X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Пусть не будет без вести пропавших

В «Ишимской правде» за 26 декабря прочел статью «Охота за тенью» и решил откликнуться. Моя мама содержалась в лагерях военнопленных вместе с двумя детьми.

Вот что известно из архивной справки № А-32. Аверина Наталья Михайловна, 21.08.1916 года рождения, с. Новолокти, жена военнослужащего Аверина Николая Васильевича (лейтенанта). В 1941 году совместно с мужем и двумя детьми, Любовью и Надеждой, проживала в Литве. Муж — командир взвода 74 СП. 22.06.1941 года ушел в расположение роты, и о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

С 22 июня 1941 по 31 июля 1944 года Аверина Н.М. с детьми как семья комсостава содержалась в лагерях военнопленных. В июле 1944 года они были освобождены советскими войсками. После выбыли в Ишим. Фильтрационная карточка от 29.01.1947 года.

Лагерь интернированных: г. Калвария (июнь 1941 — июль 1942 года), лагерь для интернированных: д. Каецкишки, ст. Козловоруда (июль 1942 — декабрь 1944 года).

Если про маму данные у нас есть, и после войны она прожила долгую жизнь, то об отце мы ничего нигде не можем узнать. Он пропал без вести в первый день войны. Вы ведете поиск и, возможно, что-то прояснится в судьбе Аверина Николая Васильевича.

Владимир Аверин

О судьбе Натальи Михайловны Авериной и ее детей, оказавшихся в качестве пленных в немецком лагере под городком Казлу Руда (современное название), мы писали еще в первом томе книги «Запрещенные солдаты».

Вот этот небольшой текст — то, что говорила Наталья Михайловна, когда проходила фильтрацию, как все, кто был в плену.

«… в 1941 году я совместно со своей семьей: мужем — Авериным Николаем Васильевичем и двумя детьми проживала в Литве в г. Калвария. Муж служил командиром роты в 74-м стрелковом полку. Когда началась война и стали бомбить город, то муж ушел в расположение своей роты, и я его больше не видела. Мы — жены комсостава, около 64 человек, с детьми отступили из города, но через семь километров нас догнали немцы и забрали в плен. Это случилось 22 июня. Все семьи комсостава поместили в лагерь Козлова Руда, где мы находились до июля 1944 года…»

Мы попытались узнать, что случилось или, что могло случиться с лейтенантом Николаем Авериным. Ни в книге «Память» (седьмой, ишимский, том), ни на саксонском сайте нет данных о Николае Аверине, уроженце деревни Неволино, 1910-1911 года рождения.

Тогда стали искать что-нибудь о 74-м стрелковом полку, где он, по словам Натальи Михайловны, служил. До 1939 года стрелковый полк с таким номером был в составе 25-й «Чапаевской» дивизии. Но в 1939 году, в ходе реорганизации РККА, на базе полков 25-й дивизии развернулись три новых соединения: 116-я, 135-я и 147-я СД. Ни в одной из этих дивизий не оказалось 74-го полка. (Кстати, 147-я СД сражалась рядом с 229-й, Ишимской, в большой излучине Дона — см. «Тюменский курьер» за 3 февраля с.г.) Пока нам не удалось обнаружить часть с таким номером среди тех, кто первым встал на пути гитлеровских войск 22 июня 1941 года на бывшей литовско-германской границе.

Там весной 1941 года были развернуты 9 советских дивизий в составе четырех стрелковых корпусов — десятого, одиннадцатого, шестнадцатого и двадцать девятого. В районе городка Калвария, о котором говорила Наталья Михайловна Аверина, стоял у границы 16-й стрелковый корпус: 5-я, 33-я и 188-я дивизии. 33-я СД прикрывала тот самый литовский городок, откуда при первых бомбовых разрывах ушел в роту лейтенант Аверин.

В 33-й было три стрелковых полка, которые стояли вдоль границы: в центре — 164-й, на левом фланге — 82-й, на правом — 73-й СП (см. на схеме).

Не семьдесят четвертый, который мы ищем, а семьдесят третий… Может быть, Наталья Михайловна, после трех лет мучений в лагере, сберегая двух дочек, одна из которых была еще грудной, просто позабыла или перепутала номер полка? Может быть, надо было писать в Подольский архив и искать ротного командира совсем другой части? Не знаю. Знаю, что за годы работы над «Запрещенными солдатами» мы встречались с самыми невероятными случаями и совпадениями.

А теперь несколько сведений из истории 33-й СД.

… К началу войны она должна была занять позиции по границе с Восточной Пруссией. Однако успели занять позиции только третий батальон 73-го СП, 1-й батальон 164-го и 2-й — 82-го. К вечеру 22 июня 1941 года дивизия отброшена от границы в леса, где проведет три года плена семья лейтенанта Аверина. А 23 июня 1941 года 33-я СД ведет бои на улицах Каунаса. Красная Армия отступает и отступает эта дивизия — через Двинск, через реки Западная Двин, Великая, Ловать… «На этом пути дивизия трижды попадала в окружение, получала пополнение и снова вводилась в бой. В августе она наступала в районе г. Холм, а в начале сентября ей вновь пришлось отступить. В списках дивизии к этому времени осталось 500 человек…

… В апреле 1945-го она участвует в берлинской операции и штурмует рейхстаг. Так закончила войну 33-я стрелковая Белорусская Холмско-Берлинская Краснознаменная ордена Суворова дивизия.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта