращаться сегодня. Тот же, кто начинает день с чаепития и обсуждения того, что появилось в желтой прессе, тот не способен работать на этом участке…
Журналистам эти слова понравились.
***
фото: Полномочный представитель президента Николай Винниченко;Екатеринбургские журналисты слушают внимательно.