X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тот не кинолог, кого не кусала собака

Стало немного не по себе, когда мимо с грозным рыком пронесся черный «медвежонок» Блед. Еще мгновение, и он бросился на убегающего человека, вцепился ему в предплечье…

«Блед, фу!» — строго и громко крикнул Владлен Степанов, хозяин «медвежонка». Тот послушно разжал зубы. Виляя коротким хвостом и заискивающе поглядывая на хозяина, побрел к его ногам. Теперь можно разглядеть, что Блед — вовсе не медведь, просто очень похож. Он — крупный ротвейлер с большой мордой, мощной грудной клеткой и… добрыми чуть влажными глазами.

Но вот покусанный Григорий отряхнул тулуп, выпрямился, и взгляд ротвейлера вновь посуровел. Владлен успокаивающе погладил черный лоснящийся бок собаки — игра закончилась, можно расслабиться и съесть угощение.

Сегодня эти два человека и большая собака действительно просто играют, хотя для непосвященного такое развлечение может показаться жутковатым: уж больно громко рычит пес, и очень бледнеет лицо того, кому приходится играть роль «задержанного».

— А иначе нельзя, — улыбается Тахир Курбанов, начальник областного центра кинологической службы. — Кинолог — ненастоящий, если его, хотя бы раз в жизни, не кусала собака. Укус чувствуется даже через спецодежду. Синяки, конечно, остаются…

И такие «боевые ранения», наверное, что-то вроде опознавательного знака, чтобы человек и собака не забывали: теперь мы одной крови, ты и я. Именно поэтому кинологи знают, что у каждой служебной собаки должен быть свой хозяин, с которым и в огонь, и в воду, и… на прогулку в лесок, что находится неподалеку. И плохо бывает, когда хозяину по каким-то причинам приходится покидать своего питомца — тому очень сложно привыкать к новому человеку.

— Условно на знакомство с новым сотрудником уже взрослой собаке, работавшей в паре с другим кинологом, дается месяц, — рассказывает Курбанов. — Но на самом деле привыкание длится дольше, потому что для собаки это очень болезненно — когда меняется наставник.

Сейчас в центре 34 хвостатых сотрудника — немецкие овчарки, лабрадоры, ротвейлеры. У каждого четвероногого есть свой друг и коллега — кинолог. Он и вольер почистит, и накормит, и поиграет.

Игра — это неотъемлемая часть дрессировки служебной собаки. С щенком начинают заниматься с очень раннего возраста, узнавая его предпочтения, интересы и сильные стороны характера. Самому подвижному щенку быть розыскной собакой, в центре их еще называют «следолаями». Если щенок, напротив, спокойный, задумчивый, серьезный, он будет хорошим поисковиком оружия, потому что в этом деле нужны последовательность и основательность. Ну а если малыш любознателен, он впоследствии с легкостью будет находить любые спрятанные наркотические вещества.

Кстати, для того, чтобы «натаскать» служебную собаку на наркотики, ей вовсе не нужно давать их пробовать. Во-первых, говорит начальник центра, это вредно для ее здоровья; во-вторых, очень уж дорого. При обучении используются любимая игрушка и имитаторы со специфическим запахом наркотиков. Первое время собака на имитаторы и внимания никакого не обращает, ей интереснее найти игрушку. А запах из баночки, которая неизменно находится рядом с мячиком или косточкой, запоминается автоматически.

… Из вольеров раздается громкий лай — кто-то басит, кто-то тонко подвывает. А вот лабрадориха Рита смотрит на нас молча и внимательно, закинув передние лапы на прутья клетки. Время от времени недовольно косится на соседний вольер, где с громким сопением гоняется за своим хвостом пес Генри, и снова смотрит на нас, словно призывая в свидетели: «Ну, не охламон ли?..»

Рита и на службе такая же деликатная и утонченная, хотя работать ей приходится с вещами совсем не женскими — оружием и взрывчаткой.

Она аккуратно подходит к ряду сумок — в одной из них ее хозяин Андрей Аршинов спрятал минуту назад пистолет. Рита настроена решительно — после основательной проверки разнокалиберных сумок останавливается у красно-черной. Андрей разводит руками, пытаясь сбить лабрадориху с толку, улыбается: «А, может, в другой?» Рита игриво виляет хвостом, ложится возле сумки: «Ну что, хозяин, разве первый год с тобой работаем? Иди уже, доставай свой пистолет».

Никто, в принципе, и не удивился, что оружие действительно оказалось там. А Рита заторопилась обратно в вольер, поджимая замерзшие лапы.

— Работоспособность собак на открытом воздухе падает, когда на улице холоднее, чем минус 25, — говорит Тахир Курбанов. — Поэтому, когда холодно, мы собачек бережем…

Но вольеры их все равно находятся на улице, чтобы четвероногие служивые закалялись. Ведь это сейчас у них есть теплая травяная подстилка в будке и сытное питание. А может случиться такое, что придется делить с хозяином сухой паек, работать под дождем, спать на снегу…

Поэтому и человек, и собака всегда должны оставаться настоящими профессионалами — и играя, и выполняя свою работу.

***
фото: Андрей Аршинов и Рита;Задержание «подозреваемого»;«Приятно с вами познакомиться», или собака сразу видит, кто пришел к ней в гости.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта