X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ледокол «поплывет» на колесах

— А изобретения мы еще ни разу не оформляли официально, — скромно улыбается Николай Рыжов. — Потому что останавливаться на одном просто времени нет — нужно постоянно двигаться вперед, что-то придумывать, что-то совершенствовать…

Николай Алексеевич — главный конструктор завода «Тюменремдормаш». Совсем недавно это предприятие по заказу городской администрации спроектировало и изготовило незаменимый для уборки тюменских улиц агрегат — скалыватель льда. Это навесное оборудование, которое может крепиться практически к любой отечественной машине очистительной техники.

Чертежи агрегата Рыжов сделал буквально за несколько дней. Толчком для вдохновения послужил появившийся не так давно в нашем городе финский погрузчик «Вилле». По большому счету, скалыватель льда стал, в каком-то роде, аналогом иностранной уборочной техники. Вот только приобрести такой будет в разы дешевле. Основной упор сделан, в первую очередь, на экономичность изобретения.

— Если финский погрузчик стоит около семи с половиной миллионов рублей, то навесной скалыватель льда обойдется максимум в 400 тысяч рублей, — рассказывает генеральный директор завода Алексей Рагозин.

Цена зависит от размера насадки, которая варьируется в зависимости от того, где будет использоваться агрегат: на проезжей части или на тротуарах.

— Плюс в том, что к одной машине можно прикрепить маленький скалыватель, можно — большой, можно совок или лезвие, да хоть телегу, — говорит Алексей Вячеславович. — Экономия налицо — машина будет работать и летом, и зимой. Не нужно держать про запас отдельный механизм для скалывания льда, который будет простаивать весь теплый сезон.

Сейчас в цехах «Тюменремдормаша» рабочие готовят еще двенадцать «насадок» — больших тяжелых барабанов с острыми зубьями. Чтобы в будущем коммунальные службы с легкостью могли бороться с наледью, рабочим приходится изрядно потрудиться.

— Дело это очень трудоемкое, — говорит Валентин Пикулин, заместитель генерального директора по производству, входя вместе с нами в сварочный цех. — Барабан состоит из двенадцати сегментовдисков с заточенными зубьями.

Всего зубьев на барабане — 1300. Каждый обтачивается, подвергается термальной обработке и затем уже приваривается к насадке. Даже один такой зубец весит довольно прилично и, например, в моей ладони помещается с трудом…

— А в общей сложности насадка весит около 2700 килограммов вместе с рамой, которая покрывает барабан сверху, — говорит Николай Алексеевич, взвешивая в руке еще не обработанный зубец.

Под тяжестью барабана и машины (общая нагрузка — семь тонн) такие зубья впиваются в ледяной настил и раскалывают его. За один оборот вокруг своей оси барабан четыре раза ударяется о землю — за счет грузил, которые находятся внутри каждого диска. Глубина обработки наледи за один проход — 60 мм.

… В сварочный цех заезжает погрузчик с новыми деталями. Их привозят из цеха заготовок, где составные большой насадки изготовляют при помощи плазменной резки. Все параметры заносятся в компьютер, который затем и контролирует процесс резки деталей. Именно это, по словам Валентина Пикулина, и позволяет, несмотря на сложность работы, изготовить скалыватель в достаточно короткие сроки — основные заботы берет на себя техника.

Однако даже самая современная аппаратура не способна принять на себя всю нагрузку. Последнее слово всегда останется за человеком. Хоть в готовом виде скалыватель и выглядит большой и грубой (даже немного пугающей) махиной, сварщики работают над ней, как ювелиры. Аккуратно подгоняют кромки деталей, по одному приваривают зубья…

А чуть подальше от места работ как достойный образец стоит трактор К-700 — к нему уже привешен первый готовый скалыватель льда. В минувшую субботу он доказал руководству города свою состоятельность на пробном полигоне — дороге, где наледь не убиралась с начала зимы (ее просто невозможно было ничем сколоть). Сейчас готовый образец ждет своих собратьев, чтобы тяжелой мощной «артиллерией» (может быть, уже в начале следующей недели) выйти на дороги города.

Работы до конца зимы, по словам Валентина Пикулина, у «ледокола» хватит.

***
фото: Николай Рыжов;Тюменский «ледокол»;Ювелирная работа сварщиков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта